Сроки и порядок признания имущества бесхозным

Сроки и порядок признания имущества бесхозным

Сроки и порядок признания имущества бесхозным

Недвижимость может не иметь хозяина, при этом право собственности ранее регистрировалось в ЕГРН. Перерегистрация в таком случае осуществляется по решению суда. Чтобы стать собственником объекта, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Поставить объект недвижимости на учет вне зависимости от того, проживает ли кто – то из граждан в здании или нет.
  2. На втором этапе необходимо подать заявление по установленной форме.
  3. Подача иска на рассмотрение в суд, вынесение судебного решения, на основании которого заявитель сможет пользоваться имуществом и владеть им.
  4. Оформление документов и регистрация в Росреестре.

Лицо, получившие разрешение на пользование и владение брошенными объектами недвижимости будет считаться субъектом приобретения права собственности.

  • Сроки признание бесхозным имуществом
  • Признание права собственности на бесхозяйное имущество
  • Имущество без собственника
  • § 5. признание имущества бесхозяйным
  • Бесхозяйное имущество. гражданский кодекс
  • § 7. признание движимой вещи бесхозяйной и признание права
  • Собственность
  • Сроки и порядок признания имущества бесхозным

Предметом доказывания при рассмотрении дел данной категории является факт: — отсутствия собственника имущества и невозможности его установления; — постановки бесхозяйной недвижимой веши на учет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; — совершения действий, указывающих на отказ собственника от права на данную вещь.

Такими доказательствами могут быть акты описи бесхозяйной вещи, составленные при ее выявлении, выписки из реестра органа государственной регистрации, иные письменные и другие доказательства.
Так, в большинстве муниципальных образований применяется практика розыска собственника посредством публикации о розыске в местной газете.

Данный факт играет не последнюю рель в процессе доказывания.

Признание права собственности на бесхозяйное имущество

527 ГК РСФСР она по праву наследования должна перейти к государству. Не является бесхозяйным и имущество лица, признанного безвестно отсутствующим.
Над этим имуществом согласно ст.

43 ГК РФ органом опеки и попечительства устанавливается управление. В целях получения сведений о принадлежности вещи судьей могут быть направлены запросы в различные, в зависимости от обстоятельств, организации (причем не только в указанные в ст.

266 ГПК), соответствующим должностным лицам.

Имущество без собственника

Также необходимо подготовить доказательства того, что:

  1. У недвижимого имущества отсутствует собственник или установить его личность, а также местонахождения не представляется возможным.
  2. Вещь была поставлена на государственный учет.
  3. Собственником были совершены какие – либо действия, результатом которых стало приобретение имуществом статуса «бесхозяйное», например, гражданин отказался от своих прав на объект.

После проверки всех документов суд выносит решение, в резолютивной части которого обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • наименование недвижимого объекта;
  • его месторасположение;
  • какие – либо отличительные параметры и признаки.

Передача объекта осуществляется на основании судебного решения в Росреестре.

§ 5. признание имущества бесхозяйным

По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества обращается в суд с заявлением (наименование муниципального образования) о признании права муниципальной собственности на этот объект недвижимого имущества. 3.6.

На основании вступившего в законную сипу решения суда о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества муниципальное образование подает заявление на государственную регистрацию права муниципальной собственности в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
3.7. В течение трех дней с момента получения документов о признании права собственности на объект недвижимости ОУМИ вносит соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности муниципального образования. 4.

Бесхозяйное имущество. гражданский кодекс

Важно

Последний этап в оформлении – регистрация права собственности в Росреестре. Российским законодательством предусматривается срок выжидания – один год.

Это время дается на то, чтобы лицо, являющееся собственником, могло заявить о своих правах. Оформление в муниципальную собственность Передать объект недвижимости в собственность муниципалитета возможно только обратившись в суд.

Однако перед этим муниципалитет должен провести ряд мероприятий, в том числе и по выявлению бесхозяйных объектов.

В большинстве городов и поселков недвижимость признается бесхозяйной после издания муниципального правового акта.

В каждом муниципалитете существует своя схема по нахождению объектов и их оформлению в собственность, поскольку законом четкий порядок для данной процедуры не устанавливается.

§ 7. признание движимой вещи бесхозяйной и признание права

Если во время подготовки дела к судебному разбирательству будет обнаружено лицо, считающее себя собственником предполагаемой бесхозяйной вещи, то согласно ч. 3 ст. 246 ГПК судья оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам их право подать исковое заявление на общих основаниях.

В ходе судебного разбирательства суд должен тщательно исследовать все имеющиеся по делу доказательства. В случае недостатка доказательств того, что данная вещь не имеет собственника или собственник неизвестен либо имеются фактические владельцы, должным образом использующие такую вещь, суд может отказать в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с ч. 3 п. 3 ст.

Собственность

При обнаружении бесхозяйных инженерных коммуникаций, зданий, сооружений и помещений (далее объекты недвижимого имущества) составляется акт, в котором указываются основные характеристики и техническое состояние объектов, период времени, в течение которого объектом недвижимого имущества никто непользовался. Оформленные акты передают в ОУМИ. 2.3.

На основании акта ОУМИ публикует в местных средствах массовой информации сведения о выявленных бесхозяйных объектах недвижимого имущества и розыске собственника. 2.4.

Отделы администрации и муниципальные унитарные предприятия, организации и учреждения при выявлении объектов недвижимого имущества, не используемых собственниками, направляют собственникам уведомление о необходимости использования объекта недвижимого имущества по назначению.

Заключение После госрегистрации права собственности (кроме государственной/муниципальной) уполномоченный орган в пятидневный срок направляет в исполнительную структуру города фед. значения или местного самоуправления извещение. Операции осуществляются в порядке, установленном для уведомления законного владельца о внесении записей об обременении/ограничении, введенном не по инициативе последнего.

При проведении госрегистрации прав муниципальной/госсобственности на объект, уполномоченная структура обязана направить извещение субъекту, отказавшемуся от законного владения. В уведомлении указываются реквизиты судебного решения, в соответствии с которым была осуществлена процедура.

Как избежать того, чтобы не попасть в категорию истцов или ответчиков по данному прецеденту? И что делать, если ваше имущество было признано бесхозным? В первую очередь – компетентно и ответственно относиться к своим имущественным правам, а также – отстаивать их любыми законными способами. Признание права собственности на бесхозяйное имущество Для понимания данной темы, необходимо определить понятие самой «Бесхозяйной вещи» и порядок признания её таковой.

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено, что является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, собственник отказался от права собственности. Закон даёт право выбора по признанию бесхозяйной . Сроки признание бесхозным имуществом Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в п.

3 ст. 225 ГК РФ.
Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное недвижимое имущество располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом.

Внимание

При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект. Подтверждающие документы В первую очередь заинтересованное лицо предоставляет бумаги, удостоверяющие признание имущества бесхозяйным.

К ним в том числе относят документы, подтверждающие, что объект не включен в федеральные, государственные и муниципальные реестры. Заинтересованное лицо предоставляет также бумагу, удостоверяющую, что соответствующие органы власти не регистрировали право собственности.

Бесхозяйное имущество может стать таковым в случае, когда законный владелец отказывается от него. Этот факт должен также подтверждаться документально.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

(Москва)

(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Источник: http://pravo-nk.ru/sroki-i-poryadok-priznaniya-imushhestva-beshoznym/

Переход брошенного жилья в собственность государства

Сроки и порядок признания имущества бесхозным

Что происходит, когда собственник оставляет свое жилище без присмотра и не проживает в нем? В каких случаях жилье может быть признано брошенным (бесхозяйным)? Обязан ли собственник брошенного жилья нести расходы на его содержание? Может ли он потерять права на такое жилье? Или права сохраняются неограниченное время?

Когда жилье считается оставленным (брошенным)? 

Согласно пункту 6 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан “О практике рассмотрения судами споров о праве на жилище, оставленное собственником”, оставленным (или брошенным) жилищем является жилище, в отношении которого собственником не совершены действия, свидетельствующие о намерении сохранить право собственности. К таким жилищам относятся пустующие жилища, оставленные собственником без присмотра и без исполнения обязанностей по его содержанию и т.п. Сюда не относятся случаи уничтожения или разрушения жилища.

Что понимается под отказом от права собственности на жилище?

Из смысла статьи 250 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), следует, что под отказом от права собственности на жилище следует понимать совершенные собственником действия (бездействие), определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом, без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Но не каждое действие собственника может быть рассмотрено как отказ от жилища. Для отказа от права собственности на жилище, путем совершения собственником действий по оставлению жилища без намерения сохранить право собственности, необходимо наличие 3 обязательных составляющих:

  1. отказ должен быть правомерным;
  2. отказ должен быть добровольным;
  3. отказ должен конкретно указывать на то, что собственник отказывается от владения, пользования и распоряжения жилищем.

Нарушение хотя бы одного из указанных условий может свидетельствовать об отсутствии у собственника намерения, направленного на отказ от жилища, что в последующем может привести к возникновению как гражданско-правовых, так и уголовно-правовых последствий.

Согласно пункту 3 Нормативного постановления Верховного суда “О практике рассмотрения судами споров о праве на жилище, оставленное собственником”, отказ от права собственности на жилище может исходить только от собственника жилища (физического или юридического лица).

Должен ли собственник, отказавшийся от жилища, оплачивать коммунальные услуги и налоги?

Положения Конституции Республики Казахстан устанавливают, что собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу.

При этом статья 250 Гражданского кодекса, говорит о том, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества. Моментом прекращения таких прав и обязанностей является приобретение права собственности на данное имущество другим лицом.

Следовательно, поскольку права и обязанности собственника, в отношении имущества от которого он отказался, сохраняются до приобретения прав на такое имущество другим лицом то, соответственно, он обязан нести бремя его содержания, в том числе и обязанности по оплате коммунальных платежей и соответствующих налогов. Данное положение закреплено в пункте 4 Нормативного постановления Верховного суда “О практике рассмотрения судами споров о праве на жилище, оставленное собственником”.

Порядок признания жилья бесхозяйным и перехода его в коммунальную собственность

Для перехода бесхозяйного жилья в коммунальную собственность, необходимо соблюдение определенных этапов:

  • во-первых, постановка имущества на учет в качестве бесхозяйного. Постановка на учет производится уполномоченным органом, осуществляющим регистрацию недвижимого имущества (Департаменты (управления) юстиции), на основании письменного заявления аппарата акима, на территории которого такое имущество выявлено;
  • во-вторых, истечение годичного срока, с момента постановки на учет;
  • в-третьих, обращение в суд органа,  уполномоченного управлять коммунальной собственностью, с иском о признании жилища бесхозяйным и поступившим в коммунальную собственность.

Согласно пункту 3 статьи 242 Гражданского кодекса, упрощенная процедура предусмотрена для жилищ, от права собственности на которые собственник отказался, путем объявления об этом (подачи в местный исполнительный орган заявления об отказе от права собственности). В этом случае местный исполнительный орган обращается в суд с требованием о признании этой вещи поступившей в коммунальную собственность с момента объявления об отказе.

В соответствии с пунктом 8 Нормативного постановления Верховного суда “О практике рассмотрения судами споров о праве на жилище, оставленное собственником”, при рассмотрении дел о признании права коммунальной собственности на бесхозяйное жилище, суды должны проверять, какое жилище подлежит признанию бесхозяйным, кем и каким образом оно выявлено, в какое время поставлено на учет в качестве бесхозяйного, доказательства, свидетельствующие об оставлении собственником жилища без намерения сохранить право собственности на него.

Указанные обстоятельства являются обязательными при разрешении вопроса о признании жилища бесхозяйным и поступившим в коммунальную собственность.

Может ли акимат заселить жильцов в брошенное жилье?

Согласно пункту 1 статьи 188 Гражданского кодекса, право собственности – это признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Данное право принадлежит собственнику имущества, и только он вправе определять юридическую судьбу жилища, в том числе и по вопросу вселения в него третьих лиц.

В том случае, если все же по решению акимата или другого органа в брошенное жилище, не признанного по суду поступившим в коммунальную собственность, заселились жильцы, то собственник, руководствуясь положениями п.

9 Нормативного постановления Верховного суда “О практике рассмотрения судами споров о праве на жилище, оставленное собственником” может требовать возвращения своего жилища или предоставления акимом равноценного жилища. Помимо этого собственник жилища вправе требовать по суду выселения проживающих в его квартире лиц.

Однако подобное требование собственника жилища, не препятствует акимату для обращения к собственнику жилища со встречным иском о прекращении права собственности на жилище, по вышеуказанным основаниям.

Может ли собственник брошенного жилья оставить его за собой?

У каждого собственника брошенного жилья имеется возможность принятия сохранения в собственности такого жилья.

Согласно пункту 3 статьи 242 Гражданского кодекса, собственник жилья в любое время до возникновения права собственности у другого лица на такое имущество вправе обратиться с заявлением о снятии с учета принадлежащей ему недвижимой вещи как бесхозяйной и вновь принять ее в свое фактическое владение.

Источник: http://www.defacto.kz/content/perekhod-broshennogo-zhilya-v-sobstvennost-gosudarstva

Порядок признания недвижимого имущества бесхозяйным

Сроки и порядок признания имущества бесхозным

Правовой центр ДВА М предлагает услуги по защите прав фактических владельцев незарегистрированного имущества, а также услуги по юридическому сопровождению постановки социально значимых объектов на учет в качестве бесхозяйных вещей.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с оформлением прав на бесхозяйное имущество, включая:

Анализ возможностейпостановки незарегистрированного имущества на учет в качестве бесхозяйногоЮридическое сопровождениеоформления прав на незарегистрированные объектыЮридическое сопровождениепри проведении проверок компетентных органов по вопросам эксплуатации незарегистрированного имущества

Существенные изменения в земельном законодательстве в 90е г.г. XX века привели к тому, что многие объекты недвижимости (в том числе, обладающие значительным инвестиционным потенциалом) фактически не имеют законного («официального») собственника, а правовой статус их не определен.

В результате является достаточно распространенной ситуация, когда собственник здания фактически пользуется им, но при этом его право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Можно выделить ситуации, когда:

  • есть документы о праве собственности на объект, выданные до введения системы регистрации прав на недвижимость в 1998 г. (ранее возникшие права);
  • фактический владелец не имеет документов, подтверждающих право собственности.

В первом случае право, формально, считается действительным и может быть зарегистрировано в любой момент по желанию собственника.

А во втором – зарегистрировать право чаще всего можно только в судебном порядке: либо по истечении 18 лет владения имуществом (3 года исковой давности и 15 лет приобретательной) либо, если есть соответствующие основания, – в рамках спора о признании права собственности или оспаривании отказа в регистрации.

Однако грань межу этими случаями тоньше, чем кажется. Так, например, права на недвижимость, приобретенную в рамках первых волн приватизации девяностых, зарегистрировать не всегда просто.

Приватизационные документы тех лет часто не содержат полноценного перечня передаваемых в составе предприятия зданий и сооружений, расположения и характеристик таких объектов. Особенно актуальна данная проблема для вспомогательных объектов, учетом которых до недавнего времени всерьёз не занимались.

В связи с этим почти в каждом крупном имущественном комплексе с давней историей можно найти такие «серые» объекты.

Отдельная проблема – инженерные сети и иные объекты инфраструктуры, которые в зависимости от ряда обстоятельств должны были либо приватизироваться вместе с предприятиями, либо передаваться в муниципальную собственность. А в результате – часто оказывались просто забыты.

При этом в последние годы местные администрации (например, органы государственной власти г. Москвы) проводят политику «собирания» всей недвижимости без регистрации для последующего присвоения такому имуществу статуса бесхозяйного и регистрации права государственной или муниципальной собственности.

В свете вышесказанного, нельзя исключать ситуацию, когда посреди территории завода или офисного центра окажется сарай или гараж, находящийся в городской либо муниципальной собственности, поскольку фактический владелец ранее не оформил на него свои права. Это может быть особенно неприятно, если земля под зданиями оформлена в аренду, так как собственник остальных зданий перестает быть единственным арендатором участка.

Бесхозяйная вещь

В случае, если Вы обнаружили в своем почтовом ящике уведомление о том, что Ваше имущество поставлено на учет как бесхозяйная вещь, стоит учесть следующее.

В соответствии с законом, бесхозяйная вещь – такая вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат специальному учету в едином реестре недвижимости.

По истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (в Москве бесхозяйное имущество принимается в городскую собственность).

Четкое регулирование оснований для признания имущества бесхозяйным в законе отсутствует. В связи с этим и практика земельных споров в отношении бесхозяйных вещей также является противоречивой.

Так, исходя из смысла нормы закона, само по себе отсутствие регистрации права собственности на недвижимую вещь за каким-либо лицом – еще не достаточное основание для того, чтобы сделать вывод, что вещь является бесхозяйной.

У вещи может быть законный собственник, который имеет законные основания для регистрации права собственности на такую вещь, но не произвел необходимых для этого действий.

Кроме этого, у вещи может быть владелец, который открыто и добросовестно владеет такой вещью на протяжении достаточно длительного времени и претендует на признание права собственности на основании приобретательной давности. Например, в случаях кода право покупателя на объект не может быть зарегистрировано в связи с ликвидацией продавца, объект является самовольной постройкой, по требованию о сносе которой истек срок исковой давности и т.д.

С одной стороны, иногда суды становятся на сторону такого фактического владельца и исходят из того, что объект, эксплуатируемый каким-либо лицом, не может быть признан бесхозяйным.

Вместе с тем, в некоторых случаях суд подходит к вопросу бесхозяйности вещи формально, руководствуясь принципом: «нет собственника – нет владельца». В таких случаях суды считают правомерным внесение вещи в реестр бесхозяйного имущества с последующим приобретением в публичную собственность через суд.

В такой ситуации для того, чтобы сохранить за собой недвижимость без регистрации, необходимо заручиться помощью компетентного судебного юриста.

Понуждение к принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

В отдельных случаях может возникать необходимость, напротив, понудить орган местного самоуправления (или орган власти субъекта в городах федерального значения) обратиться за постановкой недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества либо заставить принять бесхозяйную вещь в публичную собственность.

Особенно актуально это в отношении инженерных сетей и иных объектов инфраструктуры в случаях, когда они необходимы для обеспечения деятельности основного объекта (предприятия, жилых домов и т.д.), но его собственник не желает принимать на себя издержки по их содержанию.

Согласованная позиция судов относительно возможности понудить орган власти принять на учет бесхозяйную вещь также отсутствует.

В связи с этим для компетентного юриста представляется возможность обосновать суду необходимость поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества социально значимый объект.

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов частных лиц во взаимоотношениях с государственными органами.

Мы поможем Вам сформировать выигрышную правовую позицию, подготовим необходимые для защиты Ваших прав документы, а также возьмем на себя представление Ваших интересов во взаимодействии с органами государственной власти и в судебных инстанциях.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/oborot-ob-ektov-nedvizhimosti/beshozyajnaya-vesch

Бесхозяйное имущество: как громаде стать собственником

Сроки и порядок признания имущества бесхозным

Законодательная почва

Для начала определимся, что имеется в виду под имуществом. В соответствии с ч. 1ст. 190 Гражданского кодекса Украины от16.01.2003г. № 435-IV (далее — ГКУ) имуществом как особым объектом считаются отдельная вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности.

Порядок приобретения права собственности на бесхозяйную вещь, в свою очередь, предусмотрен ст. 335 ГКУ. Так, согласно определению ч. 1ст. 335 этого Кодексабесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен.

Кроме этого, ч. 2ст.

335 ГКУ определено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления (далее — ОМС), на территории которого они размещены. О принятии бесхозяйной недвижимой вещи на учет дается объявление в печатных средствах массовой информации.

По истечении одного года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи она по заявлению органа, уполномоченного управлять имуществом соответствующей территориальной громады, может быть передана по решению суда в коммунальную собственность.

К тому же в ч. 3ст. 335 ГКУ говорится, что бесхозяйные движимые вещи могут приобретаться в собственность по приобретательной давности, кроме случаев, установленных ст. 336, 338, 341 и 343 ГКУ (приобретение права собственности на движимую вещь, от которой собственник отказался, на находку, беспризорное домашнее животное, клад соответственно).

Сразу же разберемся с понятием «приобретательная давность».

В соответствии с ч. 1ст.

344 ГКУ лицо, которое добросовестно завладело чужим имуществом и продолжает открыто, непрерывно владеть недвижимым имуществом в течение 10 лет или движимым имуществом — в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность), если иное не установлено ГКУ. Приобретение права собственности на земельный участок по приобретательной давности регулируется законом. Право собственности на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает по приобретательной давности с момента государственной регистрации.

При этом лицо, ссылающееся на давность владения, может присовокупить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владело лицо, чьим наследником (правопреемником) оно является ( ч. 2ст.344 ГКУ).

К тому же, если лицо завладело имуществом на основании договора с его собственником, который по истечении срока договора не предъявил требования о его возврате, оно приобретает право собственности по приобретательной давности на недвижимое имущество через 15, а на движимое имущество — через 5 лет со времени истечения исковой давности. Утрата не по своей воле имущества его собственником не прерывает приобретательную давность в случае возврата имущества в течение одного года или предъявления в течение этого срока иска о его истребовании ( ч. 3ст.344 ГКУ).

Внимание! Право собственности по приобретательной давности на недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги приобретается по решению суда ( ч. 4ст. 344 ГКУ).

Для лучшего понимания давайте ознакомимся с научно-практическим комментарием к ст. 335 ГКУ во Всеукраинской сети ЛІГА:ЗАКОН:

«Статья 335. Приобретение права собственности на бесхозяйную вещь.

1. Понятие бесхозяйной вещи является общим, поскольку охватывает такие ее разновидности, как движимая вещь, от которой собственник отказался (ст. 336), находка (ст. 337), беспризорное домашнее животное (ст. 340), клад (ст.343).

Вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, признается бесхозяйной. Фактами, которые свидетельствуют о безхазяйности вещи, могут быть: невозможность выявить собственника при изъятии у преступников похищенного имущества, в случае стихийного бедствия, при потере права на имущество в связи с истечением исковой давности для его истребования и т.

п. Вещь не является бесхозяйной, если ее собственник известен, но по определенным причинам отсутствует (например, скрывается с целью избежания наказания) либо признан без вести отсутствующим. Согласно ЦК УССР бесхозяйное имущество по общему правилу переходило в собственность государства. Согласно ЦК Украины государство как собственник утратило такую привилегию.

Комментируемая статья по-разному определяет правовое положение бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они размещены.

О принятии бесхозяйной недвижимой вещи на учет с целью выявления собственника должно быть сделано объявление в печатных средствах массовой информации.

Такая постановка на учет является административным актом, а не юридическим фактом, влияющим на гражданские правоотношения, объектом которых является данная недвижимость. Значение принятия на учет недвижимой вещи заключается в том, что с данного момента начинается течение срока (один год), необходимого для предъявления соответствующего требования в суде, а именно о вынесении решения о передаче такой вещи в коммунальную собственность.

2. Комментируемая статья предусматривает, что бесхозяйные движимые вещи могут приобретаться в коммунальную собственность по приобретательной давности, кроме случаев, установленных законом.

3. Признание имущества бесхозяйным не исключает возможности предъявления соответствующих имущественных требований собственником (его правопреемниками), появившимся после этого.

Он имеет право требовать от органа местного самоуправления, решением и по заявлению которого имущество признано бесхозяйным и приято на учет, возврата имущества, а если имущество было в дальнейшем реализовано — денежной компенсации в размере сумм, полученных от реализации, за вычетом осуществленных в связи с этим расходов. Споры по таким требованиям могут рассматриваться в судебном порядке с соблюдением правил об исковой давности.»

Но нас с вами сейчас беспокоит именно недвижимое имущество, в частности бесхозяйное. Поэтому не будем останавливаться на особенностях приобретения прав на движимое имущество — это тема отдельной статьи.

Итак, регистрация вещных прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV (далее — Закон № 1952

Источник: https://i.factor.ua/journals/bb/2016/august/issue-30/article-20388.html

Приобретательная давность на бесхозное имущество — Юридическая Практика

Сроки и порядок признания имущества бесхозным

Важность надлежащего правового регулирования операций с бесхозным имуществом подтверждается вниманием вышестоящих органов государственной ­власти к этой проблеме.

Так, в частности, этому вопросу посвящено решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О мероприятиях по усовершенствованию деятельности органов государственной власти во время осуществления операций с конфискованным и бесхозным имуществом» от 17 ноября 2006 года, а Верховным Судом Украины 17 мая 2006 года проведено обобщение судебной практики решения гражданских дел о передаче бесхозного имущества в коммунальную собственность.

Положениями Гражданского кодекса Украины (ГК) предусмотрено понятие «приобретательная давность на бесхозное имущество».

Так, в частности, статья 344 ГК предусматривает, что лицо, которое добросовестно завладело чужим имуществом и продолжает открыто беспрерывно владеть недвижимым имуществом на протяжении десяти лет или движимым имуществом — на протяжении пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность), если другое не установлено этим Кодексом. Если лицо завладело имуществом на основании договора с его владельцем, который по истечении срока договора не предъявил требования о его возвращении, оно приобретает право собственности по приобретательной давности на недвижимое имущество через пятнадцать, а на движимое имущество — через пять лет со времени истечения исковой давности.

Подходят сроки приобретательной давности на государственное и коммунальное имущество, распределенное после массовой приватизации 1993—1997 годов. В результате этой приватизации было перераспределено и не учтено большое количество недвижимого имущества.

За этот период некоторые приватизированные предприятия не осуществили надлежащую инвентаризацию и не зарегистрировали принадлежащие им здания и земельные участки.

Распространена и приобрела массовый характер практика выдачи регистрационных актов на недвижимое имущество целостных имущественных комплексов предприятий, вследствие чего невозможно установить право собственности на конкретное здание или сооружение конкретного лица.

Актуальность этой проблемы подтверждается судебной практикой. Так, Хозяйственным судом г.

 Киева рассматривалось дело, где спор возник между государственным предприятием и открытым акционерным обществом, созданным в результате приватизации.

В процессе рассмотрения оказалось, что одно и то же недвижимое имущество было передано и государственному предприятию, и акционерному обществу в период приватизационных реорганизаций.

Сложность рассмотрения вопроса о принадлежности этого имущества конкретному лицу заключалась в том, что ни одна из сторон не зарегистрировала права на конкретное здание, а оперировала регистрационными актами на целостный имущественный комплекс, в котором определить конкретное сооружение среди многотысячного метража комплекса невозможно. На первый взгляд, кажется, что имущество получило сразу двух хозяев, в то время как на самом деле оно оказалось бесхозным.

Аналогичная ситуация сложилась с другим торговым предприятием, при приватизации которого приватизационная комиссия не включила в перечень имущества помещение, в котором оно находилось.

Возник спор с местным органом власти, считающим указанное помещение своей неделимой собственностью.

Учитывая 12-летний срок пользования этим помещением, общество имеет полное право на признание за ним права собственнос­ти, приобретенного за давностью владения им.

Земельные отношения не приобрели такой остроты в сравнении с другими видами недвижимого имущества, поскольку количество земель, изъятое из гражданского оборота из-за моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, делает операции с ними мизерными как по количеству, так и по стоимости.

Однако намерение руководства страны прекратить практику ограничения прав владельцев на их земли приведет в дальнейшем к волне конфликтных ситуаций из-за предметной неопределенности владения земельными участками, которая обостряется и технически несовершенными средствами определения границ земельных участков.

Решение подобного рода споров возможно путем признания судом права собственности за добросовестным владельцем по истечении сроков приобретательной давности.

Законодатель, в соответствии с положениями ГК, различает правовой режим бесхозного недвижимого и движимого имущества.

Что касается правового режима недвижимого имущества, то, в соответствии с положениями статьи 335 ГК, выписана четкая процедура перехода этого имущества в коммунальную собственность, при этом четкий критерий определения особого порядка относительно недвижимого имущества определен и Гражданским процессуальным кодексом Украины. Порядок признания прав собственности на бесхозное имущество за другими юридическими и физическими лицами по истечении соответствующего срока отдельно не определен, в соответствии с этим процессом применяются общие положения о подведомственности (подсудности) судебных дел.

Как законодательство Украины, так и подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок выявления и учета бесхозного имущества, подверглись изменениям с момента провозглашения независимости Украины.

Положение о бесхозном имуществе до 2004 года регулировала статья 137 ГК УССР и Инструкция Министерства финансов УССР «О порядке выявления и учета бесхозного имущества» № 112 от 17 декабря 1987 года, действовавшая до 22 июня 2004 года.

Подразделением Министерства финансов Украины — Главной государственной налоговой инспекцией Украины был издан приказ «Об утверждении Инструкции о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхоз­ного имущества, имущества, которое по праву наследования перешло в собственность государства, и сокровищ» № 20  от 8 июня 1993 года, действовавший до 21 ноября 2005 года.

Также в период с 15 ноября 1993 года до 22 сентября 2005 года действовал приказ Государственного таможенного комитета Украины «Об утверждении Временного порядка учета, оценки и использования конфискованного таможенными органами Украины имущества, валюты и ценностей, бесхозного имущества, товаров и других предметов, за которыми не обратился владелец до конца срока хранения», а также приказ Министерства финансов Украины и Национального банка Украины «Об утверждении Положения о порядке доставки, хранения и дальнейшей реализации конфискованной, бесхозной, в виде сокровища наличной иностранной валюты и той, за которой не обратился владелец до конца срока хранения, наследственной, по праву наследования перешедшей в собственность государства, или дарственной в его пользу» от 18 декабря 1995 года № 202/122, прекративший свое действие 31 марта 1999 года.

1 января 2004 года вступил в силу ГК Украины, изменивший порядок правового регулирования перехода бесхозных вещей к новому собственнику. В нем радикально был изменен новый получатель прав на бесхозное имущество. Имущество, ранее переходившее в собственность государства, стало новым источником доходов органов местного самоуправления.

В связи с этим основное бремя нормотворчества в этой области перешло к территориальным общинам.

Так, в частности, исполнительный комитет Одесского городского совета принял решение «Об утверждении Временного порядка учета бесхозного недвижимого имущества в г.

 Одессе» № 267 от 17 марта 2006 года, Севастопольский городской совет решением № 653 от 12 сентября 2006 года утвердил Положение о порядке выявления, учета и хранения бесхозного имущества.

Выявить бесхозное недвижимое имущество могут органы, занимающиеся учетом недвижимости. Это могут быть подразделения технической инвентаризации органов местного самоуправления, органы архитектурного контроля, органы земельных ресурсов, налоговые органы, органы регистрации юридических лиц.

Указанные учреждения в силу своей компетенции осуществляют постоянный мониторинг состояния недвижимого имущества или уплаты платежей, ­предусмотренных на его содержание, и потому имеют оперативную информацию о наличии или отсутствии хозяев у сооружений, земельных участков и объектов незавершенного строительства. Также недвижимое имущество можно выявить в результате инвентаризации имущества ликвидированных предприятий, предприятий, государственная регистрация которых отменена по решению суда по заявлениям налоговых органов. Источником информации для этих органов также могут быть заявления любых юридических или физических лиц.

Что касается перехода прав на недвижимое имущество к органам территориальной общины, то здесь местные советы могут заполнить правовой вакуум, оставленный Верховным Советом Украины в этом вопросе. А каким же образом юридическое или физическое лицо может воспользоваться приобретательной давностью на бесхозное имущество?

Лицо может получить имущество, которое в дальнейшем станет бесхозным, в соответствии с договором, предусмат­ривающим временное владение недвижимым имуществом. Такими договорами могут быть аренда, ссуда, хранение и т.п.

Имущество становится бесхозным после ликвидации юридического лица — владельца имущества, если к пользователю не обратятся правопреемники владельца или ликвидация не будет предусматривать правопреемства.

Также возможна просрочка кредитора в получении этого имущества от пользователя (владельца), что в определенной мере свидетельствует об отказе владельца от имущества. Имущество может стать бесхозным вследствие признания договора недействительным, если стороны или суд не осуществили реституции.

Наиболее вероятна возможность воспользоваться бесхозным имуществом, переданным до введения государственных реестров, учитывающих права собственности на недвижимое имущество и сделки. В дальнейшем в процессе развития гражданского законодательства порядок возникновения и содержания бесхозного имущества будет усложняться, а возможно, и исчезнет вовсе.

ЩЕГЛОВ Евгений — юрист ООО «Юридическая компания «Правовой альянс (Киев)», г. Киев

Источник: https://pravo.ua/articles/priobretatelnaja-davnost-na-beshoznoe-imushhestvo/

Юрист Авилин
Добавить комментарий