Возраст выхода на пенсию в белоруссии последние новости

Латвия поднимет возраст выхода на пенсию. Это неизбежно

Возраст выхода на пенсию в белоруссии последние новости

Очередное повышение

Последнее повышение пенсионного возраста в Латвии было объявлено в 2014 году. Ранее он составлял 62 года для мужчин и женщин. С 2014—го началось повышение до 65 лет, которое должно закончиться в 2025 году.

В настоящий момент, в 2019 году, пенсионный возраст в Латвии составляет 63 года и шесть месяцев.
В каждом последующем году его будут повышать на три месяца, доведя до нужной цифры в выше обозначенном 2025 году.

Как под копирку

В других государствах бывшего СССР ситуация примерно такая же.

Так, в Эстонии до недавнего времени пенсионный возраст составлял 63 года для мужчин и женщин, а теперь идет повышение с шагом в три месяца (точно как и в Латвии) до 65 лет. Закончиться повышение должно в 2026 году.

До 2012 года женщины в Литве выходили на пенсию в 60 лет, а мужчины — в 62,5 года, затем началось медленное повышение до 65 лет для тех и других. Повышение должно закончиться к 2026 году.

На Украине повышение пенсионного возраста у женщин до 60 лет, то есть уравнивание с мужчинами, началось еще в 2011 году, и сейчас женщины выходят на пенсию в 58,5 года.

В Белоруссии закон о повышении пенсионного возраста был принят в 2016 году, само повышение началось в 2017 году, а в итоге пенсионный возраст к 2023 году должен вырасти с 60 до 63 лет для мужчин и с 55 до 58 для женщин.

В Казахстане возраст выхода на пенсию по старости для мужчин уже составляет 63 года, а для женщин повышается с 58 лет на полгода в год и должен в итоге уравняться с пенсионным возрастом для мужчин.

Последний советский бастион

До последнего времени в России каким-то чудом сохранялся советский возрастной ценз для уходящих на покой — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но с 2019 года падет и этот последний бастион. Женщинам пенсионный возраст повысят до 60 лет, а мужчинам — до 65.

Рост, однако, не будет одномоментным. Пенсионный возраст будут увеличивать постепенно, но тоже довольно быстро — в среднем на полгода каждый год. У мужчин переходный период растянется до 2028 года, а у женщин — до 2034 года.

Работать до 70?

В Западной Европе уже говорят о цифре в 70 лет. Европа, как известно, стремительно стареет из—за роста продолжительности жизни и одновременного падения рождаемости. Так, в Германии к 2030 году пенсионный возраст составит 67 лет — и для мужчин, и для женщин. При этом эксперты уже активно ратуют за начало широкой дискуссии о повышении пенсионного возраста в стране до 70 лет.

«Повышение пенсионного возраста ранее анонсировали и власти Дании: в следующем десятилетии подданные королевства будут выходить на пенсию не в 65, а в 67 лет. К 2035 году пенсионный возраст в Дании может достичь 72 лет. Ранее решено было увеличить и возраст для выхода датчан на досрочную пенсию — с 60 до 66 лет», — пишет об этой проблеме российское интернет—издание «Газета.ru».

В Норвегии, где мужчины выходят на пенсию в 67 лет, а женщины в 64 года, предполагается к 2030 году уравнять всех в правах и сделать единый пенсионный возраст — 67 лет.

На пенсию можно не рассчитывать

Согласно докладу Всемирного экономического форума (ВЭФ), средняя продолжительность жизни в мире в XXI веке будет расти в ускоренном темпе: на год каждые пять лет. Дети, рожденные в 2017 году, проживут до 2117 года, то есть ровно сто лет.

«Вы просто не можете создать за время работы столько добавленной стоимости, чтобы обеспечивать себя 40 лет на пенсии», — говорят некоторые экономисты, обосновывая необходимость проведения пенсионной реформы.

В 2010 году Еврокомиссия выступила с рекомендацией странам ЕС рассмотреть возможности повышения пенсионного возраста до 65 лет.

Цель, которая называлась в этой рекомендации — достичь такого соотношения работающего населения и пенсионеров, при котором на две трети трудящегося населения приходилась бы всего одна треть пенсионеров.

Еврокомиссия тогда даже рекомендовала странам Евросоюза увеличивать пенсионный возраст к 2060 году до 70 лет.

Доживут немногие

Вряд ли стоит сомневаться, что латвийские власти внимательно прислушиваются к этим рекомендациям и после повышения пенсионного возраста до 65 лет последует новое повышение. Но при этом продолжительность жизни в стране существенно ниже, чем в странах Западной Европы. Из—за этого пенсия вообще скоро станет уделом немногих.

Сравним ожидаемую продолжительность жизни в разных странах и возраст выхода на пенсию по новому стандарту.

Так, в Эстонии мужчины в среднем живут сейчас 73 года. Получается 8 лет на пенсии согласно планам повышения пенсионного возраста. В Латвии мужчины живут в среднем 70 лет, что дает им пять лет пенсии. В Литве — 69,7 лет (4,7 года на пенсии). В Белоруссии 68,8 лет — 5,8 лет на пенсии. На Украине — 67,6 лет (7,6). В Казахстане — 66,8 лет (3,8 года на пенсии).

Для женщин, опять-таки согласно планам повышения пенсионного возраста, расклад такой. Лидирует среди стран Балтии снова Эстония (82,1 лет жизни и 17,1 лет на пенсии). Далее идут Литва (80,2 — 15,2) и Латвия (79,6 — 14,6).

В Белоруссии это соотношение составляет 79,2 и 21,2 года. Это рекорд на постсоветском пространстве. Белорусским женщинам повезло. С одной стороны, им оставили почти в неизменном виде советскую женскую привилегию раннего выхода на пенсию (в 58 лет).

С другой — женщины в стране живут все дольше.

Кому больше всех не повезло, так это российским мужчинам. После выхода на пенсию по новой системе среднестатистический мужчина в России проживет лишь …1,4 года. Ожидаемая продолжительность жизни в РФ для мужчин составляет 66,4 года, а пенсионный возраст составит 65 лет.

Эти же цифры для России: в РФ женщины живут в среднем 77,2 года, что даст им после реформы 17,2 года пенсии. Это больше, чем в странах Балтии, заметим.

На Украине похожая ситуация. Женщины в среднем живут 77,1 года, а пенсионный возраст будет установлен в 60 лет. Получается 17,1 года на пенсии.

В Казахстане эти цифры такие — 75,2 и 12,3 года.

Ты помнишь, как всё начиналось?

В Латвийской республике первые пенсии были назначены в 1920 году. Эти выплаты полагались семьям погибших на войне военнослужащих.

В 1922 году круг получателей пенсий был расширен. Госпособия начали выплачивать военнослужащим, госчиновникам, министрам, послам и судьям. Трудовой стаж должен был быть не менее 20 лет.

В 1931 году страна разбогатела настолько, что закон «О пенсиях» опять переписали. В круг получателей пенсий были добавлены все остальные работники госучреждений со стажем работы не менее 25 лет, включая учителей. Пенсионный возраст был установлен на уровне 55 лет.

Но всеобщая пенсионная система появилась в Латвии лишь в 1956 году, когда ее ввели в остальном СССР. Впрочем, советским колхозникам пенсии по старости тогда не полагались. Работникам села их стали выплачивать только в 1964 году.

Григорий АНТОНОВ.

«Продолжительность жизни в Латвии существенно ниже, чем в странах Западной Европы. Из—за этого пенсия вообще скоро станет уделом немногих».

Источник: https://bb.lv/statja/nasha-latvija/2019/09/04/latviya-podnimet-vozrast-vyhoda-na-pensiyu-eto-neizbezhno

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Возраст выхода на пенсию в белоруссии последние новости

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получают более 2,5 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Законодательством предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при общем стаже работы не менее 25 лет, женщины при общем стаже работы не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста:

в 2016 году: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;

в 2017 году: мужчины – 60 лет 6 месяцев, женщины – 55 лет 6 месяцев;

в 2018 году: мужчины – 61 года, женщины – 56 лет;

в 2019 году: мужчины – 61 года 6 месяцев, женщины – 56 лет 6 месяцев;

в 2020 году: мужчины – 62 лет, женщины – 57 лет;

в 2021 году: мужчины – 62 лет 6 месяцев, женщины – 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: мужчины – 63 лет, женщины – 58 лет.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 11-13,15,24,47-49-2 Закона) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:

в 2016 году – 15 лет 6 месяцев;

в 2017 году – 16 лет;

в 2018 году – 16 лет 6 месяцев;

в 2019 году – 17 лет;

в 2020 году – 17 лет 6 месяцев;

в 2021 году – 18 лет;

в 2022 году – 18 лет 6 месяцев;

в 2023 году – 19 лет;

в 2024 году – 19 лет 6 месяцев;

в 2025 году и последующие годы – 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей – инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

С 1 августа 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г.

№ 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж.

В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

В общий стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (в частности, служба в Вооруженных Силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности), период ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе, период получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, получения пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности и др.). Продолжительность общего стажа влияет также на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

Для реализации права на трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу работы инвалида или кормильца (в том числе по страховому стажу).

При назначении трудовой пенсии в 2018 году она исчисляется из заработка за последние 24 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы.

При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона) в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно период для исчисления заработка увеличивается на 1 год, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. То есть в 2019 году он будет составлять 25 лет, в 2020 году – 26 лет и т.д.

Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Минимальные гарантии

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (Постановлением Совета Министров Республики от 22 декабря 1999 г. №1976 в редакции от 06.04.2017 № 257).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. №35 «О повышении пенсий» к пенсиям постоянно проживающих в Республике Беларусь неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, назначается социальная пенсия. Она назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

Социальные пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов; инвалидам с детства II группы – 95 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35) на каждого ребенка – 85 процентов; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.

В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий.

Перерасчет пенсий осуществляется:

(1) в связи с ростом средней заработной платы на основании указов Президента Республики Беларусь не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным трудовым пенсиям;

(2) в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Источник: http://mintrud.gov.by/ru/infa1

В беларуси будет новое повышение пенсионного возраста?

Возраст выхода на пенсию в белоруссии последние новости

Возраст выхода на пенсию могут поднять до 65 лет для обоих полов.

В конце 2018 года в Беларуси проживал 2 млн 561 тысяч пенсионеров (это 27% населения). Практически все – пенсионеры по возрасту, их 2 млн 102 тысяч человек.

При этом в стране каждый четвертый пенсионер продолжал работать, а в Минске, по последним данным – и вовсе каждый третий (35%).

С принятием пенсионной реформы в 2016 году число пенсионеров стало закономерно и понемногу уменьшаться, пишет kp.by.

– С принятием решения о повышении пенсионного возраста пошло снижение [количества пенсионеров]. Реформа, бесспорно, оказала свое влияние, – сказала в январе этого года министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, передает БелТА. Министр добавила, что главный критерий изменения пенсионного возраста – демографическая ситуация в стране.

Продолжительность жизни повышается во всем мире – и это, без сомнения, хорошие новости. Но есть и обратная сторона медали: люди на пенсии живут дольше, а значит, бюджет тратит на пенсии все больше.

Это беспокоит не только наших, но и международных специалистов.

Так, эксперты МВФ советуют Беларуси повысить пенсионный возраст до 65 лет мужчинам и женщинам и больше привлекать к работе после 55 лет, ведь они совсем не старики.

«Белорусские женщины живут на пенсии около 23 лет, мужчины – только 7»

Некоторые эксперты считают, что еще одно повышение пенсионного возраста неизбежно. Например, по совету МВФ станут ориентироваться на среднюю продолжительность жизни при определении возраста выхода на пенсию или увеличат этот возраст до 65 лет для обоих полов. Но это приведет к тому, что мужчины будут едва доживать до заслуженного отдыха.

Как говорит HR-эксперт и редактор журнала «Отдел кадров» Валерий Кичкаев:

– Рост числа белорусских пенсионеров происходит за счет женщин.

Мы среди лидеров по сроку жизни женщин на пенсии (в среднем 23 года!) не только потому, что у них довольно высокая средняя продолжительность жизни, они раньше выходят на пенсию по сравнению с другими странами.

Намного хуже дело обстоит с мужчинами – они живут на пенсии около семи лет. После повышения пенсионного возраста в Беларуси эти цифры уменьшатся и для мужчин станут критичными.

Мой сценарий развития событий такой: это не последнее повышение возраста выхода на пенсию, и скорее всего, мы остановимся на цифре 65 лет для мужчин и для женщин, хотя для мужчин это будет значить то, что жизнь на пенсии им фактически не светит, но чем-то надо же компенсировать пенсии женщинам.

Есть ли альтернативы? Фактически нет. Хотя главную проблему я вижу в другом. Мир роботизируется, и в нем сложнее будет найти работу не только пожилым, но и молодым. Это действительно глобальная проблема! Что делать? Многие страны видят выход в безусловном базовом доходе.

Это определенная сумма (что-то вроде прожиточного минимума), которая выплачивается жителю страны независимо от того, работает он или нет. Речь идет о разных суммах и зависит от страны. Эксперименты проводились как в богатых странах и регионах (например, в Силиконовой долине), так и бедных, например Кении.

Кто-то скажет: если человеку давать деньги, то он перестанет работать, а если это безработный – то не станет искать работу.

На самом деле эксперименты показывают, что подавляющее большинство людей рационально относятся к БД, например, вкладывают его в собственное развитие или более тщательно ищут работу, не хватаясь за все подряд, кто-то начинает мелкий бизнес и в конце концов бросает нелюбимую работу. Откуда взять деньги? Деньги есть, они тратятся на различные программы социальной помощи и льготы и на целый штат людей, которые в этом задействованы. БД существенно упрощает всю эту громоздкую систему.

Альтернативное решение – менять распределительную пенсионную систему на накопительную. Правда, это очень долгий и дорогой процесс.

– У нас ситуация со старением населения соответствует среднеевропейскому уровню: доля людей старше пенсионного возраста – около 25% населения, – объясняет социолог Елена Артеменко. – И ситуация будет усугубляться: по прогнозу ООН, в Европе к 2050 году эта доля достигнет 35% (в Беларуси – примерно так же).

Это происходит не только за счет снижения рождаемости, но и за счет увеличения продолжительности жизни. Поэтому логика в том, чтобы повышать пенсионный возраст, есть, главное, чтобы люди не только жили дольше, но и дольше сохраняли здоровье и трудоспособность.

Но наша распределительная пенсионная система с такой высокой долей пожилых людей в перспективе не справится, даже если повысить пенсионный возраст (это только отсрочка, но не решение). Выход в том, чтобы диверсифицировать источники финансирования.

Например, базовая минимальная часть – государство, что-то отчисляет работодатель, а что-то – сами работники. И второй момент – если эти накопления заставить работать, инвестировать их (например, создать систему коммерческих пенсионных фондов), они смогут в виде процентов приносить дополнительные средства к пенсии.

Но такая реформа – сложная и дорогостоящая, в России ее начинали делать, но пришлось пока свернуть, т. к. для этого нужна благоприятная экономическая ситуация.

Есть что добавить? Напишите нам

Источник: https://charter97.org/ru/news/2019/8/15/344902/

Лукашенко показал Путину, что пенсионную реформу проводят не для обогащения верхушки

Возраст выхода на пенсию в белоруссии последние новости

Белорусский лидер Александр Лукашенко поручил оценить эффективность пенсионной реформы. Проверкой, как реформа отразилась на размере пенсий белорусов, займутся республиканские Минфин и Минсоцтруда. Об этом заявил глава финансового ведомства Максим Ермолович.

Напомним, пенсионная реформа идет не только в России, но и в союзной Белоруссии. Правда, белорусский вариант стартовал раньше, и выглядит значительно мягче российского.

Основой реформы стало повышение минимального трудового стажа для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста.

С советских времен в Белоруссии он составлял 5 лет, и правительство начало с того, что с 1 января 2014 года увеличило его вдвое — до 10 лет. С 1 января 2016 года он составил уже 15,5 лет.

Далее он ежегодно увеличивался на полгода до достижения показателя в 20 лет. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется трудовой стаж с уплатой страховых взносов не менее 20 лет.

Те, кому не хватило страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Ее размер — 50% от прожиточного уровня пенсионера.

В 2016-м году Минск, кроме того, заявил о предстоящем увеличении пенсионного возраста. Чиновники объясняли, что в противном случае Фонду социальной защиты населения (ФСЗН), из которого выплачиваются пенсии, грозит катастрофический дефицит.

Лукашенко, говоря о пенсионной реформе, объяснил, что она нужна в связи с изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни.

В 2018 году эти аргументы, в ходе телеобращения к россиянам, фактически повторил Владимир Путин. «Сегодня темпы роста продолжительности жизни в России — одни из самых высоких в мире.

За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года)», — сказал Путин.

Заметим: в отличие от России, в Белоруссии развернулась дискуссия по повышению пенсионного возраста. Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый — постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет.

В итоге остановились на первом сценарии пенсионной реформы: 58/63. Поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

И вот Лукашенко потребовал подвести промежуточные итоги. Пока цифры выглядят так. В 2018 году фонду соцзащиты Белоруссии удалось показал профицит свыше 300 миллионов белорусских рублей.

В первом квартале 2019 года коэффициент замещения в Белоруссии — отношение средней пенсии (ее размер 393,51 белорусских рубля) к средней зарплате — составил 38,3%. Хотя власти ставят целью поднять его до 40% – уровня, предусмотренного конвенцией МОТ № 102

Для сравнения: в России, уже после повышения пенсионного возраста и пересчета пенсий, произошло повышение коэффициента замещения — примерно до 33%. Но штука в том, что это относится только к неработающим пенсионерам. Пенсии у тех, кто продолжает работать, значительно ниже. Причем пенсии работающим в России не индексируют.

Добавим, что в Белоруссии пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% заработка). В России такие страховые отчисления были при Борисе Ельцине.

С нулевых годов, усилиями фундаменталистов, страховые взносы в нашей стране тихой сапой переведены в прибыль буржуазии. Вместо 28−29% платится 22% страховых взносов. Единственное, усилиями Путина на 2011 год они были установлены на уровне 26%.

Это был единственный год, когда пенсии в постсоветской России достигли 40% от зарплаты.

Возможно, из-за всего перечисленного в Белоруссии пенсионная реформа не сопровождалась протестными акциями.

Можно сказать, к пенсионерам в Белоруссии относятся, как когда-то в СССР — всячески их поддерживают, в том числе солидным пакетом льгот.

Что симптоматично, более половины россиян (59%), согласно опросу «Левада-центра», считают основной позитивной чертой советской эпохи заботу государства о простых людях.

Вот и создается впечатление, что режим, который в большей степени ориентируется на советские ценности, окажется в итоге более жизнеспособным.

— В России в самые тяжелые 1990-е, когда все обрушилось, люди выживали за счет пенсий своих родителей, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Так было по всей стране. При всех недостатках ельцинской эпохи, пенсии выплачивались вовремя, и они позволяли выживать.

Да, конечно, пенсионеры при Ельцине не могли — как пожилые американцы или итальянцы — ездить отдыхать на Карибские острова. Но худо-бедно, они держались на плаву.

И надо понимать: ельцинская пенсионная система была основана на советской системе. А как бы кто не относился к СССР, там была отработанная десятилетиями модель соцзащиты, и работала она достаточно эффективно.

Это потом пришли реформаторы, и стали ельцинскую пенсионную систему методично разрушать. В итоге мы имеем то, что имеем, а именно эту пенсионную реформу.

«СП»: — Пенсионная система в Белоруссии похожа на ельцинскую?

— По сути, в республике до сих пор используется советская модель пенсионного обеспечения. Да, там тоже существует определенное недовольство уровнем пенсий — людям хотелось бы побольше. Тем не менее, Лукашенко удалось не допустить массового неприятия пенсионной реформы — как это произошло в России.

В нашей стране, напомню, более 90% населения высказались против повышения пенсионного возраста.

Я так понимаю, почему Кремль пошел на жесткий вариант пенсионной реформы. Тем, кто определяет нашу судьбу, хочется кушать хлеб не только с маслом, но и с икрой. И другого пути, кроме как выжимать соки из простого населения, они не видят. По логике власть имущих, кроме нефти и газа, есть еще десятки миллионов людей, от которых можно что-то получить.

Исходя из этого они и проводят пенсионную реформу — не ради улучшения жизни пенсионеров, а ради сокращения расходов бюджета, и ради перекладывания средств от этой экономии в собственные карманы.

Именно этим занимается, я считаю, новая политическая элита России — чиновники и руководство госкорпораций.

Ну что на это сказать? Остается лишь пожелать, чтобы элита подавилась деньгами, которые она собирает с пенсионеров.

«СП»: — Путин, повышая пенсионный возраст, одновременно осуществил ратификацию конвенции № 102 Международной организации труда (МОТ). Там записано, что пенсия должна соответствовать 40% средней заработной платы. Как в реальности выглядит положение российских пенсионеров?

— Я считаю, по сравнению с 1990-ми положение даже ухудшилось. Как заявила аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова, при средней пенсии 14 тысяч рублей, после оплаты ЖКУ и лекарств, российский пенсионер может позволить себе потратить всего 200 рублей в сутки. И это без учета необходимости покупать одежду и обувь.

Пенсионная реформа вряд ли изменит ситуацию. При таком подходе, рано или поздно, Кремль получит «ответку» — и очень суровую.

И жалеть российские власти не стоит: они за что боролись, на то и напоролись.

«СП»: — Если бы Кремль выбрал белорусский вариант пенсионной реформы, политическая ситуация в России была бы более стабильной?

— Думаю, да. Не было бы нынешнего массового недовольства, «наката» на власть. Проблема только в том, что на виллы в Куршевеле и особняки в Лондоне нужны деньги, а денег от нефти и газа на всю российскую элиту, видимо, уже не хватает.

«СП»: — В начале 1990-х на уличные акции протеста часто выходили пенсионеры. Сейчас такая активность со стороны пожилых возможна, или опасаться ее властям не приходится?

— Главный принцип общественного консенсуса, который сложился в последнее десятилетие — лишь бы не было войны. Люди пенсионного и предпенсионного возраста до сих пор боятся повторения 1990-х. Они помнят, что тогда было, к чему привел распад СССР. Поэтому ситуация, при которой пенсионеры окажутся на острие протеста, сегодня вряд ли возможна.

Новости социальной политики: Пенсионная реформа позволила платить работникам меньше МРОТ

Источник: https://svpressa.ru/society/article/236380/

Повышение пенсионного возраста. На рассмотрении у Президента три варианта

Возраст выхода на пенсию в белоруссии последние новости

Президент Беларуси рассмотрит три варианта повышения пенсионного возраста с возможностью поэтапного введения этого решения с 1 января 2017 года. Таков итог сегодняшнего совещания у Главы государства.

Необходимость более позднего выхода на заслуженный отдых диктуют объективно складывающаяся демографическая ситуация и экономические условия.

Если ничего не менять, то активная часть населения совсем скоро окажется не в состоянии обеспечить даже нынешний уровень пенсий по причине структурных изменений в обществе: количество работающих сокращается, число пенсионеров растет. Это итог демографического провала 90-ых.

С другой стороны, опыт развитых стран подтверждает: увеличение продолжительности жизни способствует выходу на пенсию в более зрелом возрасте. Аргументы за и против в острой дискуссии выслушал Андрей Кривошеев.

Пенсионный возраст в Беларуси – минимальный

К реформе пенсионной системы Беларусь деликатно подступается одной из последних в Европе, и это притом, что нынешний пенсионный возраст в республике – минимальный не только на континенте, но и в мире в целом.

Кстати, сама пенсионная планка (55 – для женщин, 60 – для мужчин) родилась в далеком 1928 году, т.е. ей уже 88, настоящий долгожитель.

И даже с учетом Хрущевской реформы 1956-го, которую можно смело назвать косметической операцией по омоложению, самой возрастной планке уже давно пора на “заслуженный отдых”.

Беларусь, Россия и Узбекистан – последние из постсоветских, кто хранит почти 90-летнюю традицию по возрасту. Правда Москва уже вводила сложные коэффициенты и моратории для накопительной части. В Беларуси же, по сути, действует три пенсионных системы. Досрочная льготная, солидарная классическая и накопительная. Хотя последняя – скорее редкое исключение, чем массовая практика.

Марианна Щеткина, Министр труда и социальной защиты Беларуси:“Три системы: институт досрочных пенсий, распределительная или солидарная система, развитие добровольных пенсионных накоплений”.

Сегодня на 100 зарплат приходится 61 пенсия

В нынешнем году, и это общее мнение правительства и экспертов, Беларусь переступила опасный Рубикон, когда не менять систему уже нельзя, иначе непоправимо пострадают и пенсионеры, и работающие, те, кто сегодня оплачивает «заслуженный отдых».

В цифрах это выглядит так: если сегодня на 100 зарплат приходится 61 пенсия, то через пять лет будет уже 66. А к 2030-му и вовсе сотня работающих должна будет содержать 78 пенсионеров. А значит, если не менять подходы, либо пенсия сократится на треть, либо, примерно на столько же, вырастут налоги и отчисления в Фонд соцзащиты. А это удушение и бизнеса, и реальной экономики.

Против Беларуси сегодня играет не только экономика – “схлопывание” рынков сбыта, но и демография. Эхо перестройки и бездетных 90-ых. На рубеже веков рожали мало, а большое поколение 50-ых сейчас массово выходит на пенсию.

В итоге солидарность становится приговором для работающих – сколько не трудись, старшее поколение достойно не обеспечить. В социальном государстве же недопустимо, чтобы средняя пенсия была ниже 40% от средней зарплаты.

До опасной черты осталось всего 1,5%.

У проблемы есть еще и психологический аспект – записывать в старики молодого пенсионера, все равно, что хоронить опыт и энергию заживо. Яркий пример – тренер по фитнесу Инга Бабанкова.

О возрасте без стеснения – 57 лет, но обижается на обращение “пенсионер” в разговоре. Всю жизнь в спорте. Преподавала в Академии физкультуры. Сегодня работает на себя – открыла школу фитнеса.

Учит, в том числе, как не раскиснуть в офисе или дома, под грузом рутины.

Перемены необходимы

Открывая совещание сегодня Президент подчеркивает: необходимость перемен общество осознает, но вот сценарии предлагаются разные.

От кардинального перехода на накопительную систему – жесткий вариант, обманутыми останутся 40-летние, до плавного повышения пенсионного возраста – это деликатный сценарий. Глава государства не против накопительной пенсии, но исключительно добровольно.

Стимулируя людей откладывать на вторую пенсию через специальные фонды и программы. Кстати, такая смешанная система работает в большинстве стран мира.

Главный же белорусский критерий –пенсии не должны падать.

Мировой опыт показывает: избежать повышения пенсионного возраста не могут себе позволить даже самые богатые страны. Беларусь – редкое исключение.

Максималисты на континенте – Дания – 69 лет и Швеция с Германией – 67. Гендерное деление сохранилось в Центральной и Восточной Европе – Австрия для мужчин – 65, для женщин – 60. Эстония – 63 и 61.

Но в среднем по Европе – 65 с небольшим.

При этом из 34-х членов богатейшего пула стран мира от США до Британии и Японии, 26 уже повышают, либо намерены повысить и без того высокий по белорусским меркам пенсионный возраст.

Не исключение и наши союзники – Казахстан и Россия. Сейчас мы в одной экономической «упряжке» и не работать сообща просто не можем. Президент откровенно делится итогами диалога на высшем Евразийском уровне.

+ 50 тысяч рабочих мест до конца текущего года

Отношение в обществе к реформе действительно не однозначное. Тех, кто чувствует в себе силы, травмирует отправка на пенсию. Кто-то вынужденно подрабатывает, чтобы помочь детям и внукам. Бизнес порой дискриминирует работников т.н. «предпенсионного» возраста и в условиях труда, и в зарплате, и по срокам найма, отбивая всякое желание продолжать карьеру.

55 в Беларуси сегодня – опасный возраст. Хотя у сотрудника кроме колоссального опыта, еще и энергия, и знания, и особая философия труда. Во всем мире такие кадры ценят. Особенно в образовании, науке, туризме, сфере обслуживания, управлении, политике и культуре.

Главное – создавать новые рабочие места, чтобы молодежь и зрелые кадры не толкались за одну вакансию, а дополняли друг друга. И это прямое поручение Президента – 50 тысяч эффективных рабочих мест, и это только до конца текущего года.

Плюс гарантия первого рабочего места для молодого специалиста. Министерство образования должно встряхнуть всю систему распределения. Чтобы убрать дискриминацию: студенческую – “бюджетник” или “платник”, и в экономике – частный работодатель или государственный.

На занятость должны работать все.

Пенсионная реформа коснется всего общества, и люди в погонах не исключение. Есть, конечно, и специфика – служба, где ежедневно рискуют жизнью и здоровьем.

Здесь сохранится особый подход, как и для гражданских – в шахте или в горячем цеху.

Президент поручил силовикам и правительству детально проработать вопрос особых условий труда и службы и предоставить согласованный и полный перечень пенсионных исключений.

Три сценария

Всего на суд общества и Президента правительство вынесло три сценария. Просчитанных и экономически выверенных. Главное отличие – в скорости реформы, гендерном равенстве и результате для экономики.

Если будет принят базовый вариант правительства, а он учитывает и продолжительность жизни, и здоровье, и фактическую занятость сегодня, то с 1 января 2017-го ежегодно пенсионный возраст будет расти на 6 месяцев. Параллельно будут созданы новые и усовершенствованы действующие фонды для накопительных или “вторых” пенсий. Плюс стимулы для опытных сотрудников – не оставлять карьеру.

Пока окончательного решения, какой из вариантов лучше для общества, у Президента нет. Он рассчитывает на публичную экспертизу проектов правительства.

Впрочем, экономисты уверены, какой бы вариант не выбрали белорусы, он сработает лишь тогда, когда за ним будет стоять энергия каждого активного человека.

Здесь как на тренировке, работаешь на себя и чем усерднее – тем лучше результат. Тренер по фитнесу дает гарантию.

Затягивать с принятием решения по модернизации пенсионной системы Глава государства не намерен. Ожидается, что согласованный, абсолютно прозрачный и понятный для общества план действий правительство предоставит на утверждение Президенту в течение нескольких недель.

Подписывайтесь на наш канал в “Яндекс.Дзен”, чтобы быть в курсе последних событий в Беларуси и мире

Источник: https://www.tvr.by/news/prezident/prezident_belarusi_rassmotrit_tri_varianta_povysheniya_pensionnogo_vozrasta_/

«Женщины живут на пенсии 23 года, мужчины – только 7». В Беларуси будет новое повышение пенсионного возраста?

Возраст выхода на пенсию в белоруссии последние новости

Пенсионеров все больше, пенсии все выше. Потянет ли экономика?

В конце 2018 года в Беларуси проживал 2 млн 561 тысяч пенсионеров (это 27% населения). Практически все – пенсионеры по возрасту, их 2 млн 102 тысяч человек. При этом в стране каждый четвертый пенсионер продолжал работать, а в Минске, по последним данным – и вовсе каждый третий (35%). С принятием пенсионной реформы в 2016 году число пенсионеров стало закономерно и понемногу уменьшаться.

– С принятием решения о повышении пенсионного возраста пошло снижение [количества пенсионеров]. Реформа, бесспорно, оказала свое влияние, – сказала в январе этого года министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, передает БелТА. Министр добавила, что главный критерий изменения пенсионного возраста – демографическая ситуация в стране.

Продолжительность жизни повышается во всем мире – и это, без сомнения, хорошие новости. Но есть и обратная сторона медали: люди на пенсии живут дольше, а значит, бюджет тратит на пенсии все больше.

Это беспокоит не только наших, но и международных специалистов. Так, эксперты МВФ советуют Беларуси повысить пенсионный возраст до 65 лет мужчинам и женщинам и больше привлекать к работе после 55 лет, ведь они совсем не старики.

Иначе стране грозит финансовая нестабильность и снижение уровня жизни.

«Белорусские женщины живут на пенсии около 23 лет, мужчины – только 7»

Некоторые эксперты считают, что еще одно повышение пенсионного возраста неизбежно. Например, по совету МВФ станут ориентироваться на среднюю продолжительность жизни при определении возраста выхода на пенсию или увеличат этот возраст до 65 лет для обоих полов. Но это приведет к тому, что мужчины будут едва доживать до заслуженного отдыха:

– У меня нет оснований не доверять советам МВФ, – говорит HR-эксперт и редактор журнала «Отдел кадров» Валерий Кичкаев. – Рост числа белорусских пенсионеров происходит за счет женщин.

Мы среди лидеров по сроку жизни женщин на пенсии (в среднем 23 года!) не только потому, что у них довольно высокая средняя продолжительность жизни, они раньше выходят на пенсию по сравнению с другими странами. Намного хуже дело обстоит с мужчинами – они живут на пенсии около семи лет.

После повышения пенсионного возраста в Беларуси эти цифры уменьшатся и для мужчин станут критичными.

Мой сценарий развития событий такой: это не последнее повышение возраста выхода на пенсию, и скорее всего, мы остановимся на цифре 65 лет для мужчин и для женщин, хотя для мужчин это будет значить то, что жизнь на пенсии им фактически не светит, но чем-то надо же компенсировать пенсии женщинам.

Есть ли альтернативы? Фактически нет. Хотя главную проблему я вижу в другом. Мир роботизируется, и в нем сложнее будет найти работу не только пожилым, но и молодым. Это действительно глобальная проблема! Что делать? Многие страны видят выход в безусловном базовом доходе.

Это определенная сумма (что-то вроде прожиточного минимума), которая выплачивается жителю страны независимо от того, работает он или нет. Речь идет о разных суммах и зависит от страны. Эксперименты проводились как в богатых странах и регионах (например, в Силиконовой долине), так и бедных, например Кении.

Кто-то скажет: если человеку давать деньги, то он перестанет работать, а если это безработный – то не станет искать работу.

На самом деле эксперименты показывают, что подавляющее большинство людей рационально относятся к БД, например, вкладывают его в собственное развитие или более тщательно ищут работу, не хватаясь за все подряд, кто-то начинает мелкий бизнес и в конце концов бросает нелюбимую работу. Откуда взять деньги? Деньги есть, они тратятся на различные программы социальной помощи и льготы и на целый штат людей, которые в этом задействованы. БД существенно упрощает всю эту громоздкую систему.

«Есть логика в том, чтобы повышать пенсионный возраст»

Альтернативное решение – менять распределительную пенсионную систему на накопительную. Правда, это очень долгий и дорогой процесс.

– У нас ситуация со старением населения соответствует среднеевропейскому уровню: доля людей старше пенсионного возраста – около 25% населения, – объясняет социолог Елена Артеменко. – И ситуация будет усугубляться: по прогнозу ООН, в Европе к 2050 году эта доля достигнет 35% (в Беларуси – примерно так же).

Это происходит не только за счет снижения рождаемости, но и за счет увеличения продолжительности жизни. Поэтому логика в том, чтобы повышать пенсионный возраст, есть, главное, чтобы люди не только жили дольше, но и дольше сохраняли здоровье и трудоспособность.

Но наша распределительная пенсионная система с такой высокой долей пожилых людей в перспективе не справится, даже если повысить пенсионный возраст (это только отсрочка, но не решение). Выход в том, чтобы диверсифицировать источники финансирования.

Например, базовая минимальная часть – государство, что-то отчисляет работодатель, а что-то – сами работники. И второй момент – если эти накопления заставить работать, инвестировать их (например, создать систему коммерческих пенсионных фондов), они смогут в виде процентов приносить дополнительные средства к пенсии.

Но такая реформа – сложная и дорогостоящая, в России ее начинали делать, но пришлось пока свернуть, т. к. для этого нужна благоприятная экономическая ситуация.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Не верю, что дедушек можно переучить

Президент портала «Суперджоб» Алексей Захаров считает:

– Проблема в том, что люди за 3-5 лет до выхода на пенсию, а иногда и раньше, останавливаются в профессиональном росте, деградируют и не могут составить конкуренцию более молодым сотрудникам. И потом им все кругом виноваты. То, что такие люди в какой-то момент оказываются без работы, печально, но это объективная тенденция.

На производстве обновляют оборудование, и пожилой токарь не может работать на станке с программным управлением, не в состоянии научиться – что же прикажете делать администрации? Ситуация тяжелая, но это жизнь. Если человек с 40 до 60 лет ничему не учился, то никакие попытки переучить его успехом не увенчаются.

Способность к постижению новых знаний атрофируется, это мозговая химия. Он не может и не хочет учиться – это его беда. Наверное, дешевле и справедливей поддержать таких людей, выделять им социальные пенсии, если получение трудовой пенсии отодвинулось.

Я не верю в эффективность курсов в центрах занятости для старшего поколения, а ведь на них придется тратить большие государственные средства.

А КАК У НИХ?

Польша снизила пенсионный возраст, а остальные наши соседки – повысили

Украина

Повышение пенсионного возраста у наших южных соседей началось в 2011 году. Пенсионный возраст для женщин решили поэтапно поднимать до мужского – 60 лет. А в прошлом году начался второй этап реформы: теперь возраст выхода на пенсию будет зависеть от стажа, который будет постепенно повышаться.

Россия

Пенсионная реформа началась здесь в 2019 году и продлится до 2028-го. К этому времени возраст вырастет на 5 лет для обоих полов: 65 лет для мужчин, 60 – для женщин.

Польша

В 2012 году поляки решили повысить пенсионный возраст до 67 лет для обоих полов. Мужчины должны были начать выходить на пенсию в этом возрасте уже в 2020 году, а женщины – в 2040-м. Но с октября 2017-го его снизили: мужчины могут выходить на заслуженный отдых в 65, женщины – в 60.

Литва

Пенсионный возраст начинается в 62 лет и 9 месяцев, но к окончанию 2025 года его планируют увеличить до 65 лет. При этом с 1 января 2019-го всех граждан младше 40 лет автоматически включили в накопительную пенсионную систему. Теперь им помимо государственной пенсии можно будет получать еще и дополнительную.

Латвия

Возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин был одинаковым – 62 года. В соответствии с пенсионной реформой 2014 года пенсионный возраст ежегодно увеличивают на 3 месяца. И к 2025 году он будет уже 65 лет. Страховой стаж для выплаты пенсии к 2025 году увеличат с 15 до 20 лет.

Источник: https://www.kp.by/daily/27015/4078064/

Юрист Авилин
Добавить комментарий