Уведомление о вызове в налоговый орган свидетелем

Особенности проведения допросов в налоговой проверке — Audit-it.ru

Уведомление о вызове в налоговый орган свидетелем

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»:

Шестакова Е. В., к.ю.н.

Жиркова А. А.

Очень часто в ходе проведения проверок инспекторы пользуются своим правом допросить свидетеля. С одной стороны, это малоприятное событие для любого свидетеля: потеря времени, нервозное состояние, возможные проблемы от результатов допроса.

С другой стороны, игнорирование допроса либо дача невнятных показаний отрицательно сказываются на результатах налоговой проверки, так как инспекторы делают свои выводы не в пользу проверяемого налогоплательщика (примерно так: «не пришел на допрос либо не ответил на интересующие вопросы, значит не было хозяйственной операции»).

Общие положения о допросе

Допрос – это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).

Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.

Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.

Допрос и его результаты дают много информации проверяющим, и чем больше её собирают в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения (если, конечно, они есть) будут обнаружены.

Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.

Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.

В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.

Кроме того, если свидетель живет в одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, – в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.

Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).

Допрашивать могут любое лицо, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.

Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ.

Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.).

Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  1. лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  2. лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Неудобное время для допроса

Понятие неудобного времени в Налоговом законодательстве не сформулировано. То есть Вас могут вызвать на допрос, если даже свидетель находится в отпуске, учится или болеет. Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.

Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах.

В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).

Если работник не может прийти на допрос, то целесообразно представить соответствующие документы:

  • листок нетрудоспособности;
  • документы, свидетельствующие о нахождении в командировке, например, билеты, документы о бронировании и оплате гостиницы.

Место проведения допроса

Этот вопрос в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. В статье 90 НК РФ указано лишь то, что показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания (месту жительства, например).

Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.

На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.

Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его опросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.

Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции.

Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной.

Возможен допрос на территории проверяемого предприятия. Это допускается.

Даже на улице проведение допроса допускается, о чем в свое время высказался Верховный Суд РФ (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).

Однако, по телефону допрос не возможен ни с точки зрения Закона, ни с точки зрения логики (перед допросом необходимо установить личность свидетеля, а затем свидетель подписывает протокол допроса, подтверждая, что изложенная в нем информация соответствует его показаниям, чего никак нельзя сделать по телефону).

Порядок вызова на допрос

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/965338.html

Директора вызвали на допрос в налоговую…

Уведомление о вызове в налоговый орган свидетелем

Поскольку бремя доказательства виновности налогоплательщика лежит на плечах налогового органа, то он всегда старается собрать как можно больше свидетельств совершения организацией правонарушений. Для этого ИФНС в ходе выездных и камеральных проверок проводит различные мероприятия налогового контроля.

Доказательственную базу по делам о налоговых правонарушениях формируют и показания свидетелей. Как показывает практика, на месте свидетеля может оказаться любой сотрудник организации, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст.

90 НК РФ), в том числе руководитель организации.

Являться или нет?

В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела.

И, по мнению ФНС России, если в качестве свидетелей опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например, директор организации, протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, Письмо ФНС России от 17.

07.2013 № АС-4-2/12837). Поэтому часто инспекторы проводят не допрос руководителя, а опрос, который оформляется пояснениями, а не протоколом допроса. Ответственность за отказ от дачи пояснений нормами НК РФ не предусмотрена, в то же время показания, полученные в ходе опроса, не имеют доказательственной силы.

Для того чтобы показания директора можно было приобщить к материалам проверки и ссылаться на них, инспектор наверняка оформит их как показания свидетеля, то есть составит протокол допроса.

Поэтому, зная основные моменты проведения данной процедуры, можно с легкостью пройти это испытание. А основное правило при проведении допроса – уверенность. Уверенность в себе, в организации, в невиновности…

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого в налоговый орган в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. (ч. 1 ст. 128 НК РФ). Однако порядок вызова на допрос в законодательстве не установлен.

Как правило, свидетелю направляется заказным письмом с уведомлением о вручении повестка о вызове в качестве свидетеля. Указанное уведомление с подписью получившего его лица является документом, подтверждающим получение повестки (п. 23.3 Порядка, утв.

Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п). Налоговый орган всегда может отследить получение почтового отправления на официальном сайте ФГУП «Почта России» в разделе «Отслеживание почтовых отправлений».

Поэтому при получении повестки почтой вряд ли удастся избежать ответственности.

Кроме того, инспекторы могут пригласить свидетеля на допрос по телефону, факсу, электронной почте или даже СМС. Но в данном случае инспектору будет невозможно доказать, что именно свидетель ответил на телефонный звонок, принял факс, прочитал свою электронную почту или СМС, а, следовательно, невозможно будет привлечь к ответственности за неявку.

Как указано выше, ответственность наступает в случае неявки либо уклонения от явки без уважительных причин.

При этом в НК РФ не сказано, какие именно причины являются уважительными. В частности, уважительной причиной будет неполучение свидетелем повестки, направленной по почте, а также болезнь и командировка.

Однако во избежание штрафа необходимо представить больничный лист либо приказ на командировку. Свидетель может посчитать уважительными и иные причины, о которых он должен сообщить в налоговую.

А бремя доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лежит на налоговых органах (Решение Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 по делу № А23-1512/07А-14-90).

Где проводится?

Допрос свидетеля, как правило, проводится в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо. В данном случае ему направляется повестка, в которой указываются:

– основания вызова на допрос;

– время (дата, час, минуты) явки для проведения допроса;

– место проведения допроса.

Но показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания, если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган, например из-за болезни, старости или инвалидности. Так, директор организации может быть допрошен по месту работы, то есть по месту деятельности самого проверяемого налогоплательщика.

Кроме того, свидетеля могут допросить по месту его жительства.

При этом обязательно должно присутствовать не менее двух должностных лиц ИФНС, и необходимо предварительно получить согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение.

Об этом обязательно делается отметка в протоколе допроса, удостоверенная подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц и работниками ИФНС (Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Когда проводится?

Нормы ст. 90 НК РФ не уточняют период, когда может проводиться допрос свидетеля. В статье 31 НК РФ закреплено, что они вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Можно предположить, что допрашивать налоговики могут до, во время и после проведения проверки.

Однако ФНС России отметила, что, несмотря на то, что НК РФ не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок, суды признают неправомерным их использование в качестве доказательств налогового правонарушения по уже завершенной налоговой проверке, доказательства признаются недопустимыми (Письмо от 23.04.2014 № ЕД-4-2/7970@).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/324564/

«Письма счастья» из ИФНС: к чему нужно быть готовым

Уведомление о вызове в налоговый орган свидетелем

Роман Шишкин, помощник президента МКА «Филиппов и партнеры» по особым поручениям, подробно рассказывает о причинах налоговых проверок и правилах вызова сотрудников компании на допрос: что инспекторы будут спрашивать у ваших работников и как подготовить персонал к походу в налоговую

В современных реалиях вызов на допрос в налоговый орган является обычной практикой. Контролирующие органы все больше и больше придают значение проведению допросов физических лиц. При этом помимо руководства налогоплательщика большое внимание уделяется обычным сотрудникам (работникам склада, закупщикам, менеджерам по продажам и так далее).

Вызов сотрудника на допрос является одной из форм налогового контроля и регулируется статьей 90 НК РФ. При этом условно можно выделить две основные формы вызова, это необходимость явки свидетеля в рамках текущей деятельности налогоплательщика и в рамках проводимой налоговой проверки.

С введением в действие автоматизированной системы АИС Налог-3 и АСК НДС-2 налоговый инспектор с помощью программы в режиме реального времени анализирует деятельность организации и может установить какие-либо расхождения (например, несоответствие поданных поставщиком объемов закупок данным, отраженным в своей налоговой отчетности покупателем). В данном случае организация-покупатель получит письменное уведомление о необходимости дачи пояснений, а в случае выявления факта налогового правонарушения предложит подать уточненные декларации.

Дополнительно в налоговый орган будет вызван представитель налогоплательщика для дачи устных или письменных пояснений. Также нередкими являются вызовы для дачи пояснений по «нетипичным» сделкам.

Например, компания торгует строительными материалами и неожиданно начинает тратить большие суммы на ИТ-услуги или покупать ценные бумаги.

Налоговый инспектор заподозрит в данном случае неправомерное уменьшение расходной части и запросит пояснения не только об объеме понесенных затрат, но и о направленности на получение прибыли в свете основной деятельности налогоплательщика.

Не стоит пренебрегать и соблюдением процедуры вызова свидетеля на допрос и составлением протокола допроса.

На практике очень часто инспекторы связываются с контактным лицом по телефону и просят подъехать для проведения допроса.

В данном случае следует попросить сотрудника инспекции направить официальную повестку о вызове на допрос с указанием информации об обстоятельствах, применительно к которым лицо вызывается на допрос.

Получение повестки (уведомления) о вызове на допрос еще не свидетельствует о нарушении законодательства, поэтому очень важно представить информацию (документы) по запросу налогового органа, чтобы сведения о налогоплательщике не были переданы в предпроверочный анализ, по итогам которого может быть назначена выездная налоговая проверка.

После получения повестки (уведомления о вызове) на допрос в ИФНС стоит оценить корректность ее составления, а также понять, должно ли идти само физическое лицо (например, генеральный директор) или можно направить представителя.

Так, если в уведомлении о вызове имеется ссылка на пп. 4 п. 1 ст.

31 НК РФ, то налогоплательщик вправе направить своего представителя, если же в налоговый орган приглашают на основании статьи 90 НК РФ, то должно идти именно вызываемое лицо.

Если же свидетеля вызывают в рамках налоговой проверки, то очевидно, что налогового инспектора интересует значительно больший объем информации, нежели информация по какой-то одной отдельной операции. Перечень вопросов в первую очередь зависит от занимаемой должности.

Например, генерального директора будут спрашивать о периоде занимаемой должности, структуре и виде деятельности компании, штатной численности, основных поставщиках и подрядчиках. Главному бухгалтеру (финансовому директору) будут заданы вопросы о формате и периодичности выплаты заработной платы, программе отправки в налоговый орган отчетности и по взаимодействию с банками.

Текущая практика сопровождения сотрудников организации показывает, что помимо руководства предприятия все чаще вызываются и рядовые сотрудники. При этом, нередко каждого свидетеля спрашивают чуть ли не о всех направлениях деятельности.

В данном случае стоит четко ограничивать круг вопросов, входящих в компетенцию лица. В рамках проведения допроса задают большое количество вопросов, начиная с образования свидетеля — и заканчивая организацией документооборота в компании.

Важно, чтобы человек понимал, что он должен давать пояснения только в части своего функционала (должностной инструкции).

Предпринимателям бухгалтер больше не нужен!
Автоматизированная система по сдаче отчетности, расчету налогов и зарплаты, выставлению счетов и актов.

То есть сотрудник склада не обязан знать, как ведется бухгалтерский или налоговый учет, менеджер по продажам объективно не может давать пояснения о регламенте выбора поставщиков. Но если свидетели на ряд вопросов ответят, что не знают, то налоговый инспектор сделает выводы о неподтвержденности операций.

При этом формирование грамотной позиции в части допросов позволит отстоять свои интересы в суде. Например, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2017 N Ф06-27327/2017 по делу N А12-2743/2017 одним из оснований признания недействительным решения налогового органа послужили выводы суда о некорректности ссылок на свидетельские показания.

В судебном акте отмечено, что водитель, кассир-операционист, кладовщик, супервайзер не обладают достаточной осведомленностью и информированностью о том, каким образом происходит оприходование товара по различным системам налогообложения и, тем более, о том, каким образом происходит учет товаров, реализующихся по различным системам налогообложения.

При этом сотрудниками налоговых органов при проведении допроса главного бухгалтера и генерального директора вопросы о том, каким образом происходит оприходование товара по различным системам налогообложения и каким образом происходит учет товаров, реализующихся по различным системам налогообложения, не задавался.

Кроме того, налоговый орган при проведении проверки проигнорировал представленные обществом реестры налогового и бухгалтерского учета, посчитав возможным положить в основу доказательной базы только протоколы допроса сотрудников общества, в чьи должностные обязанности не входит ведение бухгалтерского учета. Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Таким образом, отвечая на вопросы налогового инспектора, в данном случае необходимо четко придерживаться своей должностной инструкции и отвечать только на те вопросы, которые относятся к ведению данного лица.

К примеру, совершенно логичными будут показания кладовщика о том, что он не может пояснить, знает или нет конкретного контрагента, так как в его обязанности входит приемка груза и передача первичных документов в бухгалтерию, а не проверка полномочий сотрудников поставщика.

В Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» указано, что в качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела.

Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например, проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика.

То есть в данном случае налоговый орган попытается зафиксировать свидетельские показания не в форме протокола допроса, а в качестве обычных письменных доказательств.

Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.

К примеру, если налоговым органом будет установлено приобретение автомобиля, инспекция может направить физическому лицу письмо о необходимости явки и представления пояснений по обоснованию полученного дохода.

В данном случае налогоплательщик может подтвердить сумму дохода справкой по форме 2-НДФЛ за последние годы, предоставлением информации о продаже недвижимого и иного имущества, получением заемных средств, доходов от игры на бирже и так далее.

Не так давно налоговой службой вынесено очень интересное письмо (Письмо ФНС России от 10.07.

2018 N ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства» (вместе с «Инструкцией по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций»), в котором сделан вывод, что явка на допрос с юристом (адвокатом) является признаком номинальности свидетеля. Очевидно, что это попытка оказать психологическое воздействие и желание оградить свидетеля от профессионального помощника. Налоговый юрист не только сможет следить за соблюдением самой процедуры допроса, но сможет доходчивым языком объяснить лицу, какой именно вопрос задает налоговый инспектор (в ряде случаев сам вопрос ставится таким образом, чтобы свидетель отвечал в нужном русле).

Независимо от частоты вызова на допрос сотрудников организации, с целью минимизации рисков и защиты своих прав, налогоплательщику следует с периодичностью раз в несколько месяцев проводить внутренние семинары и тренинги с целью повышения правовой грамотности работников компании.

Источник: https://delovoymir.biz/pisma-schastya-iz-ifns-k-chemu-byt-gotovym.html

Если вызывает на допрос налоговый орган — 12 советов от юриста — Офтоп на vc.ru

Уведомление о вызове в налоговый орган свидетелем

Советник и адвокат юридического бюро DS Law Денис Зайцев о порядке действий до, во время и после беседы с инспектором.

Денис Зайцев

Статистика ФНС и Верховного суда уже какой год рапортует о росте доначислений по результатам налоговых проверок.

Количество контрольных мероприятий уменьшается (в 2016 году проведено 26 тысяч проверок — на 15% меньше показателя предыдущего года), а их результативность растет: по сравнению с 2015 годом по результатам налоговых проверок в бюджет поступило на 103 млрд рублей больше, на 54% вырос средний «ценник» проверки, с 44% до 82% за пять лет увеличился процент решений, принятых в пользу налоговых органов.

При этом один из самых действенных механизмов в выявлении недоимки, который может перечеркнуть все старания собственника бизнеса, привлеченных консультантов и все бумажные доказательства, — это допрос.

Допрашивают топ-менеджеров и собственников, текущий персонал и уволенных сотрудников, руководство и сотрудников контрагентов. Нередко почву для доначислений дают не «отказные» свидетельства и «доносы» обиженных контрагентов и бывших работников, а вполне лояльные бизнесу показания.

1. Убедитесь, что это именно вызов на допрос

Часто сотрудники налогового органа звонят по телефону и высылают приглашения с целью «просто пообщаться». В таких приглашениях часто указывается «просим явиться» и тому подобное.

Здесь следует отметить: единственное основание для приглашения — повестка о вызове на допрос, оформленная в виде официального документа за подписью руководителя и с печатью инспекции со строгим требованием явиться для дачи показаний в качестве свидетеля. От всех остальных приглашений можно отказаться, ответственность за такую «неявку» не наступит.

Также нередко сотрудники инспекции пугают принудительным приводом в случае неявки. Это не так. Налоговый орган вызывает на допрос только в рамках Налогового кодекса, который такой процедуры, как привод, или иной похожей меры не содержит. Привод возможен только в рамках дела об административном правонарушении, о котором вас обязаны предварительно уведомить.

2. Оцените, стоит ли вообще идти

Даже если вызвали по всем правилам, решение, идти или нет, остаётся за вами. Цена вопроса — штраф в 1000 рублей. Такое решение принимается, как правило, с учетом того, понимаете ли вы цель вызова, готовы ли вы ответить на все вопросы, как такие ответы могут повлиять на вас или, к примеру, на ваших деловых партнеров и допустимы ли такие последствия.

3. Уточните цель вызова

В повестке о вызове на допрос в качестве свидетеля должна быть указана причина вызова. Так вы поймете, для чего вас вызывают и о чём возможно будут спрашивать. Чаще всего вызывают, чтобы получить показания в отношении вас самих как налогоплательщика (организации, акциями или долями которой вы владеете), либо в отношении ваших контрагентов.

Также вызывают работников организации, реже — бывших сотрудников для дачи «уличающих» показаний. Если цель непонятна, вы можете позвонить исполнителю (обычно указывается в повестке) или написать письменное обращение. Не получив вразумительного ответа, можете смело возвращаться ко второй рекомендации.

4. Соберите документы по предмету допроса

Если цель вызова ясна, соберите документы по предмету допроса. Эту рекомендацию практически никто не выполняет. И напрасно: ведь на самом допросе документы под рукой помогут точнее вспомнить обстоятельства дела, дать более корректный ответ.

Это поспособствует тому, что вас повторно не вызовут на допрос (а это случается достаточно часто), а также не позволит инспектору додумать что-то за вас. Так, налоговые органы могут сознательно использовать прием по дискредитации показаний в случае, когда вы не можете дать ответ на совершенно очевидный вопрос.

К примеру, отвечая на вопросы вроде «известен ли Вам Иванов Иван Иванович», «подписывали ли Вы документы?» фразами «нет» или «не помню», вы даете налоговому органу шанс заявить о недействительности таких отношений, о создании фиктивного документооборота.

Подобный аргумент может позволить налоговому органу как исключить расходы для целей налогообложения для вашей организации, так и сделать то же самое для вашего контрагента.

5. Согласуйте время визита в инспекцию

Если назначенное для вызова время вас не устраивает, вы можете попросить о переносе. Причина неявки в назначенное время должна быть объяснена, но прикладывать подтверждающие документы не обязательно.

При этом новое время для вызова строго формально должно сообщаться самостоятельно повесткой — её при вашем благосклонном отношении могут вручить непосредственно в инспекции. Однако вы можете потребовать предъявления такой повестки по установленному порядку (почтой, по месту жительства).

6. Определитесь, нужно ли брать с собой юриста

Ответ на вопрос о возможности или целесообразности участия юриста на допросе в рамках Налогового кодекса достаточно неоднозначный. Закон прямо не предусматривает, но и не запрещает пользоваться услугами юриста в налоговых правоотношениях.

При этом совершенно точно юрист не может пойти на допрос вместо самого свидетеля, так как здесь важна именно личность вызываемого. По этой же логике юрист не может отвечать вместо свидетеля, но может перед каждой репликой давать слышные только свидетелю советы по каждому из ответов.

Закон не предусматривает и четкой процедуры проведения допроса, что опять же не запрещает представителю свидетеля делать замечания на протоколе от имени своего доверителя (тем более что такая графа в протоколе допроса предусмотрена), а также иным образом защищать его интересы (например, уточняя вопросы сотрудников инспекции, их применимость к цели вызова и тому подобное).

Однако наличие юриста при всей очевидной пользе может сыграть злую шутку:

  • Это может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.
  • Всё сказанное свидетелем в присутствии представителя (в том числе в интерпретации налогового органа) будет восприниматься как аргумент, имеющий большую доказательственную силу (как «прошедший через юриста»).

Юриста также не стоить брать с собой, если предмет допроса не соответствует уровню ответственности. К примеру, если вызывают, чтобы получить пояснения по контрагенту, с которым заключен договор на незначительную сумму.

Если для этого дела вы приглашаете с собой юриста или адвоката, это может означать, что вы не уверены или даже испытываете страх перед чем-то. Поэтому присутствие юриста в такой ситуации может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.

Если вы всё-таки приняли решение о привлечении представителя, сделайте следующее: уведомите налоговую о том, что прибудете с представителем, сообщив его ФИО и паспортные данные для пропуска; оформите на представителя нотариальную доверенность (даже если вас вызывают как руководителя организации, который во всех остальных случаях вправе действовать без доверенности).

7. Старайтесь отвечать строго на заданные вопросы

Здесь поможет использование наиболее коротких фраз. Избегайте оценочных суждений, предположений. Если что-то непонятно — задавайте инспектору уточняющие вопросы. Держите в памяти причину вызова и помните: на вопросы, не относящиеся к предмету вызова, вы вправе не отвечать.

Завершайте свою мысль. Ответы «не помню», «не знаю» лучше не использовать. Вместо этого старайтесь использовать предложения «не знаю, так как это не входит в мои должностные обязанности» или «не могу пояснить, у меня нет перед собой необходимых документов».

9. Используйте свои права правильно

Да, вы вправе воспользоваться 51 статьей Конституции РФ и не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Однако это право нельзя использовать повсеместно и по любому поводу.

К примеру, если вас вызвали для допроса в качестве руководителя организации-налогоплательщика и спрашивают про взаимоотношения с контрагентами, которые никак с вами не связаны, пользоваться 51 статьей весьма неуместно.

С другой стороны, если при ответе на вопросы вы каким-либо образом способствуете формированию налоговой претензии, которая может быть ретранслирована на вас лично как на руководителя организации — тогда смело ссылайтесь на Конституцию РФ.

10. Не забудьте про протокол

После того, как вопросы у инспектора закончились, не спешите расслабляться, так как далее следует не менее ответственная часть допроса — оформление протокола. Перед тем, как подписать протокол, проверьте текст ваших показаний на предмет правильности и полноты. При необходимости требуйте внести дополнения или изменения.

Подписывайте протокол только в тех местах, на которые укажет сотрудник налогового органа. Не уточняйте, «где ещё нужно подписать».

Важно: получите собственный экземпляр протокола допроса. В некоторых случаях, например, если вас вызвали в качестве руководителя организации-налогоплательщика, протокол допроса не предоставляется. Так у вас на руках останется подтверждение посещения налогового органа.

11. Всё сказанное можно уточнить

Бывает так, что сказанное вами и записанное в протоколе искажается в изложении налоговым органом. Чтобы устранить недопонимание, лицо, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, может попросить вас пояснить, что означают эти показания. Не отказывайте в такой просьбе — предоставьте письменные пояснение о том, что имелось в виду на самом деле.

12. Проявите вежливость к контрагентам

Если вас вызвали на допрос по делам вашего контрагента, постарайтесь связаться с представителями контрагента и сообщите о проведенном мероприятии. Это поспособствует налаживанию доверительных связей с вашим контрагентом и создаст позитивную практику b2b-поддержки.

Источник: https://vc.ru/flood/25242-tax-audit-12-tips

Юрсправка: Вызовы на допрос в рамках налоговой проверки

Уведомление о вызове в налоговый орган свидетелем

На протяжении последних нескольких лет налоговые органы активно используют свидетельские показания для предъявления претензий налого плательщикам. Руководители многих организаций уже сталкивались с вызовами на допрос в инспекцию.

Многим это только предстоит. Основные правила допроса свидетелей весьма коротко изложены в статье 90 НК РФ. В связи с лаконичностью положений закона возникает много вопросов о порядке его применения.

Например, когда руководитель организации может быть вызван на допрос в налоговый орган?

Основанием для вызова на допрос руководителя чаще всего является проведение в отношении возглавляемой им организации камеральной или выездной налоговой проверки.

Помимо этого вызов на допрос может быть направлен и тогда, когда проводится налоговая проверка контр агента организации.

НК РФ не ограничивает число допросов одного и того же лица в рамках одной налоговой проверки, таким образом, вопрос о количестве вызовов остается на усмотрении налогового органа.

Вызов на допрос может быть направлен лицу и после окончания налоговой проверки. Законные основания для такого вызова имеются, если руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки счел их недостаточными для вывода о том, совершил ли налогоплательщик правонарушение.

В связи с чем для получения дополнительных доказательств на основании п. 6 ст. 101 НК РФ вынесено решение о проведении добавочных мероприятий налогового контроля.

Во всех остальных случаях, когда в отношении организации или ее контрагента мероприятий налогового контроля не проводится, основания для вызова свидетеля у налогового органа отсутствуют.

Порядок вызова свидетеля в налоговый орган статья 90 НК РФ не регламентирует. Форма вызова свидетеля на допрос не определена и в ведомственных нормативных актах.

Вместе с тем сложившаяся практика говорит о том, что вызов свидетеля на допрос производится путем вручения ему повестки или иного уведомления, в котором указано, куда и когда вызывается определенное лицо для дачи свидетельских показаний. О применении этого подхода свидетельствуют, в частности, постановления ФАС ЗСО от 5 мая 2010 г.

по делу N А70-8124/2009 и ФАС МО от 1 сентября 2008 г. N КА-А40/7894-08. Таким образом, явиться на допрос необходимо только в случае надлежащего уведомления о вызове, которое считается состоявшимся после вручения повестки или иного документа аналогичного содержания.

НК РФ не предусматривает возможность принудительного привода свидетеля в налоговый орган для дачи показаний. При этом неявка или уклонение от явки на допрос без уважительных причин образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 128 НК РФ.

За игнорирование повестки положен штраф в размере 1000 рублей.

В отсутствие доказательств вручения повестки лицо не может быть привлечено к ответственности за неявку или уклонение от явки на допрос, поскольку невозможно подтвердить, что оно было осведомлено о вызове.

Проводить допрос свидетеля уполномочены должностные лица налогового органа. В то же время при проведении выездной налоговой проверки в состав проверяющих могут быть включены сотрудники органов внутренних дел.

Такая возможность установлена пунктами 2, 4, 8, 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении налоговых проверок, утвержденной совместным Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37.

Сотрудник органов внутренних дел, включенный в состав проверяющих, должен быть указан в решении инспекции о проведении проверки. При соблюдении этого порядка сотрудники полиции вправе проводить допросы свидетелей в рамках налоговой проверки.

Это зафиксировано и в судебной практике (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2010 г. N 09АП-2709/2010-АК, от 22 марта 2010 г. N 09АП-3290/2010-АК). В отличие от выездных налоговых проверок камеральные проверки должны проводиться только силами сотрудников инспекции.

Вопрос, мучающий многих: вправе ли руководитель организации отказаться от дачи свидетельских показаний? Пункт 3 ст. 90 НК РФ указывает на право лица отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

При этом положения законодательства, устанавливающие право на такой отказ, в НК РФ в отличие от других процессуальных законов (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ) не конкретизируются.

В данной ситуации необходимо помнить о наличии нормы прямого действия, содержащейся в статье 51 Конституции, которая гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Возникает ли у руководителя организации возможность свидетельствовать против себя при его допросе в качестве свидетеля в рамках ст. 90 НК РФ? Исходя из положений НК РФ, к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога привлекается организация, а не возглавляющее ее лицо.

В то же время на основании ст. 199 НК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере, образует состав уголовного преступления, ответственность за совершение которого несет руководитель организации.

Так что имеется потенциальная возможность использования показаний руководителя против него самого.

Таким образом, отказ руководителя организации от дачи свидетельских показаний со ссылкой на Конституцию является правомерным, что исключает возможность взыскания с него штрафа по ст. 128 НК РФ.

Чтобы исключить предъявление претензий со стороны налогового органа, отказ должен быть отражен в протоколе допроса.

Если должностное лицо налогового органа отказывается произвести такую запись, это необходимо изложить в своих замечаниях на протокол.

Частью 1 ст. 48 Конституции каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Руководствуясь данной нормой прямого действия, руководитель вправе прийти на допрос с адвокатом или иным лицом, приглашенным для оказания юридической помощи.

Поскольку юридическая помощь будет оказываться не организации, а ее руководителю как физическому лицу, для подтверждения полномочий представителя потребуется доверенность в нотариальной форме.

Отказ в допуске адвоката или иного представителя свидетеля к производству допроса необходимо отразить в протоколе допроса.

Напоследок ряд рекомендаций о содержании самих свидетельских показаний. Сообщать необходимо только о фактах объективной действительности, непосредственно воспринятых. Никаких умозаключений и оценочных суждений делать не нужно. Отвечать нужно на поставленный вопрос, не говоря больше, чем спрашивают.

Ответы “не знаю” и “не помню” допустимы, особенно если они дополнены ссылками на те обстоятельства, что это не входило в круг ваших обязанностей или вы затрудняетесь вспомнить по происшествии длительного периода времени.

После допроса прочтите протокол и в специальном разделе о замечаниях укажите все расхождения между данными ответами и тем, как они изложены в протоколе.

Источник: https://rg.ru/2012/03/06/yurnalog.html

Юрист Авилин
Добавить комментарий