Заключение договора по 223 фз прямая закупка

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Заключение договора по 223 фз прямая закупка

Закупка у единственного поставщика — это неконкурентная процедура. О ее особенностях и порядке проведения читайте в материале.

Что значит закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Это процедура, которая не предполагает конкурентной борьбы между участниками, подавшими заявки, и не подразумевает рассмотрения заявок нескольких участников закупки.

В положениях некоторых заказчиков также можно встретить такой термин, как безальтернативная закупка. Технически это то же самое.

Такая закупка предусматривает заключение договора с конкретным поставщиком в условиях, когда конкуренция отсутствует вследствие особенностей рынка закупаемой продукции.

Когда возможна закупка у едпоставщика по 223-ФЗ

Каждый заказчик сам определяет, когда возможен выбор единственного поставщика по 223-ФЗ. В положении о закупках должен быть исчерпывающий список оснований.

Рассмотрим их на примере ГАУ «Калининградский государственный научно-исследовательский центр информационной и технической безопасности». Заказчик закупает товары, работы и услуги у единственного поставщика в следующих случаях:

  • возникла срочная потребность из-за аварии, ЧС, и использования конкретных способов нецелесообразно;
  • цена контракта менее 400 тыс. руб.,
  • проводится закупка ТРУ у субъектов естественных монополий;
  • конкурентная закупка признана несостоявшейся;
  • планируется заключение договора на посещение культурного учреждения;
  • проводится закупка услуг по обучению и повышению квалификации, аттестации работников заказчика;
  • закупаются услуги организации и участия представителей Калининградской области в выставках, форумах, семинарах, тренингах, конференциях, совещаниях, конкурсах по отраслевой специфике заказчика;
  • закупаются услуги по поставке ресурсов — электроэнергии, тепла, газа, воды;
  • планируется закупка финансовых услуг;
  • проводится закупка бензина;
  • планируется заключение договора на услуги связи, телематические услуги;
  • закупаются услуги оператора электронной торговой площадки;
  • закупаются услуги у организаций, осуществляющих хостинг и иную деятельность, связанную с организацией функционирования доменных имен и т.д.

Новые правила заключения контрактов с единственным поставщиком с 1 августа

C начала августа, а точнее с 31 июля, когда вступило в силу новое правило, заказчики получили новые возможности, чтобы заключить контракт с едпоставщиком в облегченной версии. В такие контракты теперь можно не вписывать ответственность сторон, приемку, порядок оплаты и другие обычные пункты. Читайте, какие еще льготные условия появились в контрактах с пониженными требованиями и чем вы рискуете.

Узнать про изменения

Роснефть проводит безальтернативные закупки в следующих случаях:

  • продукция относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • на продукцию установлены регулируемые тарифы;
  • закупается электроэнергия;
  • продукция закупается в целях проведения опытно-промысловых испытаний и т.д.

Закупку у единственного поставщика этот заказчик может выбрать в двух случаях:

  • отсутствует достаточный запас продукции, требуемой для ликвидации чрезвычайных обстоятельств;
  • необходимо обеспечить защиту интересов компании в ходе судебных разбирательств.

Часто в положениях о закупках можно встретить оговорку о том, что наличие оснований для проведения закупки у единственного поставщика не является препятствием для проведения конкурентной закупки.

Закон 223-ФЗ не регламентирует порядок закупки у единственного поставщика. Правила устанавливают в положении о закупках. Часто можно встретить следующий порядок:

  • заключение договора с единственным поставщиком;
  • размещение в ЕИС извещения, документации и проекта договора.

Проводите неконкурентную процедуру только по основаниям, которые предусмотрели в положении о закупке. Если закупка не подходит ни под одно из оснований, проведите торги, иначе рискуете получить жалобу. Смотрите, как правильно внести закупки в положение, какие основания неконкурентных процедур выделить, когда нужно размещать в ЕИС извещение.

Пошаговая инструкция

Извещение и документация о закупке носят уведомительный характер и не предполагают подачу со стороны участников закупки каких-либо заявок, документов и сведений. К ним должен прилагаться проект договора, на основе которого заключается договор с едпоставщиком.

Обоснование закупки у едпоставщика не требуется, если, конечно, заказчик не включил такое условие в положение.

Реестр единственных поставщиков по 223-ФЗ

В ЕИС можно найти реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется или осваивается на территории нашей страны. Но этот реестр относится к 44-ФЗ. Аналогичного реестра по 223-ФЗ нет. Но нужно отметить, что часто заказчики сами ведут реестры квалифицированных поставщиков, которые прошли предварительный отбор.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102478-qqq-19-m5-zakupka-u-edinstvennogo-postavshika-223fz

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 223-ФЗ

Заключение договора по 223 фз прямая закупка
8 (495) 651-06-21

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.

Задать вопрос Данная разновидность закупки является неконкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При закупке у единственного поставщика заказчик направляет предложение о заключении договора конкретному физическому или юридическому лицу. Закупая товары, работы, услуги таким способом заказчику, в отличие от проведения закупки конкурентными способами, не требуется проводить торги. В Положении о закупке заказчик должен самостоятельно определить условия применения закупки у единственного поставщика.

  • Если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.
  • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.
  • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут.
  • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества.
  • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества.
  • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи.
  • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.
  • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы.
  • Осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на сумму, не превышающую сто тысяч рублей.

Специалисты Группы Компаний “Ценный Контракт” окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.

    Заказчикам:         С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.

   Поставщикам:     С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе.
    Обучение:            Повышение квалификации по 44-ФЗ – 25 000 руб.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ      Оформите заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Устанавливая в положении о закупках случаи осуществления закупки у единственного поставщика, заказчик должен руководствоваться принципом разумности и объективной необходимости установления таких исключения закупки без торгов. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте информацию о закупках, если цена договора не превышает 100 тысяч рублей (500 тысяч рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей). При этом заказчик обязан не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика. Рекомендуем заказчикам устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения закупки у единственного поставщика, не предусматривать осуществление абсолютно всех закупок через прямые закупки. Любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ). На официальном сайте zakupki.gov.ru необходимо опубликовать следующие сведения:

  • Извещение.
  • Документация.
  • Проект договора.

Под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ осуществления закупок, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

  • Закупки товаров, работ, услуг на сумму до 100 тысяч рублей с НДС включительно (по 223-ФЗ).
  • Вследствие чрезвычайного события, документально подтвержденного, возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.
  • Необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика и ограниченный объем предлагаемой закупки по сравнению с первоначальными закупками (не более _ % первоначального объема в сумме по всем предлагаемым дополнительным соглашениям с сохранением начальных цен за единицу продукции), разумность цены и непригодность товаров или услуг, альтернативных рассматриваемым.
  • Конкурентная закупка была признана несостоявшейся и (или) ее проведение не привело к заключению договора. Составляется протокол закупки у единственного поставщика.
  • Поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ “О естественных монополиях”.
  • Закупки услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а так же иных услуг по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
  • Заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии (прилагается соответствующая документация о закупке у единственного поставщика).
  • Выполнение работ по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.
  • Возникновение потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Производится с помощью извещения о закупке у единственного поставщика.
  • Закупки услуг по авторскому контролю за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами.
  • Закупки услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия; при этом к услугам, предусмотренным настоящим пунктом, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.
  • Закупки услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы).
  • Закупаемые товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным (единственным) поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в том числе, если исключительные права в отношении закупаемых товаров (работ, услуг) принадлежат определенному поставщику (исполнителю, подрядчику), при условии, что на функционирующем рынке не существует равноценной замены закупаемых товаров, работ и услуг (с приложением соответствующей документации о закупке у единственного поставщика).
  • Заключение договора на участие в выставке, конференции, семинаре, повышении квалификации и профессиональной переподготовке, стажировке, участии в ином мероприятии с поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия.
  • Оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе.
  • Закупки входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
  • Возникновение потребности в товарах (работах, услугах) для исполнения обязательств по договору, в соответствии с которым Заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и приобретение которой путем проведения конкурентных процедур закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по такому договору сроки невозможно.
  • Заключения гражданско-правовых договоров о выполнении работ, оказании услуг заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами.
  • Заключается договор с оператором электронной площадки.

Заказать услугу

Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.

Вернуться к списку

Источник: https://www.v1a.ru/sovety/zakupki-po-223-fz/zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-podryadchika-ispolnitelya-po-223-fz/

Хитрость не в счет. Обзор актуальных разъяснений по применению Закона № 223-ФЗ

Заключение договора по 223 фз прямая закупка
Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает принципы и общие правила осуществления закупок продукции. При этом порядок их проведения, заключения и исполнения договоров определяется заказчиками самостоятельно.

Отсутствие детальной регламентации закупочных процедур в рамках Закона № 223-ФЗ повышает вероятность обжалования действий заказчиков со стороны участников закупки.

В данной ситуации разъяснения Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по спорным вопросам применения 223-ФЗ и подзаконных ему нормативных правовых актов могут помочь минимизировать риски неблагоприятных последствий такого обжалования, в том числе привлечения должностных лиц заказчиков к административной ответственности и аннулирования закупки. Старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок Ирина Сургутскова разъяснила некоторые актуальные положения Закона № 223-ФЗ. – Применению закона при возникновении договорных отношений, которые не охватываются понятием «закупка товаров, работ и услуг», посвящено немалое количество писем Минэкономразвития РФ и ФАС России. Однако правоотношения по аренде, агентированию, кредиту регулируются в Гражданском кодексе РФ специальными главами, отдельными от купли-продажи, подряда и услуг. В связи с этим в правоприменительной практике встречается мнение о том, что заключение договоров, предметом которых не являются поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, не подпадает под действие 223-ФЗ. Однако, по мнению Минэкономразвития России, заключение договора банковского вклада является закупкой, так же как и закупки, осуществляемые агентом в рамках агентского договора от имени и за счет заказчика, закупки займов и кредитов. Аналогичной является и позиция ФАС России, которая считает, что финансовые услуги и аренда подпадают под действие Закона № 223-ФЗ, – объяснила эксперт. Ирина Сургутскова также отметила, что косвенно отнесение арендных правоотношений к сфере действия 223-ФЗ подтверждается положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1352, согласно которому при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров не учитываются закупки, предметом которых является аренда объектов недвижимого имущества. Кроме того, ФАС России отмечает, что, если положением о закупке заказчика не урегулированы отдельные ее виды, в этом случае положение считается не размещенным на официальном сайте. Следовательно, при проведении таких закупок заказчик должен руководствоваться нормами законодательства о госзакупках. – И формально-юридически контрольный орган прав, т. к., согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, при отсутствии размещенного в установленном порядке положения о закупке заказчик руководствуется Федеральным законом № 44-ФЗ. В связи с этим целесообразно положение о закупке распространить на заключение любых возмездных договоров, в том числе путем отнесения аренды, финансовых услуг и проч. к основаниям закупки у единственного поставщика, – считает Ирина Сургутскова.

извещения и документации о закупке

Эксперт напомнила, что в силу пп.12 и 13 ч.10 ст. 4 Закона № 223 документация о закупке должна содержать критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. При этом закон не регламентирует, насколько детальным должен быть такой порядок. Но, по мнению ФАС России, он должен быть прозрачным и объективным. При этом контрольный орган разъясняет, что порядок оценки и сопоставления заявок может содержать, например, вес каждого критерия оценки, установленного в документации о закупке; оценку в баллах, получаемых участником закупки; алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке; иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемые участником закупки. Другими словами, документация о закупке должна содержать условия, при которых заявка одного участника будет признана комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими. Кроме того, отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок также противоречит целям Закона о закупках, поскольку объявление публичной процедуры, когда участникам торгов неизвестен порядок, при котором та или иная заявка признается победителем закупочной процедуры, препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует ограничению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, а также создает условия злоупотребления со стороны организатора торгов, комиссии. Правомерность данной позиции контрольного органа подтверждается судебной практикой.

Учет НДС при сравнении цен, предложенных участниками закупки

По мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе определить в положении и установить в документации о закупке требование о том, что в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС. Ирина Сургутскова считает такую позицию спорной. Сравнение ценовых предложений участников закупки без НДС может привести к созданию для них преимущественных условий по сравнению с теми, кто применяет упрощенную систему налогообложения. Что касается даты рассмотрения заявок и подведения итогов закупки, эксперт напомнила, что, согласно п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в извещении и документации о закупке должны быть указаны даты рассмотрения предложений участников и подведения итогов закупки. Минэкономразвития России разъясняет, что заказчик не вправе указывать в извещении и документации вместо точной даты период рассмотрения заявок и подведения итогов. Данная позиция полностью согласуется с нормами действующего законодательства.

Заключение и исполнение договора

Ирина Сургутскова напомнила, что с июня 2015 года Гражданский кодекс РФ дополнен нормами о рамочном договоре. Таковым признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены путем заключения отдельных договоров. В связи с введением в ГК РФ понятия рамочного договора у многих заказчиков возник вопрос, правомерно ли провести закупку, результатом которой является заключение рамочного договора. Эксперт пояснила, что в этом случае заключение рамочных договоров хотя и является допустимым с учетом ст. 429.1 ГК РФ, но оно невозможно в рамках Закона № 223-ФЗ, поскольку заказчик при отсутствии данных о цене и количестве продукции не имеет возможности сформировать план закупок, извещение и документацию, соответствующие по содержанию требованиям указанного закона. Следовательно, это не меняет практику применения 223-ФЗ: каждая поставка в отдельности будет считаться самостоятельной сделкой. Поэтому она должна подпадать под какое-либо основание для применения прямой закупки (у единственного поставщика).

Изменение условий договора

В соответствии с Законом № 223-ФЗ заказчик определяет в положении о закупке порядок не только заключения, но и исполнения договора (ч. 2. ст. 2), в т. ч в случае изменения его условий. При этом в письме Минэкономразвития России от 23.11.2015 № Д28и-3357 разъясняется, что при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, влияющих на существенные условия договора, по мнению Департамента, неправомерно. Данный вывод сделан на основании того, что ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает обязанность заказчика размещать на официальном сайте информацию об изменении договора только в случае изменения перечисленных выше условий. Однако Ирина Сургутскова считает, что отсутствие обязанности размещать сведения об изменении договора в случаях, не оговоренных в ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, не может воспрепятствовать изменению иных условий договора.

Закупка строительных работ

Эксперт отметила, что объем закупаемых работ, в т. ч. строительных, должен быть определен заказчиком в извещении о закупке (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). В письме от 28.12.2005 № АЦ/75923/15 ФАС России разъяснила, что строительство осуществляется на основании проектной документации, которая содержит основные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика и подлежит размещению на официальном сайте. В противном случае у ФАС России и ее территориальных органов появляется основание для предписания о внесении изменений в соответствующую документацию о торгах. В свою очередь Ирина Сургутскова отметила, что судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно. Перечень информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в документации о закупке, предусмотрен ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В соответствии с ним в документации должны содержаться установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы и услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Ирина Сургутскова подчеркивает, что нормы Гражданского и Градостроительного кодексов РФ предусматривают выполнение строительных работ в соответствии с технической документацией, в т.ч. проектной документацией. Однако это не означает, что она должна быть размещена в составе документации о закупке на официальном сайте. Перечисленные в п. 1 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ требования к работам могут содержаться в любой части закупочной документации. Закон не указывает на то, каким документом должны быть оформлены такие требования. Следовательно, заказчик самостоятельно определяет необходимость размещения проектной документации в составе документации о закупке. При этом она должна быть передана подрядчику при заключении договора.

Единственный поставщик

Нормативно не лимитированное право закупки продукции у единственного поставщика одновременно является самым серьезным недостатком Закона № 223-ФЗ в глазах контролеров и главным его же достоинством для заказчиков. – Казалось бы, зафиксировал в положении о закупке право покупать без конкурентных процедур определенные виды продукции или любые товары, работы. Услуги – в пределах конкретной суммы, и все проблемы решены. Но в прошлом году начала формироваться практика борьбы с неконкурентными закупками, пусть даже у заказчика и были закреплены в положении о закупке основания для проведения таковой, – рассказала Ирина Сургутскова, приведя пример из практики. Так, Хабаровским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО «Строительство железных дорог» на действия МУП г. Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» при проведении прямой закупки (у единственного поставщика) на выполнение работ по ремонту трамвайного пути. Пунктом 17.11.1 Положения о закупке упомянутого МУП предусмотрена возможность осуществления прямой закупки при наличии иных обстоятельств, требующих проведения закупки именно у единственного поставщика по специальному решению Единой комиссии. Таким образом, единственным оговоренным условием проведения подобной закупки является наличие такого решения. Как следует из сведений закупки и решения Хабаровского УФАС России, 28 мая 2015 года с предприятием был заключен договор с городской администрацией на выделение субсидии для возмещения части затрат по ремонту путевого и энергетического хозяйства, а 23 июня 2015 года после прохождения необходимых внутренних процедур было размещено соответствующее извещение о прямой закупке. Хабаровский УФАС России, устанавливая наличие нарушений в действиях заказчика, указал следующее: «Исходя из того, что о выделении денежных средств из бюджета города и необходимости ремонта трамвайного пути было известно заранее, выбор ООО «А» в качестве единственного поставщика и заключение с ним договора на выполнение ремонтных работ при отсутствии конкурентных процедур осуществлен необоснованно». Ирина Сургутскова отметила, что спорная закупка у единственного поставщика осуществлена предприятием при наличии достаточного количества времени на организацию и проведение конкурентной закупки с минимальной продолжительностью процедуры (запрос цен, запрос котировок), что исключило возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение договора на выполнение работ по ремонту трамвайного пути в равных условиях и нарушило ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. – Поэтому для закупки у единственного поставщика заказчику необходимы не только формальные основания (т. е. пункт в положении о закупке), но и объективная невозможность или нецелесообразность проведения конкурентной закупки, – заключила она.

Назад в раздел

Источник: https://www.moscowtorgi.ru/news/Kontraktnaya_sistema/4403/

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ (прямая закупка)

Заключение договора по 223 фз прямая закупка

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров.

Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика.

Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры.

Особенности прямой закупки

Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных. Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры. Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения. 

В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки. При этом решение о цене и конкретных видах необходимых товаров, работ или услуг принимается заказчиком, исходя из его потребностей в данный момент. Организатор обязан привести сведения о необходимости выбора именно этого способа проведения процедуры и экономическое обоснование цены контракта.

Заказчик может применять и ценовой подход к выбору способа закупки. Если общая стоимость закупаемых товаров или услуг не превышает 100 000 рублей, то провести закупку можно и без проведения особых процедур.

Когда сумма превышает порог в 100 000 рублей, организатор обязан привести полное обоснование выбора такого способа, исследование рынка, представить на обсуждение комиссии кандидатуру выбранного поставщика, разработать грамотную документацию.

Основные случаи проведения прямой закупки

Согласно положениям 223-ФЗ заказчик вправе самостоятельно определять случаи, при которых допускается прямая закупка. Чаще всего такой метод применяется при следующих обстоятельствах:

  1. При небольшой стоимости закупаемых товаров или услуг. Законодательно эта сумма не установлена. Чаще всего ее определяют на уровне 100 000 рублей. Для организаторов, чей годовой объем выручки превышает 5 миллиардов рублей, эта сумма увеличивается до 500 000 рублей.
  2. Если проводится закупка товаров или услуг, которые имеет право предоставлять только одна компания. Например, приобретение услуг организаций, относящихся к естественным монополиям.
  3. Когда организуется закупка товаров, на которые эксклюзивные права имеются только у одной компании. Это касается и услуг водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и тому подобное.
  4. Если закупка связана с чрезвычайными обстоятельствами, аварийными ситуациями, опасностью для жизни людей. При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.
  5. Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  6. При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  7. Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.

Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

Как проводится закупка

Перед проведением закупки по такой методике, заказчик должен разработать закупочную документацию, которую следует опубликовать в ЕИС. Там же должен быть размещен и план закупок. Отражать в нем прямые закупки нужно только в том случае, если стоимость каждой из них превышает 100 000 рублей.

Прямая закупка проводится по определенным правилам. Порядок действий и регламентированные сроки приведены в таблице.

Этап прямой закупкиРегламентированный срокОснование
Публикация извещения о проводимой процедуре, а также проекта договора и прочих необходимых документов в ЕИСВ соответствии с положением о закупкахЧасть 5 статьи 4
Добавление информации о закупке в план или корректировка ранее внесенной информацииПорядок определяется положением о закупке конкретного заказчика
Внесение коррективов в опубликованное извещение или прочей документацииНе более чем в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решенияЧасть 11 статьи 4
Публикация разъяснений извещения, договора или иных документовВ трехдневный срок со дня вынесения решения о предоставлении разъясненийЧасть 11 статьи 4

Прямая закупка – это самый быстрый и простой способ получить необходимые товары и услуги. Он не требует длительной подготовки и особых затрат. При этом риски того, что поставщик откажется исполнять свои обязательства или качество его работы заказчика не устроит минимален.

Но при этом такая методика полностью исключает наличие конкуренции, что в свою очередь может приводить к приобретению товаров не по самым выгодным ценам.

Поэтому каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, должен самостоятельно определить для себя необходимость проведения такой процедуры и разработать соответствующий регламент.

Источник: https://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/153-zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-po-223-fz

Практика закупок по 223-ФЗ: ответы на вопросы участников

Заключение договора по 223 фз прямая закупка

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Попадает ли розничная торговля детскими товарами под действие 223-ФЗ?

Торговля детскими товарами сама по себе не попадает под регулирование закупок.

Юридическое лицо, которое закупает детские товары, может попасть под 223-ФЗ, если это государственная компания, автономная организация или какой-либо другой субъект 223-ФЗ, указанный в законе. Юридическое или физическое лицо, которое продает детские товары, имет право принять участие в закупке по 223-ФЗ, если соответствует требованиям закона и документации.

Подробнее о том, кто работает по 223-ФЗ, читайте в статье Закупки по 223-ФЗ, а также смотрите видеосовет:

Компании, занимающиеся строительством ЛЭП для субъектов естественных монополий, не попадают под действие 223-ФЗ?

Монопольные виды деятельности — это:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Компания, которая занимается строительством ЛЭП, напрямую под действие 223-ФЗ не попадает.

Но она может быть субъектом 223-ФЗ, если она является «дочкой» или «внучкой» субъекта естественной монополии, организации, занимающейся видами деятельности, относящимися к деятельности естественных монополий или организации, занимающейся регулируемыми видами деятельности (т.е. «дочка» или «внучка» СЭМ, ДЕМ, РВД).

Запись вебинара «Закупки по 223-ФЗ»: про способы закупок, в том числе в электронной форме, аккредитацию и пр. Актуально для заказчиков и поставщиков.

При проведении закупки у единственного поставщика существует обязанность размещать информацию в ЕИС?

Для закупки с начальной максимальной ценой свыше 100 000 р. необходимо размещать извещение о закупке, независимо от способа закупки, т.е. для единственного поставщика на текущий момент никаких исключений нет. Таким образом, размещают извещение, документацию, проект договора.

Подробнее — в записи вебинара «Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ»

Где указано, что по 223-ФЗ заказчик должен прописывать в протоколах?

Обязанность публикации протокола и сроки их публикации установлены в 223-ФЗ. «При закупке размещаются… протоколы, составляемые в ходе закупки,…» (ч. 5, ст. 4). «Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее, чем через три дня со дня подписания таких протоколов» (ч. 12, ст. 4).

протоколов закреплено в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908: «Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе» (ч. 34, раздел VII)».

Правила размещения протоколов и внесения в них изменений установлены в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (ст. 33-44 раздела VII).

Нужно ли публиковать информацию как «о закупке у единственного источника», если..

…если оплачиваются услуги охраны (более 100 000 руб. в месяц) по рамочному договору, заключенному до вступления 223-ФЗ. Что размещать в таком случае как «договор», если оплата — по акту оказанных в этом месяце услуг?

Если это «рамочные» договоры, то такой договор заключенным не считается, каждая поставка в рамках такого договора, будет отдельным договором, каждый оплаченный счет — заключенным договором. В Положении рекомендуется указать, что в этом случае закупка оформляется как закупка у единственного поставщика.

По акту закрывают услугу, оказанную в очередном месяце. Оплату предоставленной услуги производят по счету. Соответственно, каждый такой счет надо оформлять как отдельный договор.

Публикуем извещение, документацию, проект договора (можно в виде счета). И не забываем включать договор в ежемесячный отчет.

Можно ли менять объем работ?

Согласно 223-ФЗ заказчик может менять существенные условия договора, в том числе, и объем работ, если это предусмотрено условиями договора и не противоречит ГК РФ.

Заказчик лишь обязан в этом случае раскрыть эти сведения: «В случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5, ст. 4 223-ФЗ)».

Должен ли заказчик документально обосновывать максимальную стоимость контракта?

Нет, такой обязанности по закону для субъектов 223-ФЗ не установлено.

Изменяются ли требования к допускам СРО по 223-ФЗ для поставщиков строительных работ?

Требования допусков СРО для строительных организаций не отличаются для поставщиков по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Требование допуска СРО регулируется Градостроительным кодексом:

  • Ст.52, ч.3.1. «В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства… включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства».
  • Ст.55.8, ч.4. «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Соответствующий перечень установлен Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

Некоторые организации-заказчики, например, Сбербанк, Российская телевещательная сеть, размещают закупки под конкретное оборудование. Оспорить это как-нибудь можно?

Заказчик по 223-ФЗ не обязан указывать в закупочной документации эквивалентный товар. Субъекты 223-ФЗ вправе указывать конкретные марки и модели.

Формально заказчик 223-ФЗ не нарушает. Тем не менее, можно обжаловать действия заказчика при организации и проведении торгов, если вы считаете, что своими требованиями заказчик необоснованно ограничивает конкуренцию. Жаловаться следует в контролирующий орган на нарушение 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как можно выйти из РНП в случае попадания в него? Только по истечению двух лет или есть еще способы?

«В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ч. 2, ст. 5 223-ФЗ)».

«Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра» (ч. 5, ст. 5, 223-ФЗ).

Ни за какое «хорошее поведение» нельзя добиться исключения из реестра недобросовестных поставщиков (РНП). Но поставщик вправе «включение сведений… в РНП или содержание таких сведений обжаловать в судебном порядке» (ч. 6, ст. 5, 223-ФЗ).

Рекомендуем видео Реестры в Единой информационной системе.

Можно ли подавать поставщикам заявки на участие в электронной форме?

В Положении о закупке и в закупочной документации должно быть указано, в какой форме заказчик будет принимать заявки.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Источник: https://school.kontur.ru/publications/102

Юрист Авилин
Добавить комментарий