Третий закон менделя задачи с решением

Предмет, задачи и методы генетики — FINDOUT.SU

Третий закон менделя задачи с решением

01 Обложка.jpg

02 Задачи генетики.jpg

03 Практические задачи.jpg

04-1 – 04-2 Методы генетики.jpg

05 Гибридологический и генеалогический методы.jpg

06 Близнецовый и цитогенетичческий методы.jpg

Законы Менделя

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Статья, 2 стр., формат doc, 0,04 Мб.

уроки базового уровня

Дигибридное скрещивание. По программе 9 класса. mp4, 03:42, 5 Мб.

1 закон Менделя. Закон доминирования. mp4, 00:52, 1 Мб.

2 закон Менделя. Закон расщепления. mp4, 01:56, 2 Мб.

3 закон Менделя. Закон независимого наследования. С примером.

mp4, 04:22, 4 Мб.

уроки от Фоксфорд

Занятия ведет Алина Павловна Корбут, младший научный сотрудник Института молекулярной генетики РАН, выпускница биофака МГУ и аспирантуры в ИМГ РАН, призер на Международной олимпиаде школьников по биологии.

Первый закон Менделя. Типы взаимодействия аллельных генов.

mp4, 14:46, 39 Мб.

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет.

Из этого занятия вы узнаете: – Второй закон Менделя – Мейоз – Решетка Пеннета – Полное доминирование аллельных генов – Неполное доминирование аллельных генов – Закон чистоты гамет

mp4, 09:27, 81 Мб.

Третий закон Менделя. mp4, 04:21, 10 Мб.

уроки профильного уровня

Грегор Мендель и его Первый закон.

Aleksandra LearnBiology. mp4 05:01 45 Мб.

Первый закон Менделя. Зеленый и желтый горох. Неполное доминирование: ночная красавица. mp4 25:26 199 Мб.

Как горох Менделя помог нам понять генетику. Каждый отец и мать передают признаки своим детям, которые наследуют сочетания их доминантных и рецессивных аллелей. Но откуда мы сегодня так много знаем о наследственности? Гортензия Хименес Диас объясняет, как изучение гороха показало, откуда у вас могут быть голубые глаза. TEDEd, mp4, 03:07, 13 Мб.

Второй закон Менделя. Пример типичной задачи. Пояснение второго закона Менделя на примере типичной задачи с горохом.

Aleksandra LearnBiology. mp4 05:21 56 Мб.

Третий закон Менделя. Aleksandra LearnBiology. mp4 14:11 159 Мб.

Справочные и демонстрационные материалы, подготовка к ЕГЭ

Законы Г.Менделя

01 Обложка.jpg

02 Мендель, биография.doc

03 Законы Менделя.jpg

04 Законы Менделя.jpg

05-1 – 05-2 Закон чистоты гамет.jpg

06 Моногибридное скрещивание.jpg

07 Дигибридное скрещивание.jpg

08 Решетка Пиннета.jpg

Ый – закон единообразия

01 1-ый закон Менделя.doc

02 Доминирование.jpg

03-1 – 03-2 Закон единообразия гибридов 1-го поколения.jpg

Ой – закон расщепления

01 2-ой закон Менделя.doc

02 Расщепление.jpg

03-1 – 03-2 Моногибридное скрещивание.jpg

Ий – закон независимого комбинирования

01 3-ий закон Менделя.doc

02 Независимое комбинирование.jpg

03-1 – 03-2 Наследование признаков.jpg

Задачи

Решение задач на Первый закон Менделя.

Aleksandra LearnBiology. mp4 08:17 81 Мб.

Задачи на 1 и 2 законы Менделя

01 Задача 1 – правша-левша.jpg

02 Решение задачи 1.jpg

03 Задача 2 – голубые и карие глаза.jpg

04 Решение задачи 2.jpg

05 Задача 3 – белые и черные голуби.jpg

06 Решение задачи 3.jpg

Другие законы генетики

уроки базового уровня

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

Infourok, mp4, 10:58, 80 Мб.

Справочные и демонстрационные материалы, подготовка к ЕГЭ

Генетические законы.jpg

Правило Чаргаффа

01 Обложка.jpg

10-1 – 10-2 Запомните.jpg

Решение задач на правило Чаргаффа

01 Обложка.jpg

02 Условие задачи.jpg

03-1 – 03-2 Решение.jpg

Хромосомная теория наследственности Томаса Моргана

01 Обложка.jpg

02 Хромосомная теория.doc

03-1 – 03-2 Основные положения хромосомной теории.jpg

04-1 – 04-2 Хромосомная локализация генов.jpg

05-1 – 05-2 Предположения Томаса Моргана .jpg

06 Закон Томаса Моргана.doc

07 Закон Томаса Моргана.jpg

08 Скрещивание двух чистых линий дрозофил.jpg

Закон Харди-Вайнберга

Закон Харди-Вайнберга.doc

Генетические коды, ДНК

уроки базового уровня

Генетический код и ген. Серия: Генетика по-простому. mp4, 02:34, 5 Мб.

Запутанная история ДНК. TEDEd. Mp4, 4:32, 21 Мб.

Структура ДНК. ДНК – основа наследственности.

Лекториум, урок проводит Анна Юшкова. mp4, 11:27, 89 Мб.

Способ шифровки – генетический код.

Лекториум, урок проводит Анна Юшкова. mp4, 04:49, 37 Мб

Структура гена.

Лекториум, урок проводит Анна Юшкова. mp4, 08:40, 65 Мб

Геном. Лекториум, урок проводит Анна Юшкова. mp4, 05:48, 43 Мб

Хромосомы. Лекториум, урок проводит Анна Юшкова. mp4, 06:52, 16 Мб (низкое разрешение)

Передача наследственной информации. Митоз.

Лекториум, урок проводит Анна Юшкова. mp4, 07:02, 32 Мб

Мейоз. Лекториум, урок проводит Анна Юшкова. mp4, 08:28, 39 Мб

Неядерная наследственность – исключение из правил.

Лекториум, урок проводит Анна Юшкова. mp4, 06:46, 31 Мб

Сравним с безъядерными (прокариоты).

Лекториум, урок проводит Анна Юшкова. mp4, 06:19, 29 Мб

Презентации для уроков

Источник: https://findout.su/1x12891.html

Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя» – презентация

Третий закон менделя задачи с решением

1

2

3 Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»

4 Цели занятия: 1. совершенствование знаний по основным понятиям генетики; 2. закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования.

5 В результате изучения темы Вы должны Знать: Генетическую символику и генетическую терминологию; основные закономерности наследования, установленные Г.Менделем; Цитологические основы моно – и дигибридного скрещивания; Цитологические основы неполного доминирования.

6 Уметь: Владеть алгоритмом решения задач; Решать задачи моно- и дигибридного скрещивания; Прогнозировать вероятность проявления в потомстве человека нормальных и патологических признаков.

7 Тест для контроля исходных знаний 1. Генетика – это наука о: а) селекции организмов; б) наследственности и изменчивости организмов; в) эволюции органического мира; г) генной инженерии.

8 2.Ген человека – это часть молекулы: а) белка б) углевода в) ДНК г) и-РНК

9 3.Чистой линией называется: а) потомство, не дающее расщепления по изучаемому признаку; б) разнообразное потомство, полученное от скрещивания разных особей; в) пара родителей отличающихся друг от друга одним признаком; г) особи одного вида.

10 4.Генотип организма – это: а) совокупность всех генов данного организма; б) внешний облик организма; в) совокупность всех признаков организма; г) пара генов, отвечающих за развитие признака.

11 5.Гомозигота – это пара только: а) рецессивных аллельных генов; б) доминантных аллельных генов; в) неаллельных генов; г) одинаковых по проявлению аллельных генов.

12 6.Локус – это: а) пара аллельных генов; б) пара неаллельных генов; в) сцепленные гены; г) расположение гена в хромосоме.

13 7.Заслуга Г.Менделя заключается в выявлении: а) распределения хромосом по гаметам в процессе мейоза; б) закономерностей наследования родительских признаков; в) изучения сцепленного наследования; г) выявлении взаимосвязи генетики и эволюции.

14 8.Гибридологический метод Г.Менделя основан на: а) межвидовом скрещивании растений гороха; б) выращивании растений в различных условиях; в) скрещивании разных сортов гороха, отличающихся по определенным признакам; г) цитологическом анализе хромосомного набора.

15 9.Анализирующее скрещивание проводят для: а) выявления доминантного аллеля; б) того, чтобы выяснить, какой аллель рецессивен; в) выведения чистой линии; г) обнаружения гетерозиготности организма по определяемому признаку.

16 10.В соответствиями с законами Г.Менделя сочетания гамет при оплодотворении: а) носят случайный характер; б) не случайны; в) зависят от процессов митоза; г) зависят от вида организма.

17 Общие требования к оформлению записей условий задачи и ее решения А,В,С и т.д.– гены, определяющие проявление доминантного признака. а,b,c – гены, определяющие проявление рецессивного признака. Символ («зеркало Венеры») – используют при записи генотипа матери (или женского пола).

Символ («щит и копье Марса») – используют при записи генотипа отца (или мужского пола). Скрещивание записывают знаком «Х». В схемах скрещивания генотип матери следует писать слева, а генотип отца справа (например, АА х аа). Р – родители. F1 – потомки первого поколения.

F2 – потомки второго поколения.

18 Алгоритм решения прямых задач Под прямой задачей подразумевается такая задача, в которой известен генотип родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства в первом и втором поколениях. План действийПример решения задачи 1. Прочтите условие задачи1.

Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушённой кожицей в F1 все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1).

Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов F1 между собой?

19 План действийПример решения задачи 2. Введите буквенное обозначение доминантного и рецессивного признака 2. Решение. Если в результате скрещивания всё потомство имело гладкую кожицу, то этот признак – доминантный (А), а опушённая кожица – рецессивный признак (а). 3.

Запишите схему 1-ого скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей 3. Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители были гомозиготными. Р: (фенотип) гладкая Х опушённая кожица кожица (генотип) АА аа 4. Запишите гаметы, которые образуются у родителей 4. G: (гаметы) А а Гомозиготные особи дают только один тип гамет. 5.

Определите генотипы и фенотипы потомства F1 5. F1: (генотип) Аа (фенотип) гладкая кожица

20 План действийПример решения задачи 6. Составьте схему 2-го скрещивания F2 6. Р: (фенотип) гладкая Х гладкая (генотип) кожица кожица 7. Определите гаметы, которые даёт каждая особь 7. G: (гаметы) А, а А, а Гетерозиготные особи дают два типа гамет. 8.

Составьте решётку Пеннета и определите генотипы и фенотипы потомков F2 8. F2 генотипы фенотипы 3 части (75%) – плоды с гладкой кожицей (1 АА; 2 Аа) 1 часть (25%) – плоды с опущённой кожицей (аа) 9. Запишите ответ на все вопросы задачи.

Аа ААААа а аа

21 Алгоритм решения обратных задач Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.

План действийПример решения задачи 1. Прочтите условие задачи 1. Задача. При скрещивании двух мух с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки.

Каковы генотипы родителей и потомства?

22 План действийПример решения задачи 2. По результатам скрещивания F1 или F2 определите доминантный и рецессивный признаки и введите обозначение 2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с укороченными крыльями.

Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а укороченные крылья – рецессивный признак (а). 3. Запишите схему скрещивания и запишите генотип особей с рецессивным признаком или особей с известным по условию задачи генотипом 3. Р: (фенотип) норм. Х норм.

крылья крылья (генотип) А – А – F1: (фенотип) 88 норм. : 32 укороч. крылья крылья (генотип) А – аа

23 План действийПример решения задачи 4. Определите гаметы, которые может образовать каждая родительская особь 4. Родительские особи обязательно (по задаче) образуют гаметы с доминантным геном.

Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит, у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Родители – гетерозиготы. Р: норм. Х норм. крылья крылья А – А – Аа Аа G: А, а А, а F: 88 норм.

: 32 укороч. крылья крылья А – аа

24 План действийПример решения задачи 5. Определите по фенотипу родителей и потомков первого поколения генотипы особей с доминантными признаками, учитывая, что каждый из потомков наследует по одному гену от каждого родителя 5. Родительские особи по генотипу гетерозиготны (Аа) и содержат один доминантный и один рецессивный ген.

Потомство с нормальными крыльями может быть как гетерозиготами (Аа), так и гомозиготами (АА). 6. Запишите окончательную схему скрещивания 6. Р: норм. Х норм. крылья крылья А – А – Аа Аа G: А, а А, а F: 88 норм. : 32 укороч. крылья крылья А – аа В данной задаче – образце наблюдается проявление II закона Г. Менделя.

В потомстве произошло расщепление по фенотипу – 3:1; а по генотипу – 1АА:2Аа:1аа.

25 Домашнее задание: Модуль 1.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/324763/

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. урок. Биология 10 Класс

Третий закон менделя задачи с решением

Дигибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по двум парам альтернативных признаков. К дигибридному скрещиванию предъявляются следующие требования:

1. Каждый признак должен контролироваться одним геном.

2. Гены должны находиться в разных хромосомах.

Задачи на дигибридное скрещивание требуют знания законов Менделя по наследованию признаков двух пар аллельных генов (но являющихся по отношению друг к другу неаллельными), находящимися в разных парах гомологичных хромосом, поэтому наследуемых не сцепленно.

У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.

Условие задачи

Обозначим ген, отвечающий за красную окраску плодов – А

за желтую окраску плодов – а

за гладкие плоды                   – В

за опушенные плоды             – в

F2 – ?

Родительские организмы гомозиготные и имеют генотипы ААВВ и аавв (Рис. 1), они продуцируют гаметы одного типа.

Рис. 1. Схема скрещивания (Источник)

Растение с красными плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели АВ, а растение с желтыми плодами образует гаметы, несущие рецессивные аллели ав.

Сочетание этих гамет приводит к образованию дигетерозиготы АаВв, поскольку гены А и В доминантные, то все гибриды первого поколения будут иметь красные и гладкие плоды.

Скрестим растения с красными и гладкими плодами из поколения F1c растением, имеющим желтые и опушенные плоды (Рис. 2). Определим генотип и фенотип потомства.

Рис. 2. Схема скрещивания (Источник)

Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип АаВв, второй родитель гомозиготен по рецессивным аллелям, его генотип – аавв.

Дигетерозиготный организм продуцирует следующие типы гамет: АВ, Ав, аВ, ав; гомозиготный организм – гаметы одного типа: ав.

В результате получается четыре генотипических класса: АаВв, Аавв, ааВв, аавв и четыре фенотипических класса: красные гладкие, красные опушенные, желтые гладкие, желтые опушенные.

Расщепление по каждому из признаков: по окраске плодов 1:1, по кожице плодов 1:1.

Это типичное анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом. Дигибридное скрещивание представляет собой два независимо идущих моногибридных скрещивания, результаты которых накладываются друг на друга.

Описанный механизм наследования при дигибридном скрещивании относится к признакам, гены которых расположены в разных парах негомологичных хромосом, то есть в одной паре хромосом располагаются гены, отвечающие за окраску плодов томата, а в другой паре хромосом располагаются гены, отвечающие за гладкость или опушенность кожицы плодов.

От скрещивания двух растений гороха, выросших из желтых и гладких семян, получено 264 желтых гладких, 61 желтых морщинистых, 78 зеленых гладких, 29 зеленых морщинистых семян. Определите, к какому скрещиванию относится наблюдаемое соотношение фенотипических классов.

В условии дано расщепление от скрещивания, получено четыре фенотипических класса со следующим расщеплением  9:3:3:1, и это свидетельствует о том, что были скрещены два дигетерозиготных растения, имеющих следующий генотип: АаВв и АаВв (Рис. 3).

Рис. 3 Схема скрещивания к задаче 2 (Источник)

Если построить решетку Пеннета, в которой по горизонтали и вертикали запишем гаметы, в квадратиках – зиготы, полученные при слиянии гамет, то получим четыре фенотипических класса с указанным в задаче расщеплением (Рис. 4).

Рис. 4. Решетка Пеннета к задаче 2 (Источник)

Неполное доминирование по одному из признаков. У растения львиный зев красная окраска цветков не полностью подавляет белую окраску, сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает розовую окраску цветов. Нормальная форма цветка доминирует над вытянутой и пилорической формой цветка (Рис. 5).

Рис. 5. Скрещивание львиного зева (Источник)

Скрестили между собой гомозиготные растения с нормальными белыми цветками и гомозиготным растением с вытянутыми красными цветками. Необходимо определить генотип и фенотип потомства.

Условие задачи:

А – красная окраска – доминантный признак

а – белая окраска – рецессивный признак

В – нормальная форма – доминантный признак

в – пилорическая форма – рецессивный признак

ааВВ – генотип белой окраски и нормальной формы цветка

ААвв – генотип красных пилорических цветков

F1– ?

Они продуцируют гаметы одного типа, в первом случае гаметы, несущие аллели аВ, во втором случае – Ав. Сочетание этих гамет приводит к возникновению дигетерозиготы, имеющий генотип АаВв – все гибриды первого поколения будут иметь розовую окраску и нормальную форму цветков (Рис. 6).

Рис. 6. Схема скрещивания к задаче 3 (Источник)

Скрестим гибриды первого поколения для определения окраски и формы цветка у поколения F2 при неполном доминировании по окраске.

Генотипы родительских организмов – АаВв и АвВв,

гибриды образуют гаметы четырех типов: АВ, Ав, аВ, ав (Рис. 7).

Рис. 7. Схема скрещивания гибридов первого поколения, задача 3 (Источник)

При анализе полученного потомства можно сказать, что у нас не получилось традиционного расщепления по фенотипу 9:3 и 3:1, так как у растений наблюдается неполное доминирование по окраске цветков (Рис. 8).

Рис. 8. Таблица Пеннета к задаче 3 (Источник)

Из 16 растений: три красных нормальных, шесть розовых нормальных, одно красное пилорическое, два розовых пилорических, три белых нормальных и одно белое пилорическое.

Мы рассмотрели примеры решения задач на дигибридное скрещивание.

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью.

Задача 4

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазового левшу, у них родилось два ребенка – голубоглазый правша и голубоглазый левша. Определить генотип матери.

Запишем условие задачи:

А – карие глаза

а – голубые глаза

В – праворукость

в – леворукость

аавв – генотип отца, он гомозиготен по рецессивным аллелям двух генов

А – ? В – ? – генотип матери имеет два доминантных гена и теоретически может иметь

генотипы: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв.

F1аавв, ааВ – ?

При наличии генотипа ААВВ у матери не наблюдалось бы никакого расщепления в потомстве: все дети были бы кареглазыми правшами и имели бы генотип АаВв, поскольку у отца образуются гаметы одного типа ав (Рис. 9).

Рис. 9. Схема скрещивания к задаче 4 (Источник)

Два ребенка имеют голубые глаза – значит, мать гетерозиготна по цвету глаз Аа, кроме этого один из детей – левша – это говорит о том, что мать имеет рецессивный ген в, отвечающий за леворукость, то есть мать – типичная дигетерозигота. Схема скрещивания и возможные дети от этого брака представлены на Рис. 10.

Рис. 10. Схема скрещивания и возможные дети от брака (Источник)

Тригибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по трем парам альтернативных признаков.

Пример: скрещивание гороха с желтыми гладкими семенами и пурпурной окраской цветков с зелеными морщинистыми семенами и белой окраской цветков.

У тригибридных растений проявятся доминантные признаки: желтая окраска и гладкая форма семян с пурпурной окраской цветка (Рис. 11).

Рис. 11. Схема тригибридного скрещивания (Источник)

Тригибридные растения в результате независимого расщепления генов продуцируют

восемь типов гамет – женских и мужских, сочетаясь, они дадут в F264 комбинации, 27 генотипов и 8 фенотипов.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – Дрофа, 2010.
  2. Беляев Д.К. Общая биология. Базовый уровень. – 11 издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Общая биология, 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Дать определение дигибридному скрещиванию.
  2. Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами: ААВВ, CcDD.
  3. Дать определение тригибридному скрещиванию.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/reshenie-geneticheskih-zadach-na-digibridnoe-skreschivanie

Дигибридное скрещивание

Третий закон менделя задачи с решением

Урок: Биологии

Класс: 10

Учитель: Кашкарова Наталья Васильевна

Тема: «Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание».

Тип урока: комбинированный

Цель: Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать знания о дигибридном скрещивании, выяснить сущность третьего закона Г. Менделя;
  • раскрыть цитологические основы закона независимого наследования признаков.

Развивающие:

  • продолжить учить школьников использовать специальную систему записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;
  • продолжить развитие навыков решения генетических задач, использования генетической символики;
  • развивать умение и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, в группах;
  • развитие умения вести беседу и аргументировать свою точку зрения, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • воспитывать всесторонне развитую личность через использование полученных знаний основных понятий генетики для объяснения законов Менделя; аккуратность при решении задач;
  • содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.

Методы технологии: ИКТ, проблемное обучение, исследовательская работа, иллюстративно-словесный, частично-поисковый.

Формы организации: эвристическая беседа, решение задач, работа с терминами, работа в группах.

Основные понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решетка Пеннета.

Межпредметные связи: история, математика

Оборудование: презентация, анимационный фильм «Третий закон Менделя. Независимое наследование признаков», рабочая карта, фото детей и карточки с заданиями.

Ресурсы:

  • УМК Биология: Общая биология. Базовый уровень. 10 кл.: учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2014.

Технологическая карта урока

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученика
1.Организационный момент (1 мин)Приветствие учеников, настраивает детей на успешный урокПриветствие учителя, готовность к уроку
2.Целеполагание и мотивация(2 мин)Мотивация через рассказ легенды.Инструктаж работы в группахНазвать тему урока, установить вместе с детьми цель занятия.Внимательно слушают легенду,записывают тему урока и устанавливают цель занятия.
3.Актуализация знаний (8 мин)Проверка знаний:
  • Значение символики (назвать генетические символы)
  • Соотнесите понятия (генетические понятия и определения)
  • Законы Менделя (применить к задачам Законы Менделя)
Отвечают, и заполняют карту урока
4.Изучение нового материала (15 мин)Постановка проблемы (Как решить задачу скрещивания двух организмов, отличающихся по двум признакам)
  • Посмотреть видеофильм, ответить на вопросы в группах
  • Проанализировать видеофильм, сформулировать III З. Менделя
  • Обсуждение задачи на дигибридное скрещивание
  • Отвечают на вопросы в группах
  • Анализируют видеофильм, письменно формулируют III З. Менделя
  • Принимают участие в обсуждение и делают запись дигибридного скрещивания
5.Творческая разминка (2 мин)Каждой группе определить генотип детей по фенотипуКаждая группа выполняет своё задание и отвечает устно
6.Закрепление (5 мин)Практическая работа«Решение задач на дигибридное скрещивание» по группамРешают письменно задачи внутри группы
7.Подведение итогов (2 мин)Предлагаю сделать вывод и установить достигли ли цели, поставленной в началеДелают вывод
8.Рефлексия (2 мин)Ответить на вопросы анкеты письменноОценить самого активного участника группы, оценить заполнение карт урокаОтвечают на вопросы анкеты, высказывают своё мнение об урокеВыбирают активного участника, сдают карты уроков на проверку
9.Домашнее задание (1 мин)§ 3.12, решить задачу № 9 (с. 143 в тетради)Записывают Д/З

Конспект урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас успешным, содержательным, познавательным. Итак, готовы к уроку? Начинаем!

II. Целеполагание и мотивация:

  • Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: “Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?” Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: “Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности намного превышает длину малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня столько сомнений”.

На прошедшем занятие мы с вами изучали закономерности наследования одного признака. Но в природных условиях организмы отличаются по двум и более признакам. Чтобы устранить ваши сомнения по поводу наследования большего количества признаков, я предлагаю вам побыть сегодня исследователями, и разобраться во всех этих особенностях такого (инструктаж работы в группах и заполнения карты урока)

Тема урока: Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

Цель нашего урока: Раскрыть сущность дигибридного скрещивания и сформулировать Третий закон Г. Менделя, применить полученные знания для решения генетических задач. 

III.Актуализация знаний: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные термины, законы, решение задач по генетике.

Родительские особи, гаметы, гибриды первого поколения, доминантный признак, знак скрещивания, рецессивный признак, гибриды второго поколения, гетерозигота, доминантная гомозигота; рецессивная гомозигота; женская особь; мужская особь.

Кто ввел в генетику данные символы? (Г. Мендель)

1. ГенА. Совокупность всех генов организма.
2. ФенотипБ. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.
3. Моногибридное скрещиваниеВ. Участок молекулы ДНК.
4. ГенотипВ. Скрещивание по двум парам признаков
5. НаследственностьГ. Способность приобретать признаки
6. ИзменчивостьД. Способность передавать признаки
  • Сформулировать первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения);
  • Сформулировать второй закон Менделя (закон расщепления признаков);
  • Неполное доминирование – что это? О чем идет речь?

IV. Изучение нового материала:

  1. Зачитываю условия задачи на дигибридное скрещивание и ставлю проблемный вопрос:

  • У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, с белой гладкой крольчихой?
  • Какое потомство будет от этой особи и какой информации нам не хватает?
  1. Просмотреть видеофильм и ответить на вопросы в группах:

  • Голуби, с каким фенотипом были взяты для опыта? Ответ: Голубь чёрный с гладкой головой и голубь белый с хохолком.
  • Какое скрещивание называется дигибридным? Ответ: скрещивание, по которому можно проследить наследование двух и более пар альтернативных взаимоисключающих признаков.
  • Какими по фенотипу были голуби первого поколения? Почему не произошло расщепление гибридов первого поколения?

Ответ: Голуби чёрные с гладкой головой, прослеживается I З. Менделя.

  • Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивание гетерозиготных организмов? Ответ: АВ, Аb, aB, ab
  • Какие голуби по фенотипу образовались во втором поколении? Ответ: чёрные с гладкой головой, чёрные с хохолком, белые с гладкой головой, белый с хохолком.
  • Сколько фенотипов наблюдается во втором поколении при дигибридном скрещивании? Ответ: 4
  • Каково соотношение разных по фенотипу голубей во втором поколении? Ответ: 9:3:3:1
  • Как происходит наследование разных признаков по отношению друг к другу? Ответ: Независимо друг от друга, комбинируются во всевозможных сочетаниях.
  • Для чего нужна решётка Пеннета? Ответ: Для более удобного скрещивания женских и мужских гамет.
  1. Формулируют III З. Менделя и записывают в карту урока

  2. Обсуждение проблемной задачи на дигибридное скрещивание запись этого скрещивания в карту урока.

V. Творческая разминка:

  • Определить генотип ребёнка по двум признакам (цвет глаз и длина ресниц) – аа, Аа или АА
  • Каких признаков больше, доминантных или рецессивных у ребёнка? – рецессивных, например светлый цвет кожи, голубые глаза, ражие волнистые ресницы
  • Назвать два рецессивных и доминантных признака ребёнка – рецессивные косой разрез глаз и прямые волосы, доминантные тёмные волосы и цвет кожи.

VI. Закрепление: Практическая работа«Решение задач на дигибридное скрещивание» по группам:

  • При скрещивании красной комолой (безрогой) коровы с черным рогатым быком в потомстве появился теленок красный рогатый. Определить генотипы родителей и потомства, если известно, что черный цвет и наличие рогов, доминантные признаки

Родители: аавв, АаВв, потомство: АаВв, Аавв, ааВв, аавв

  • У человека сложные формы близорукости (А) доминируют над нормальным зрением (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (в). Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?

АаВв

  • Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

АаВв, Аавв, ааВв, аавв – 25%

VII. Подведение итогов: Предлагаю сделать вывод и установить достигли ли цели, поставленной в начале

VIII. Рефлексия. Оценить самого активного участника группы, оценить заполнение карт урока

IХ. Д/З § 3.12, решить задачу № 9 (с. 143 в тетради)

Источник: https://multiurok.ru/files/digibridnoe-skreshchivanie-1.html

Как правильно решать задачи на законы Менделя

Третий закон менделя задачи с решением

Задача 33.
Скрестили черных кроликов, оба кролика гетерозиготны. 1) Какова вероятность рождения белого кролика в F1? 2) Каковы генотипы родителей? 3) Каковы генотипы и фенотипы потомства кроликов?
Решение: А – ген черной окраски;

а – ген белой окраски.

Схема скрещивания:

Р: Аа х Аа Г: А, а А, а

F1: 1АА – 25%; 2Аа – 50%; 1аа – 25%.

В потомстве з типа генотипа. расщепление по генотипу – 1:2:1. Фенотипы: АА – черная окраска – 25%; Аа – черная окраска -50%; аа – белая окраска – 25%.

В потомстве 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу – черная окраска (75%) : белая окраска (25%) = 3:1.

Выводы: 1) В потомстве при данном скрещивании кроликов вероятность рождения белого кролика составляет 25%. 2) Так как самка и самец гетерозиготы, то они оба имеют генотип – Аа. 3) Генотипы кроликов: АА – черный мех – 25%; Аа – черный мех – 50%; аа – белый мех – 25%.

Дигибридное скрещивание

Задача 34. У мухи дрозофилы ген серого цвета тела (B) доминирует над геном чёрного цвета (b), а ген нормальной длины крыльев (V) – над геном коротких крыльев (v).

Скрестили муху, являющуюся доминантной гетерозиготой по одному признаку – серую с нормальными крыльями (BbVV) с рецессивной гомозиготной по этим же признакам – чёрной с короткими крыльями (bbvv). Определите генотип и фенотип гибридов первого поколения.

Сделайте вывод по результатам задачи.

Решение:

B – ген серого цвета тела; b – ген черного цвета тела; V – ген нормальной длины крыльев; v – ген коротких крыльев; BbVV – генотип 1-й мухи;

bbvv – генотип 2-й мухи.

Схема скрещивания:

Р: BbVV     х    bbvv Г: BV, bV         bv

F1: BbVv – 50%;  bbVv – 50%.

Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу – 1:1.

Фенотипы:

BbVv – серое тело, нормальные крылья (дигетерозигота) – 50%; bbVv – черное тело, нормальные крылья – 50%. 

Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу – 1:1.

Таким образом, в результате данного скрещивании гибриды первого поколения имеют 2 генотипа и 2 фенотипа, из которых одна половина потомства являются дигетерозиготами, вторая – доминантными гетерозиготами по гену длины крыльев и рецессивной гомозиготой по цвету тела. Это анализирующее скрещивание показывает, что по гену цвета тела анализируемая муха являлась гетерозиготой, а по длине крыльев – доминантной гомозиготой.

Задача 35.
От скрещивания растений дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с дурманом, имеющим белые цветки и колючие коробочки, было получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 с пурпурными цветками и гладкими коробочками.

Определите генотипы исходных растений. Каковы будут фенотипы и генотипы потомков, полученных от скрещивания потомков F1 с разными фенотипами?
Решение: А – ген пурпурной окраски цветков; а – ген белой окраски цветков; В – ген колючей коробочки;

b – ген гладкой коробочки.

Так как в потомстве F1 все особи имеют пурпурные цветки, то родительское растение с пурпурными цветками гомозигота (АА) по данному доминантному признаку, а родительское растение с белыми цветками – гомозигота (аа) по рецессивному признаку.

Учитывая, что при скрещивании родительских растений, одного с колючими коробочками, а другого – с белыми, расщепления по фенотипу данного признака нет (320 растений с колючими коробочками и 312 с гладкими коробочками), можно с уверенностью считать, что растение с колючими коробочками является гетерозиготой (Вb).

Тогда родительское растение дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками имеет генотип – (ААbb), а родительское растение с белыми цветками и колючими коробочками – (ааВb). 

Схема скрещивания:

Р: ААbb х ааВb Г: Аb аВ, аb

F1: АаВb – 50%; ААbb – 50%. 

Расщепление по генотипу – (1:1). Фенотипы: АаВb – пурпурные цвети, колючие коробочки – 50%;  ААbb – белыеые цвети, гладкие коробочки – 50%.

Расщепление по фенотипу – (1:1).

Схема скрещивания:

Р2: АаВb х ААbb Г2: АВ, Аb, Аb  аВ, аb.

F2: ААВb – 25%; ААbb – 25%; АаВb – 25%; Ааbb – 25%. 

Расщепление по генотипу – (1:1:1:1). Фенотипы: ААВb – пурпурные цвети, колючие коробочки – 25%;  АаВb – пурпурные цвети, колючие коробочки – 25%; ААbb – пурпурные цвети,, гладкие коробочки – 25%; Ааbb – пурпурные цвети,, гладкие коробочки – 25%;

Расщепление по фенотипу – (1:1:1:1).

Таким образом, при скрещивании потомков F1 с разными фенотипами, получается потомство в F2 по генотипу – (ААВb – 25%; ААbb – 25%; АаВb – 25%; Ааbb – 25%.), по фенотипу все 100% особей потомства имеют пурпурные цвети; гладкие коробочки – 50% и колючие коробочки – 50%. 

Источник: http://buzani.ru/zadachi/genetika/1671-zakony-mendelya-zadachi-33-35

Юрист Авилин
Добавить комментарий