Применение смягчающих обстоятельств по акту налоговой проверки

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

Применение смягчающих обстоятельств по акту налоговой проверки

С целью контроля над соблюдением налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Процедура их проведения прописана в статьях 88 и 89 НК РФ.

Если по результатам проверки выяснится, что налогоплательщиком допущено нарушение законодательства о налогах и сборах, уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется и вручается налогоплательщику акт налоговой проверки.

Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Возражения подаются в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки.

Налогоплательщик вправе сразу приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Кроме возражений на акт налоговой проверки, налогоплательщик имеет право заявить о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность.

Такое право можно реализовать и в случае, когда налогоплательщик согласен с фактом допущенного им правонарушения, но желает уменьшить размер штрафа.

Заявление (ходатайство) о применении обстоятельств смягчающих ответственность, подается в налоговый орган в таком же порядке, как и возражения на акт налоговой проверки, т.е. в течение одного месяца со дня получения акта проверки. К такому заявлению должны быть приложены документы (их копии) подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность установлен пунктом 1 статьи 112 НК РФ:

1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4. иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Данный перечень является открытым, поскольку предусматривает возможность признать иные обстоятельства, смягчающими ответственность по усмотрению суда, или налогового органа.

Примерный перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими налоговую ответственность:

Незначительная просрочка: (перечисление налога в течение незначительного количества дней после установленного срока; подача с незначительным пропуском срока уведомления, декларации, расчета и т.д.);

Признание вины и устранение ошибок: (признание вины; уплата налога; отсутствие задолженности на момент принятия решения; устранение ущерба; самостоятельное выявление и устранение ошибок и т.д.);

Благотворительная деятельность: (осуществление налогоплательщиком благотворительной деятельности);

Социальная направленность деятельности налогоплательщика: (налогоплательщик-сельхозпроизводитель; градообразующее предприятие; некоммерческий характер деятельности и т.д.)

Тяжелое финансовое положение организации: (ликвидация предприятия; реорганизация налогоплательщика; процедуры банкротства; неведение хозяйственной деятельности;

сезонный характер работ и т.д.)

Тяжелое материальное положение физического лица: (пенсионер; отсутствие дохода и т.д.);

Тяжелое состояние здоровья: (инвалидность; тяжелое заболевание; болезнь во время совершения правонарушения и т.д.)

Совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств: (личные и семейные обстоятельства; ошибки и т.д.);

Несоразмерность деяния тяжести наказания: (совершение правонарушения впервые;незначительный характер правонарушения; отсутствие неблагоприятных экономических последствий; отсутствие ущерба бюджету; добросовестное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей; наличие постоянной переплаты; отсутствие умысла на совершение правонарушения и т.д.)

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

При этом размер штрафа может быть уменьшен и более чем в два раза.

Следует отметить, что на практике часто встречаются случаи, когда налогоплательщики не получают акт налоговой проверки и извещение о дате, времени и места рассмотрения материалов проверки, тем самым лишая себя возможности заявить возражения (ходатайства) на акт проверки.

В связи с этим отдел досудебного урегулирования налоговых споров напоминает налогоплательщикам о необходимости обеспечения

получения почтовой корреспонденции в целях своевременной защиты своих прав и законных интересов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/taxfree/obstoiatelstva-smiagchaiuscie-nalogovuiu-otvetstvennost-5c61225b21e11900ae15cf0c

Арбитражный суд Тульской области

Применение смягчающих обстоятельств по акту налоговой проверки

При привлечении к налоговой ответственности, учитываются смягчающие вину обстоятельства, поскольку, наличие хотя бы одного смягчающего вину обстоятельства влекут к уменьшению наказания не меньше чем в два раза.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решение налогового органа и взыскании суммы штрафа.

В отношении данного общества была проведена проверка, вследствие которой был выявлен факт, неполной и не своевременной уплаты налога на доходы физических лиц. В связи с чем, руководителем налогового органа была вынесено решение о привлечении к ответственности данное общество и взыскании в виде налоговой санкции.

Пунктом 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

В свою очередь, пунктом 3 ст. 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации и предприниматели, являющиеся источниками дохода физических лиц обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы подоходного налога с доходов физических лиц во всех случаях, кроме случаев, прямо оговоренных в нем.

В силу ст.ст. 24, 226 НК РФ общество являясь налоговым агентом, обязано перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получение в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода на счета налогоплательщика в банке.

Судом был установлен, что общество свои обязанности по перечислению денежных средств на доход физических лиц исполняло не надлежащим образом, в связи с чем, образовалась кредиторская задолженность. Данное общество было правомерно привлечено к ответственности.

Однако, налоговым органом так же был не учтен тот факт, что общество признало свою вину в совершении налогового правонарушения и добровольно погасило задолженность по НДФЛ в полном объеме, общество находится в трудном финансовом положении и образование кредиторской задолженности по НДФЛ за незначительный период.

В данном случае, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении указанных в заявлении требований, так как при привлечении к налоговой ответственности необходимо учитывать смягчающие вину обстоятельства, поскольку, наличие хотя бы одного смягчающего вину обстоятельства влечет за собой уменьшение налоговых санкций не меньше чем в два раза.

В ходе камеральной проверки, был выявлен факт не своевременного предоставления сведений, однако, право лица на рассмотрение материалов проверки было нарушено, что повлекло отмену решения налогового органа.

Общество обратилось в суд, с заявлением о признании недействительными решения Управление Пенсионного фонда РФ о привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное предоставление сведений по персонифицированному счету.

По результатам камеральной проверки было установлено, что сведения об уплаченных заявителем взносов в целом на всех работающих у него застрахованных лиц, несвоевременно предоставлены. После рассмотрения акта проверки, налоговый орган вынес решение о привлечении к ответственности общество в виде штрафных санкций.

Статьей 11 ФЗ РФ от 01.04.1996 г.

№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования» установлена обязанность страхователей по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда по месту своего жительства (нахождения) один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, сведений об уплаченных страховых взносах в целом на всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно пункту 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (пункт 2 статьи 101 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении.

В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.

Положения указанных норм направлены на обеспечение прав налогоплательщика, предусмотренных п.п. 7 и 9 п. 1 ст. 21 НК РФ, представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных проверок.

Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Следовательно, обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при разрешении вопроса о привлечении к налоговой ответственности.

Кроме того, как следует из материалов дела, акт камеральной проверки рассмотрен и решение о привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по персонифицированному учету принято Управлением Пенсионного фонда РФ 17.06.2008г.

При этом, как указывалось выше, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Источник: http://www.tula.arbitr.ru/node/13319

Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем

Применение смягчающих обстоятельств по акту налоговой проверки

От налоговых штрафов не застрахован ни один предприниматель. Однако существуют законные способы уменьшить их размер. Для этого нужно подать ходатайство, указав смягчающие обстоятельства.

Практически любой предприниматель знает, что такое налоговый штраф и как санкции могут ударить по бизнесу.

По статистике, штрафами заканчивается большинство налоговых проверок. Получить его можно и из-за недоработок сотрудников или банальных технических сбоев, вследствие которых, например, не удается вовремя подать декларацию или оплатить налог. Однако далеко не все бизнесмены знают о своем законном праве на уменьшение размера ответственности.

Рассказываем о схеме составления соответствующего ходатайства и некоторых его юридических тонкостях.
Размер санкции может быть снижен, если предприниматель докажет наличие смягчающих обстоятельств.

Что можно отнести к таковым?

Условно все смягчающие обстоятельства можно разделить на две категории:

  1. Общие (их можно использовать при любом виде нарушений).
  • если предприниматель попадает под ответственность в первый раз;
  • если он ранее не нарушал сроков уплаты налогов и вел добросовестно свою деятельность;
  • если фирма испытывает финансовые сложности (это может быть высокая закредитованность, большое число долгов или ситуация, когда организация находится на грани банкротства);
  • если оплата санкции отразится на заработной плате сотрудников (например, текущего бюджета организации хватит либо на штраф, либо на выплаты работникам);
  • если бухгалтер организации в момент нарушения был не способен контролировать дела. Например, находился в отпуске или на больничном. Само собой, причина должна быть уважительной и документально подтвержденной;
  • если фирма социально ответственна (принимает участие в возведении соцобъектов, занимается поставками продукции в бюджетные учреждения или другого рода меценатской деятельностью).

2. Частные (по конкретным видам):

  • Первое и одно из самых распространенных – нарушение сроков подачи декларации. Уменьшить объем санкций здесь могут помочь: отсутствие ущерба госбюджету (это обстоятельство будет учитываться только в том случае, если на момент сдачи декларации налог оплачен) и небольшой срок просрочки – до 10 дней (если предприниматель сможет доказать факт невозможности своевременного выполнения обязательств из-за технических сбоев, это будет дополнительным плюсом в его пользу).
  • Второй вид – неуплата или долг по налогу. Вина может быть смягчена, если налогоплательщик сам выявил просрочку и подал соответствующий уточняющий документ, или если есть переплата по какому-либо другому налогу.

Срок подачи ходатайства об отмене штрафа в налоговую

Вне зависимости от того, за какой вид нарушения установлены санкции, документ об их отмене или смягчении должен быть подан в определенные законом сроки. Они зависят от органа, в который бизнесмен подает жалобу.

  • Региональное отделение налоговой инспекции. У бизнесмена есть месяц для подачи ходатайства, отсчет начнется после официального получения акта о нарушении.
  • Федеральная налоговая служба. В ФНС России можно подать жалобу в течение 90 дней со дня выдачи решения регионального ведомства.
  • Судебные органы. В суд можно обратиться в течение трех месяцев с момента нарушения прав предпринимателя.

Насколько штраф может быть снижен

В случае если хотя бы одно смягчающее обстоятельство удалось доказать, сумма штрафа снижается вдвое. Но и это не предел: при благоприятном стечение дела суд вправе уменьшить размер санкции и более чем в два раза. И даже установить ее размер ниже минимального.

Однако стоит понимать, что снижению подлежит только непосредственно штраф. Сам налог и пеню за него (при ее наличии) оплатить все равно придется.

Ходатайство в налоговую о снижении штрафа – образец

Многое будет зависеть и от того, насколько грамотно составлен документ с просьбой о смягчении или отмене штрафных санкций. Сложностей не возникнет, и ведомство примет его к рассмотрению, если соблюсти несколько юридических тонкостей. Что нужно указать в ходатайстве?

  • В чей адрес оно направляется (как правило, жалобы подаются на имя руководителя структуры, с указанием фамилии и инициалов).
  • от чьего имени письмо (стоит указать форму собственности предприятия, фамилию руководителя, реквизиты (например, ИНН), адрес).
  • Затем стоит написать фразу: «Ходатайство о снижении штрафных санкции по (указать номер акта, по которому выписано нарушение, и дату его выдачи)».
  • Далее нужно изложить суть просьбы, указать, какие к жалобе имеются приложения (ими будут документы, подтверждающие указанные выше смягчающие обстоятельства).
  • В конце – подпись, дата, печать организации (если она имеется).

Ходатайство об учете смягчающих обстоятельств

Залогом успешного исхода подачи жалобы для предпринимателя станет грамотный и обоснованный подбор смягчающих обстоятельств.

  • В тексте ходатайства нужно как можно более подробно указать, как было выявлено нарушение. Например, если это была проверка, указать ее вид, сроки, документы, в соответствии с которым она проводилась, данные проверяющего.
  • Затем нужно указать, какой вариант решения своей проблемы видит налогоплательщик, и как можно более детально (по пунктам) расписать имеющие место быть, по его мнению, смягчающие обстоятельства.
  • Естественно, на слово никто предпринимателю не поверит. Поэтому крайне важно приложить к титульному листу все подтверждающие документы.— Если в качестве смягчающего обстоятельства бизнесмен приводит отсутствие в момент нарушения бухгалтера по причине болезни, значит, надо предоставить заверенную копию листа о временной нетрудоспособности.— Если указан небольшой срок просрочки – копию платежного поручения со всеми датами.— Если компания находится на грани банкротства, также необходимо предоставить все учетные документы, подтверждающие данные о состоянии бюджета предприятия.

Как подать ходатайство? Сделать это можно несколькими способами:

  1. Лично или через законного представителя, обратившись в службу.
  2. Через почту заказным письмом (здесь стоит учитывать сроки доставки и чрезвычайные обстоятельства – такие, как возможная потеря письма).
  3. Через портал Государственных услуг (нужно быть зарегистрированным пользователем).

Ходатайство должно быть составлено в двух экземплярах. Если предприниматель заявляет его лично, на копии, которая останется у него, должна быть отметка, удостоверяющая факт приема документа.

Как видим, подача ходатайства – не такое уж сложное дело.

И оно точно стоит того, чтобы им заняться, поскольку, шанс уменьшить размер санкций возможен.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/nalogovye-smyagchayushhie-obstoyatelstva-vybiraem-zayavlyaem/

О налогах и о жизни

Применение смягчающих обстоятельств по акту налоговой проверки

ФАС СЗО, Санкт-Петербург

А вот действительно, как и, главное, кем должны устанавливаться смягчающие обстоятельства для применения налоговой ответственности. Представители налоговых органов говорят “это не наша забота….

Если у вас есть там смягчающие обстоятельства, так заявляйте их во время рассмотрения материалов проверки, а мы их учтем или не учтем. Но в любом случае не дело это налоговых органов искать обстоятельства, снижающие размер ответственности”. Логика своя, кстати, в этой позиции имеется.

Действительно, ну как налоговики установят смягчающие обстоятельства, если они не очевидны.Кроме того, налогоплательщик сам о себе должен заботиться, а не перелагать это на голову тех, кто его штрафует.Однако в такой позиции есть и свое коварство.

Если налогоплательщик на стадии рассмотрения материалов проверки начинает канючить о смягчающих обстоятельствах, это означает, что …. да… фактически налогоплательщик признает свою вину, и просит смягчить свою участь.А вот судебная практика рассматривает эту проблему по другому.

В частности в одном из дел суд прямо указал, что налоговый орган обязан устанавливать смягчающие ответственность обстоятельства, даже в случае, когда об этом не заявлялось самим налогоплательщиком. 13 августа 2012 г.

ФАС Северо-Западного округа рассмотрел спор позаявлению компании о признании недействительными решения и требованияМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы, вынесенных по результатамналоговой проверки, в части уплаты недоимки

по НДФЛ и штрафа, а также оприменении обеспечительных мер. Требования удовлетворены частично.

Но самое интересное в этом деле, это то, как решен вопрос о применении налоговым органом положений ст. 101 НК РФ связанных сустановлением и применением смягчающих ответственность обстоятельств.

Налогоплательщиксчитает, что налоговый орган при вынесении решения о привлечении кответственности в виде штрафа не учел смягчающие обстоятельства.

Налоговыйорган: решение налогового органа, вынесенное по материалам налоговойпроверки без снижения суммы штрафа является правомерным и не нарушает права налогоплательщика,поскольку им при рассмотрении материалов проверки не было заявлено о наличиисмягчающих ответственность обстоятельств.

Арбитражныйсуд: удовлетворяя требования налогоплательщика в данной части указал на подп.4 п. 5 ст.

101 НК РФ, согласно которому в ходе рассмотрения материаловналоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органавыявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налоговогоправонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственностьза совершение налогового правонарушения. Следовательно, установление смягчающих ответственность обстоятельств являетсяобязанностью налогового органа.

Далее по тексту суд указывает, что налоговым органомне было исследовано наличие либо отсутствие обстоятельств, смягчающихответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, приэтом факт совершения налогоплательщиком правонарушения подтверждаетсяматериалами дела и не оспаривается последним. И, со ссылкой на ст. 112, 114 НКРФ, п. 19 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9 «Онекоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налоговогокодекса Российской Федерации», суд указывает на возможность уменьшения размераштрафа по следующим обстоятельствам: «… совершенияправонарушения как совершение правонарушения впервые, значительность суммыштрафа с учетом финансового положения заявителя и, руководствуяськонституционными принципами справедливости и соразмерности взыскания…».

Иными словами, вывод суда сводится к следующему: неисполнение налоговым органом своих обязанностей в рамках налоговой проверки, вт.ч. об установлении смягчающих ответственность обстоятельств, являетсяоснованием для обращения в суд.Однако..

Я бы не рекомендовал надеяться на все прочие обстоятельства и на то “кто кому чего должен”. В этой жизни уже давно никто ничего никому не должен. Поэтому не надо себя обманывать. Если на вас нападают защищайтесь.

Иными словами, не ждите милости от налоговой и от суда –> заявляйте о смягчающих обстоятельствах сами, причем письменно, причем называя это “ходатайством”, причем с приложением обосновывающих документов…. А то ведь судебная практика вещь не постоянная, сегодня так, а  завтра по другому. Гляньте вот сюда…

Здесь все совсем по другому, хотя тоже “судебная практика” (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 № А70-7924/2011).  Не заявил о себе налогоплательщик и доводы его были не услышаны…

Текстпостановления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУДСЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 2012 г. по делу NА21-8338/2011

Источник: http://www.nalog-briz.ru/2013/08/13082012-21-83382011.html

Обстоятельства, исключающие и смягчающие налоговую ответственность

Применение смягчающих обстоятельств по акту налоговой проверки

Получив решение о привлечении к ответственности по результатам налоговой проверки, не стоит отчаиваться. Возможно, вы сможете подтвердить, что при совершении данного правонарушения у вас были обстоятельства, смягчающие либо совсем исключающие ответственность. Данная статья поможет определить, какие события могут быть расценены в качестве таких обстоятельств.

Порядок вынесения решения

При осуществлении предпринимательской деятельности все налогоплательщики сталкиваются с контролем со стороны налоговых органов. Налоговым контролем являются камеральные и выездные налоговые проверки.

С 2007 г. результаты камеральных налоговых проверок, как и выездных, оформляются актом проверок. Также с 2007 г.

налогоплательщик получил право досудебного обжалования результатов камеральных налоговых проверок.

По смыслу, заложенному в Налоговом кодексе РФ, в акте указываются выводы и предложения проверяющих, а привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений производится на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа, производившего проверку.

В актах проверяющие предлагают привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. ст. 119 – 123 НК РФ.

При этом окончательное решение принимает руководитель на основании материалов проверки и возражений на акт проверки, представленных налогоплательщиком.

К возражениям налогоплательщик обязан приложить заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность приводимых им в свою защиту доводов.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести решение:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения и указываются документы, их подтверждающие.

Кроме того, решение содержит доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, результаты проверки этих доводов с указанием статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих ответственность, и применяемые меры ответственности, а также в нем указываются срок и порядок обжалования решения.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа.

С 2007 г. Налоговым кодексом РФ предусмотрена дополнительная процедура досудебного урегулирования спора – апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. На сегодняшний день подача апелляционной жалобы является правом налогоплательщика, т.е. не является обязательной процедурой, а с 2009 г. данная процедура станет обязательной перед подачей заявления в арбитражный суд.

В настоящее время складывается положительная практика рассмотрения апелляционных жалоб в пользу налогоплательщика. Однако следует отметить: ФНС России признает, что служба не готова к введению апелляционного обжалования в качестве обязательной процедуры, и просит отложить это нововведение.

Обстоятельства, исключающие налоговую ответственность

В Налоговом кодексе РФ установлен закрытый перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В частности, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

– отсутствие события налогового правонарушения;

– отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;

– истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рассмотрим эти обстоятельства более подробно.

Отсутствие события налогового правонарушения

В Налоговом кодексе РФ не раскрывается понятие события налогового правонарушения, поэтому, исходя из общеправового определения, под событием налогового правонарушения следует понимать сам факт совершения лицом противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния.

То есть отсутствие события, о котором говорит п. 1 ст. 109 НК РФ, означает отсутствие самого факта совершения лицом противоправных действий (бездействия), которые гл. 16, 18 НК РФ расценивают как налоговое правонарушение.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/171150/

Образец ходатайства об уменьшении штрафа в налоговую

Применение смягчающих обстоятельств по акту налоговой проверки

Шаблоны и формы Разберемся в особенностях составления ходатайства в ИФНС об уменьшении налогового штрафа или его полной отмене, образцы документов заполним на конкретных примерах.

18 января 2019 Евдокимова Наталья

Служба по налогам и сборам администрирует своевременность и правильность исчисления налоговых обязательств в бюджет РФ, представление отчетности и требуемой документации.

ИФНС вправе наказать организацию или частного предпринимателя за нарушение фискального законодательства по многим основаниям, но остановимся на наиболее широко распространенных:

  • нарушение сроков предоставления отчетности;
  • нарушение сроков перечисления платежей в бюджетную систему РФ;
  • ошибочное определение налоговой базы при расчете обязательств;
  • непредставление требуемой документации;
  • сокрытие информации о расчетных счетах, о смене руководителя и прочее.

В Налоговом кодексе предусмотрены отдельные статьи, регламентирующие размеры штрафных санкций. Но не многие знают, что сумму, указанную в требовании об уплате штрафа, можно уменьшить в несколько раз. Для этого потребуется составить ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа.

Виды смягчающих обстоятельств

Ст. 112 НК РФ содержит перечень смягчающих обстоятельств, которые позволяют претендовать на снижение санкций в несколько раз. Направляя прошение, обязательно укажите смягчающие обстоятельства. Не забудьте указать один из видов при формировании образца ходатайства в налоговую о снижении штрафа.

Все обстоятельства, которые могут уменьшать установленное наказание, разделены на 4 группы:

  • общие;
  • для ИП;
  • для юридических лиц;
  • для физических лиц.

Представим перечень смягчающих обстоятельств в виде таблицы.

Общие
  1. Срок подачи отчетности нарушен незначительно.
  2. Ущерб бюджету государства не причинен или незначителен.
  3. Правонарушение фискального законодательства совершено впервые.
  4. У субъекта имеются кредитные обязательства.
  5. При расчетах по налогам и сборам в текущем году образовалась переплата.
  6. Задолженность погашена до принятия решения ИФНС о наказании.
  7. Тяжелое финансовое состояние, материальные сложности.
  8. Предмет установленной санкции не соответствует правонарушению.
Для ИП и физлицДля юрлиц
  1. Сложное материальное положение.
  2. Инвалидность или тяжелое состояние здоровья (заболевания, травмы, увечья).
  3. Наличие иждивенцев.
  4. Государственные награды.
  5. Участие в ликвидации природных катаклизмов (катастроф) или боевых действий.
  1. Высокая вероятность наступления банкротства при погашении штрафа.
  2. Форс-мажорные ситуации, вследствие которых организация утратила документальные подтверждения деятельности, льгот и прочего.

Порядок составления

Разберемся, как составить образец ходатайства в налоговую о снижении штрафа.

С момента получения требования об уплате у организации есть 10 дней, чтобы попросить ИФНС смягчить наказание. На рассмотрение ходатайства у налоговиков уходит не более 10 дней, если нет необходимости проверить сведения. Если такая необходимость есть, рассмотрение продлится до 30 дней (1 календарный месяц), в особых случаях — 2 месяца.

Составлять документ следует по общим требованиям, независимо от статуса налогоплательщика. Неверно составленный документ будет признан ничтожным, даже если у гражданина или учреждения были законные основания на снижение штрафа.

Унифицированной формы не существует, поэтому составляем прошение о снижении налогового наказания в произвольном виде. Не забываем указать обязательную информацию:

  1. ФИО руководителя налоговой инспекции.
  2. Информация о вашей организации: наименование, ИНН/КПП, адрес, телефон.
  3. Наименование, номер и дата документа, устанавливающего налоговое наказание.
  4. Подробное описание результатов проведенной проверки.
  5. Указание смягчающих факторов.
  6. Просьба о смягчении наказания.
  7. Перечень приложенных подтверждающих документов.
  8. Дата и подпись ответственного лица (руководителя или главного бухгалтера).
  9. Печать учреждения, если таковая имеется.

Скачать

Образец ходатайства в налоговую о смягчении штрафа

Составим документ на примере.

ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» представило декларацию по налогу на прибыль за 1-й квартал 2019 года с опозданием — 11 мая (крайний срок 28 апреля). ИФНС направила Акт камеральной проверки.

Скачать

Как отменить штраф

Также организация вправе претендовать на полную отмену наказания. Для этого нужно отправить ходатайство об отмене штрафа в налоговую.

Обстоятельства, при которых можно отменить штраф, установлены в ст. 111 НК РФ, а именно:

  • стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация или факторы непреодолимой силы;
  • лицо, совершившее неправомерное деяние, находилось в болезненном состоянии;
  • выполнение официальных письменных разъяснений уполномоченных органов, в части выявленного правонарушения;
  • прочие обстоятельства, которые могут быть признаны ИФНС или судом как смягчающие.

Скачать

Образец ходатайства, отменяющего наказание

Составим документ на аналогичном примере.

ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» представило декларацию по налогу на прибыль за 1-й квартал 2019 года с опозданием — 11 мая (крайний срок 28 апреля). Причина — чрезвычайная ситуация, отключение электричества, отсутствие доступа к сети Интернет. ИФНС направила Акт камеральной проверки. Подготовим прошение.

Скачать

Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Источник: https://gosuchetnik.ru/shablony-i-formy/obrazets-khodataystva-ob-umenshenii-shtrafa-v-nalogovuyu

Как отменить штрафные санкции

Если налогоплательщик уверен в том, что назначенный контролирующим органом штраф неправомерен, то есть возможность его оспорить. Сделать это можно и в досудебном порядке, написав ходатайство об отмене штрафа в налоговую.

Возражения на акт налогового органа подаются в те же сроки, что и прошение о смягчении санкций.

Если возражения не будут учтены и решение о взыскании штрафа все же будет вынесено, то у налогоплательщика есть возможность обратиться в Управление ФНС с жалобой на действия ИФНС. По ее рассмотрению УФНС вынесет решение:

  • об удовлетворении требований налогоплательщика и отмене штрафных санкций;
  • либо об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика и оставлении решения ИФНС в силе.

Если решение УФНС вас не устроит, то остается только обращение в арбитражный суд с исковым заявлением об отмене решения налогового органа.

Образец возражения об отмене наказания

При составлении возражения на акт ИФНС необходимо указать:

  • реквизиты ИФНС;
  • реквизиты лица, от которого подается заявление;
  • реквизиты акта о выявлении нарушения;
  • обстоятельства, на основании которых налогоплательщик считает наложение штрафных санкций незаконным.

Для подачи такого возражения рекомендуем воспользоваться формой, приведенной ИФНС на официальном сайте в разделе «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Образец возражения по акту налоговой проверки

Источник: https://clubtk.ru/forms/dokumentooborot/obrazets-khodataystva-ob-umenshenii-shtrafa-v-nalogovuyu

Юрист Авилин
Добавить комментарий