Приказ о списании гсм на предприятии образец 2016

Списание ГСМ: правила и учет

Приказ о списании гсм на предприятии образец 2016

Автомобиль на предприятии: приобретение, оформление, учет, страхование, списание

Пожалуй, нет такого предприятия, которое не использовало бы в своей хозяйственной деятельности транспортные средства. Вот почему затраты на горюче-смазочные материалы (далее – ГСМ) надо правильно рассчитывать и отражать в учете. О том, как это делать, читайте в данной консультации.

Как определить расход ГСМ

Расход ГСМ определяется исходя из установленных норм. Это обеспечивает контроль за использованием ГСМ, разумную экономию топлива и ограничивает необоснованные затраты предприятия.

На практике применяются базовые линейные нормы (Hs), рассчитанные в зависимости от модели (модификации) автомобиля, а также системы нормативов и корректирующих коэффициентов, которые позволяют учитывать выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации (Нормы № 43). Действие Норм № 43 распространяется на предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и на бюджетные организации.

Нормативный расход топлива (Qн) определяется для каждого конкретного автомобиля в зависимости от его типа (легковой, автобус, грузовой, бортовой, специальный и т. п.) с учетом базовых линейных норм по специальным формулам, приведенным в разд. 4 Норм № 43.

Предприятие вправе корректировать нормативные расходы топлива (п. 3 Норм № 43) в установленных пределах, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Для этого применяются поправочные (повышающие и понижающие) коэффициенты. В частности, расход топлива повышается при работе в холодное время в зависимости от фактической температуры возду- ха (пп. 3.1.

1), в случае, если работа автотранспорта требует частых остановок (пп. 3.1.5) и т. д.

Кроме нормативных расходов допускается дополнительное потребление топлива в следующих объемах (п. 3.4 Норм № 43):

  • на внутригаражные разъезды и технические потребности (техосмотры, регулировочные работы, приработок деталей двигателей и автомобилей после ремонта и т. п.) – не более 0,5 % общего количества топлива, использованного предприятием (пп. 3.4.1);
  • при длительных простоях автомобилей: под загрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещено выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т. п.), в транспортных заторах, во время перевозки спецгрузов или пассажиров, которые нуждаются в постоянном обогреве салона (кузова) автомобиля, – до 5 % базовой линейной нормы на 1 ч простоя с возможной корректировкой надбавками (пп. 3.4.2–3.4.4);
  • на запуск автомобилей, которые работают на сжатом природном газе или сжиженном нефтяном газе, – в процентах от линейной нормы, предусмотренной пп. 3.4.5 Норм № 43, в случае работы на жидком топливе в зависимости от температуры окружающей среды. При запуске автомобилей на жидком топливе эта надбавка не применяется.

Если базовая линейная норма для конкретной модели автомобиля не определена (Нормы № 43 не актуализированы, а на рынке ежегодно появляются новые модели авто), то предприятию необходимо разработать и утвердить временные линейные нормы расхода топлива.

Если модели и модификации автомобилей не имеют существенных конструктивных отличий (в модели двигателя и конструкции трансмиссии) от базовой модели, временная линейная норма определяется в том же размере, что и для базовой модели, а при наличии некоторых отличий – по формуле, приведенной в пп. 2.1.2 Норм № 43.

При этом линейная норма расхода газового топлива определяется путем корректировки рассчитанной линейной нормы расхода жидкого топлива с помощью переводных коэффициентов, приведенных в пп. 2.1.4 Норм № 43.

Для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, которые не попали в Нормы № 43, вводятся временные индивидуальные базовые линейные нормы расхода топлива.

Они разрабатываются головным институтом Министерства инфраструктуры Украины – ГосавтотрансНИИпроектом – по заявкам владельцев автомобилей на договорных началах (форма заявки приведена в приложении Д к Нормам № 43).

Как оформить списание ГСМ

ГСМ списываются, как правило, на основании путевых листов, по которым определяют:

  • количество топлива в баке (в баллоне) автомобиля на начало смены (рейса) по данным измерительных приборов;
  • количество заправленного топлива в течение смены (рейса);
  • остаток топлива на конец смены (рейса).

Если фактический расход ГСМ превышает нормативный, то в состав расходов отчетного периода следует включать стоимость фактически израсходованных ГСМ в пределах установленных норм (Нормы № 43).

Для учета дополнительного потребления топлива, предусмотренного в п. 3.4 Норм № 43, в каждом отдельном случае нужно оформлять внутренние документы:

  • акты о проведении техосмотров, регулировочных работ, приладки деталей двигателей и автомобилей после ремонта и т. п.;
  • материальные отчеты по использованию запчастей, материалов и ГСМ при выполнении ремонтных и регулировочных работ.

Документы должны быть утверждены руководителем предприятия.

Как отразить списание ГСМ в бухучете

ГСМ списываются по фактической стоимости топлива, израсходованного при эксплуатации автомобиля, но с учетом норм расходов. То есть при списании ГСМ в бухгалтерском учете сравнивают нормативный и фактический расход топлива.

Если фактический расход превышает норму, то предприятию следует выяснить, почему это произошло, ведь такой перерасход может свидетельствовать о неисправности соответствующих систем транспортного средства или нецелевом использовании топлива. Решение о причинах и компенсации перерасхода топлива (за счет водителей, других работников или третьей стороны, по вине которой возник перерасход) принимает руководитель предприятия.

В зависимости от направления использования списание ГСМ в пределах установленных норм осуществляется с кредита субсчета 203 в дебет счетов:

  • 15 «Капитальные инвестиции» – в случае использования автомобилей при строительстве объектов основных средств или приобретении основных средств;
  • 20 «Производственные запасы» – при доставке производственных запасов с включением расходов в их стоимость;
  • 23 «Производство» – при использовании автомобилей в производстве продукции с отнесением расходов на конкретный вид продукции;
  • 28 «Товары» – при доставке товаров с включением расходов в их стоимость;
  • 91 «Общепроизводственные расходы» – при списании ГСМ по автомобилям, которые используются в общепроизводственных целях;
  • 92 «Административные расходы»– при списании ГСМ по автомобилям, которые используются в общехозяйственных целях;
  • 93 «Расходы на сбыт»– при использовании автомобилей для сбыта продукции и товаров;
  • 94 «Прочие расходы операционной деятельности» – при списании ГСМ в сумме перерасхода на прочую операционную деятельность по объективным причинам и др.

Суммы перерасхода ГСМ отражаются по дебету субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При этом стоимость перерасходованного топлива взыскивается с виновного лица. Принятие решения обычно относится к компетенции руководителя предприятия.

Списание ГСМ может производиться с помощью одного из методов учета выбытия запасов, предусмотренных в п. 16 П(С)БУ 9. Чаще всего на практике применяют метод средневзвешенной себестоимости или ФИФО.

Налоговый учет

НДС. Приобретая ГСМ, предприятие получает право включить в налоговый кредит отчетного периода суммы НДС, уплаченные (начисленные) по результатам таких операций (п. 198.1 НК).

При выявлении сверхнормативных расходов топлива налогоплательщики должны уменьшить отраженный при приобретении ГСМ налоговый кредит путем начисления налоговых обязательств на сумму сверхнормативных расходов ГСМ.

База налогообложения определяется исходя из стоимости приобретения ГСМ (п. 189.1, 198.5 НК).

Налог на прибыль. Корректировки финансового результата до налогообложения по операциям списания ГСМ НК не предусмотрены.

НДФЛ. Включать ли стоимость перерасхода топлива в налогооблагаемый доход водителя и удерживать ли НДФЛ, начисленный на сумму перерасхода?

Если перерасход топлива возник не по вине работника, то оснований для удержания НДФЛ нет. При этом возникший по объективным причинам (сложные погодные условия, техническое состояние авто и др.) перерасход должен быть подтвержден документально, например, актом о техническом состоянии автомобиля с выводами комиссии, в котором указана причина перерасхода и фактический расход топлива.

Если будет доказано, что перерасход топлива произошел по вине работника, тогда предприятие может взыскать с него стоимость такого топлива, например удержать стоимость бензина из его зарплаты. При этом рекомендуем оформить документы, подтверждающие вину работника: нужна объяснительная записка работника и его заявление на удержание этой суммы, а также приказ о дисциплинарном взыскании.

А если вина работника доказана, однако предприятие не намерено взыскивать с него стоимость перерасхода топлива, тогда придется удержать с работника НДФЛ, начисленный на стоимость перерасходованного топлива.

Ведь в этом случае стоимость бензина будет считаться дополнительным благом, полученным от работодателя (пп. 164.2.17 НК). При этом база налогообложения определяется с учетом натурального коэффициента (п. 164.

5 НК).

Согласно п. 4.1 Норм № 43 нормативный расход топлива рассчитывается по формуле:

Qн= 0,01 х Нs х S х (1 + 0,01 х K∑),

где – нормативный расход топлива, л;
Нs – базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
K∑ – суммарный корректировочный коэффициент, %.

Пример

Согласно данным путевых листов расход топлива составил 100 л. Из них 20 л – перерасход, связанный с техническим состоянием автомобиля.

Учет операций по списанию ГСМ ведется так:

(грн)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19686-0

№ п/п операцииПервичные документыБухгалтерский учет
ДтКтСумма
123456
1Списано топливо (80 л) в пределах нормПутевой лист9220332 976,00
2Списан сверхнормативный расход топлива (20 л)Путевой лист, бухгалтерская справка9472033684,00
3Начислены налоговые обязательства по НДС(684 х 20 %)Налоговая накладная947641136,80

Выводы

Использование ГСМ в хозяйственной деятельности предприятия довольно строго нормировано. Некоторую свободу дает применение поправочных коэффициентов и установление временных индивидуальных линейных норм.

Для списания ГСМ в бухгалтерию подаются внутренние документы предприятия – как правило, путевые листы водителей. В бухучете расходы на ГСМ отражаются на счетах соответствующих расходов, в зависимости от направления использования ГСМ.

Перерасход топлива необходимо обосновать, выяснить его причины и в случае необходимости взыскать с виновных лиц убытки.

Источник: https://uteka.ua/publication/commerce-12-xozyajstvennye-operacii-9-spisanie-gsm-pravila-i-uchet

Нормы расхода топлива

Приказ о списании гсм на предприятии образец 2016

Полный текст норм, утверждeнныx приказом №43 oт 10.02.1998г со всеми изменениями смотрите здесь.

01. Принципы применения норм

02. Корректирующие коэффициенты

03. Временные нормы расхода топлива

04. Базовые нормы расхода топлива на конкретные автомобили:

• Легковые (приложeния А.1, A.2): • ВАЗ, • ГАЗ, • ЗАЗ, • ЗИЛ, • ИЖ, • Москвич, • ЛуАЗ, • УАЗ, • Alfa Romeo, • Audi, • BMW, • Chery, • Chevrolet, • Chrysler, • Citroen, • Daewoo (в т.ч.

Lanos, Nubira, Leganza), • Fiat, • Ford, • Honda, • Hyndai, • KIA, • Lexus, • Mazda, • Mersedes-Benz • Mitsubisi, • Nissan, • Opel, • Peugeot, • Renault • Rover, • Seat • Skoda, • Ssang Yong • Suzuki, • Toyota, • Volkswagen, • Volvo;

• Автобусы (прилoжения А.3, А.4);

• Грузовые бортовые автомобили (пpиложения А.5, А.6);

• Тягачи (А.7, А.7.1);

• Самосвалы (А.8, А.8.1);

• Автомобили-фургоны, грузопассажирские автомобили (А.9, А.10);

• Специальные автомобили (прил. Б.1, Б.2);

• Контейнеровозы (приложение Б.3);

• Автомобилевозы (приложение Б.4);
Автомобили-эвакуаторы (Б.5);

• Базовые нормы расхода топлива нa автономные (независимые) обогреватели.
Нормы расхода смазочных материалов (таблица В);

05. Отдельные вопросы использования норм:

05.1. Надбавки к раcходу топлива в холодное вpeмя года: практическое применение,

05.2. Как списать топливо во время международных пеpевозок, если у нас плюсoвая температура, а за границей – минусовая,

05.3. Командировка на авто за пределы города: корpектировать ли норму расхода,

05.4. Автомобилю больше 5 лет: как обосновать документально повышение норм расхода топлива,

05.5. Какой пробег автомобиля брать для расчета норм расхода тoпливa с повышенным коэффициентом 5%.

Принципы применения

Линейная норма расхода топлива нa конкретный автомобиль может быть определена по таблицам в приложениях (смотритe в предыдущем разделе этoй страницы).

Далее рассмотрим принципы применения норм, т.к. приведенные в приложениях таблицы не охватывают всех марок автомобилей, всех условий эксплуатации …

Нормы № 43 первоначально были разработаны в прошлом веке. Поэтому их обновили Приказом № 36, который осовременил методику расчета норм расхода ГСМ и сделал ее гибче.

Под нормированием расхода топлива понимается «установление допустимой меры егo потребления в определенныx условиях эксплуатации автомобилей, для чeго применяются базовые линейные нормы, установленныe по моделям (модификaциям) автомобилей, и системa нормативов и корректирующих коэффициентов, которыe позволяют учесть выполненную транспортную рaботу, климатические, дорожные и другиe условия эксплуатации». Нормирование расхода моторныx масел и мастик осуществляется «пропорционально расходам топлива в соответствии с установленными нормативами».

В разделе 4 Норм приведены формулы расчета нормативного расхода топлива нa разные виды автотранспорта: автобусов и легковых автомобилей (c прицепaми в т.ч.), бортовых грузовых автомобилей, седельныx тягачей в составe автопоездов, автомобилей-фургонoв, грузопассажирских автомобилей, автомобилей-самосвалов, автопоездов с самосвальными кузовами, специализированных и специальных автомобилей).

Допoлнительно: Справочник “Автомобиль на предприятии”

Нормативный расход определяется на основании базовой линейной нормы на пробег автомобиля конкретной модели (иногда- конкретной модификации) на 100 км, которая корректируется с учетом дополнительного расхода топлива, связанного с выполнением автомобилем той или иной работы или функционированием дополнительного оборудования.

Такая корректировка проводится с применением соответствующиx норм расхода топлива. Полученная базовая норма расхода повышается или снижается в зависимости от ряда условий (дорожных, климатических, эксплуатационных факторов).

Такое повышение или снижение базовых норм расхода топлива проводится с применением соответствующих корректирующих коэффициентов.

Базовые линейные нормы пo типам автомобилей как и ранее приведены в таблицах приложeний A и Б к Нормам N43 в разрезe моделей автомобилей (модификаций) в алфавитном порядке. Приложение Б осталось в ранее действующей редакции.

А приложение А дополнено новыми таблицами, в которых указаны базовые линейные нормы расхода топлива нa пробег транспортных средств моделей (модификаций), ранее в Нормах не упомянутых (т.е.

для новых моделей, которые появились с момента появления норм).

В новых таблицах развернуто, указаны идентификационные данные транспортных средств (например, приведена развернутая колесная формула, облегчающая идентификацию того или иного автомобиля). Описание того, как эта колесная формула определяется, а также примеры таких формул приведены в разделе 5 Норм N43 — новом разделе, появившемся в этом документе в связи со вступлением в силу Приказа № 36.

Приказ №36 изменил порядок определения большинства норм расхода топлива, связанных с выполнением автотранспортным средством дополнительной работы или установкой дополнительного оборудования (описанные в разделe 1 Норм № 43). Изменились определения:

  • п. 1.3 – нормы нa выполнение транспортной работы (в зaвисимости от видa топлива) бортовыми грузовыми автомобилями и седельными тягачами в составe автопоездов, автомобилeй-фургонов, грузопассажирских автомобилей, котopыe выполняют работу, учитываeмую в тоннo-километрах;
  • п.1.4 – нормы на 1 тн снаряженной массы автопоезда, прицепа или полуприцепа, автомобиля;
  • п. 1.5 – нормы на маневрирование в местаx загрузки и разгрузки и выполнениe операции по разгрузке для самосвалов и автопоездов c самосвaльными кузовами;
  • п. 1.8 – нормы на работу автономного (независимогo) обогревателя.

Допoлнительно: Скачайте “Справочник бухгалтера”

Определение других ранее используемых норм, как и изложенных в п.1.10 норм расхода смазочных материалов, не изменились.

Корректирующие коэффициенты.

Значительно изменились правила определения коэффициентов, корректирующих нормы расхода топлива в зависимости oт влияния дорожных, климатических и другиx эксплуатационных факторов.

Подход к использованию корректирующих коэффициентов пpи расчете нормативного расхода топлива не изменился. Эти коэффициенты по-прежнему либо повышают нормативный расход топлива, либо снижают, а исчисляются они в процентах.

Корректирующие коэффициенты, повышающие нормативный расход топлива, указаны в подпункте 3.1, а коэффициенты, снижающие такой расход, — cм. п.3.2 Норм N43.

В соответcтвии c пунктом 3.3 норм в cлучае применения одновременнo нескольких корректирующих коэффициентов все так же рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, котoрый равен алгебраической сумме отдельных коэффициентов (снижающие корректирующие коэффициенты являются отрицательными величинами).

Сами правила определения значений корректирующих коэффициентов значительно обновлены. Неизменными остались лишь два повышающих коэффициента из имеющихся пятнадцати (пп.3.1.11 a тaкже 3.1.3 Норм № 43).

Относительно остальных повышающих и всех снижающих корректирующих коэффициентов можно сказать: некоторые из предельных значений этих коэффициентов Приказ № 36 уменьшил, некоторые — увеличил, но почти все переработал, уточнив такие предельные значения для более мелких интервалов изменения значений факторов.

Источник: http://avto-oblik.com.ua/normy/24-normy-rasxoda-topliva.html

Акт проверки ГСМ в бюджетном учреждении – Юридический ликбез

Приказ о списании гсм на предприятии образец 2016

Учет путевых листов нужен учреждениям, чтобы нормировать, планировать и контролировать расход горючего и смазочных материалов (ГСМ).

На основных участках, где востребована информация по затратам на ГСМ, бухгалтеры ведут расчет нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, а также анализируют отклонения между фактическим и нормативным расходом ГСМ, чтобы выявить экономию или перерасход.

Контролирующие органы часто обращаются к данному участку учета, чтобы оценить, насколько эффективно используются материальные запасы в учреждении.

Все хозяйственные операции должны быть оформлены в бухгалтерском учете первичными учетными документами (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ).

Одна из главных функций путевых листов в бухгалтерском учете — подтвердить законность и корректность списания горюче-смазочных материалов.

Как работать с бланками

Приказ Минфина России от 30.03.15 № 52н определяет правила составления первичных документов в бухгалтерском учете, однако в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации для бюджетных организаций нет путевого листа. В такой ситуации чаще всего используется форма, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.

97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Впрочем, в документе сказано, что использовать этот бланк обязаны только автотранспортные предприятия. Остальные же учреждения, в том числе казенные, бюджетные, автономные, вправе разработать свой бланк.

Главное требование к нему — наличие обязательной информации: наименование документа, дата его составления, название учреждения.

Кроме того, надо указать содержание операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении. Документ обязательно подписывают ответственные сотрудники. Без указания их Ф.И.О.

и подписи документ считается недействительным. Впрочем, самое простое решение — стандартная форма путевого листа из Постановления № 78.

Она включает всю информацию, необходимую для списания ГСМ, и не вызывает вопросов у контролирующих органов.

Хочется отметить, что путевые листы не являются бланками строгой отчетности, поэтому вы можете использовать как типографские бланки, так и распечатанные формы из бухгалтерских справочно-правовых систем.

Типичные ошибки бухгалтеров

Обязательное требование к путевому листу, как, впрочем, к любому документу, — его правильное оформление. Можно выделить несколько моментов, где бухгалтеры ошибаются чаще всего.

Например, нет единого правила, на какой срок оформлять путевой лист, и отсутствие такого правила вызывает много вопросов. В письме от 03.02.

06 № 03-03-04/2/23 Минфин России допускает еженедельное и даже ежемесячное составление документа, в случае если этот срок позволяет организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ.

Впрочем, эта рекомендация не касается заполнения путевых листов в рамках уставной деятельности бюджетных организаций.

Поэтому учреждениям рекомендуем опираться на указания Росстата. В письме от 03.02.05 № ИУ-09-22/257 Росстат указывает, что путевой лист составляется на срок в один день (одну смену). Больший период допустим только в случае командировки водителя.

Часто бухгалтеры не считают необходимым заполнять все графы оборотной стороны путевого листа.

Это касается указания пунктов назначения: нередко конкретные точки заменяют общими фразами — «Поездки по городу» и пр. Они не позволяют подтвердить, что транспорт использовался в служебных целях и расходы носят производственный характер (письмо Минфина России от 20.02.06 № 03-03-04/1/129). Отсутствие в путевом листе конкретных пунктов назначения контролирующие органы признают нарушением.

  Ошибкой будет и отсутствие подписи водителя в каждой строке, где указаны место отправления и назначения, время выезда и возвращения машины на стоянку / в гараж.

Обратите внимание на раздел «Движение горючего». На основании граф «Расход по норме» и «Расход фактический» производится списание бензина. Фактический расход вносите строго по счетчикам.

При заполнении нормативного расхода бензина на 100 км пробега возьмите за основу распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р (в редакции от 14.07.

15), где определены все нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Они касаются и бюджетных учреждений.

Вносить изменения в путевой лист, как и в большинство первичных документов, допустимо лишь с согласия участников хозяйственных операций (п. 5 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ) и с обязательным указанием даты. А значит, исправления должны быть заверены подписью тех же лиц, которые изначально подписали документы.

Средства автоматизации учета

Избежать вышеупомянутых ошибок бухгалтеру помогут специальные автоматизированные системы учета путевых листов и ГСМ.

Они напомнят об обязательных полях, отследят правильность и сроки использования норм, соответствие фактического расхода топлива нормативу.

Кроме того, такие программы позволяют оперативно заполнять любое количество путевых листов, чем существенно облегчают труд бухгалтера.

Чем сложнее учет ГСМ в организации, тем большими возможностями должна обладать автоматизированная система. При выборе программы убедитесь, что она умеет:

  • вести единый реестр путевых листов;
  • учитывать поступление и расход ГСМ по автомобилям, водителям и видам ГСМ;
  • учитывать расход ГСМ по нормам расхода или по фактическому расходу на основании данных путевых листов с учетом сезонности и дорожных условий;
  • контролировать отклонения фактических затрат на ГСМ от нормативных (режимы экономии, перерасхода ГСМ);
  • формировать отчетность по водителям, видам и маркам ГСМ, по автомобилям в разрезе подразделений (отделов);
  • готовить печатные формы необходимых отчетов по пробегу и времени работы, по движению горючего и смазочных материалов, по выданным автозапчастям и многое другое.

Бухгалтерский учет ГСМ

Горюче-смазочные материалы, приобретенные для хозяйственных нужд учреждения, согласно Инструкции № 157н учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 X3 000 «Горюче-смазочные материалы».

Организации, которые используют талоны на ГСМ, учитывают их отдельно — на счете 0 201 05 000 «Денежные документы». Приобретаются талоны по безналичному расчету или через подотчетное лицо (об учете денежных документов см.

«Бюджетный учет: что такое денежные документы и как с ними работать в бюджетном учреждении»).

Порядок списания ГСМ

Списывать горюче-смазочные материалы следует ежемесячно. В качестве документов-оснований используйте:

  • путевой лист;
  • авансовый отчет, если бензин приобретался за наличные средства;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003), если автомобиль заправляли по талонам;
  • приказы руководителя учреждения, которые утверждают норму пробега автомобиля, лимит расхода топлива на месяц в зависимости от марки, модели ТС;
  • направление работника в командировку на служебном автомобиле.

Обратите внимание на соотношение фактического пробега и установленного месячного лимита. Списывая ГСМ, обязательно учитывайте нормы расхода топлива и лимит километража.

Если пробег автомобиля больше, чем принятые руководством учреждения нормы, и это превышение не обосновано производственными задачами, бухгалтер при расчете расхода бензина использует именно утвержденный лимит.

Используйте данные граф «Расход по норме» и «Расход фактический». Данные в них в большинстве случаев совпадают.

Но если показатели расхода ГСМ отличаются, списывать бензин следует по наименьшему показателю, то есть если норма превышает фактический расход, то бензин списывается именно по факту.

операцииДебетКредит
Казенные учреждения
Списание ГСМ1 401 10 2721 105 33 440
Бюджетные и автономные учреждения
Списание ГСМ в рамках приносящей доход деятельности2 106 34 3402 105 33 440
Списание ГСМ в рамках основной деятельности4 106 34 3404 105 33 440

Источник: https://pravolikbez.com/akt-proverki-gsm-v-byudzhetnom-uchrezhdenii/

Образец приказа на списание ГСМ по нормам

Приказ о списании гсм на предприятии образец 2016

Списание горюче-смазочных материалов на предприятии – естественное мероприятие. В процессе его проведения немаловажную роль играет создание приказного документа. Рассмотрим нюансы и правила его составления.

Кто издает и зачем нужен

Под данной формой документации стоит понимать акт распорядительного характера, изданный со стороны руководящего звена субъекта хозяйствования. В соответствии с документацией производится регламентирование того, каким образом производятся расчетные мероприятия в отношении стоимости издержек на ГСМ для списания. Этот нюанс может быть фактическим или иметь нормативное значение.

По нормативам затраты подсчитывают автотранспортные компании. Что касается прочих субъектов, они наделены правом подсчета расходов по факту.

Нормы списания ГСМ

Прежде чем производить списание горюче-смазочных материалов с налогового или бухгалтерского учета, необходимо определиться с фактически израсходованным количеством сырья.

С этой целью по каждому автомобилю производится расчет, в котором остаток топливного ресурса на начало отчетного времени складывается с суммарным числом поступлений в него за весь период. А затем остается лишь вычесть топливо, которое осталось на конец года. Вся сумма в БУ может подлежать списанию в расход.

В процессе включения горюче-смазочного сырья в расходы для налоговых учетных мероприятий необходимо обеспечить выполнение требования обоснованности объемов.

Обосновать расход можно путем его сравнения с нормативом, который должен иметь место в процессе выполнения определенных работ.

Нормативные значения могут формироваться предприятием в самостоятельном порядке, однако чаще всего используются документы от Минтранса России.

В качестве ориентира нормативный расход целесообразнее всего применять не только для ведения налогового учета, но и для осуществления контроля расхода горючего со стороны водителя.

Разумеется, отклонения неизбежны, но они не должны быть больше, чем разумные показатели.

В случае образования существенных погрешностей должны присутствовать либо убедительные объяснения, либо водителю налагается ответственность за перерасход.

Чтобы избежать подобных неприятностей, следует грамотно проводить учет. Для несущественных отклонений принято применять проводку Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 10.3.

Выбор конкретного счета затрат при этом осуществляется исходя из того, для каких именно задач применяется то или иное авто, и по какой схеме производится учет в фирме. Если перерасход необоснованный, принято использовать проводку Дт 73.2 Кт 10.3.

Не принимаемые к учету расходы отражаются по записи Дт 91 Кт 10.3.

Вот еще несколько хозяйственных операций, используемых в процессе учета:

  • Дт 10.3 Кт 60 – оформление приобретения транспортного средства;
  • Дт 10.3 Кт 91 – при невозможности применения первого варианта;
  • Дт 90 Кт 10.3 – оформление операции по продаже.

Эти хозяйственные операции – лишь часть из всех проводок, применяемых в процессе бухгалтерского учета.

Составление и утверждение акта

Акт – важнейший документ, которого предъявляется особый перечень требований. Обычно в нем производится отражение следующих моментов и нюансов.

Методология расчетных мероприятий

В этой ситуации речь традиционно ведется о методике на базе фактических параметров. При всем этом в ходе ее определения предприятие наделено правом ориентира на нормативную часть, согласно рекомендациям Министерства транспорта от 14.03.2008 г. №АМ-23-р.

К примеру, в приказном документе может быть прописан тот факт, что при выходе из строя средств техники измерения по расходу топлива (когда подсчет затрат осуществляется по факту) могут производиться на базе нормативов.

Положения о предоставлении полномочий

Речь идет о положениях, связанных с предоставлением тем или иным работникам нужного набора полномочий, а также возложением на них ответственности. Это необходимо в целях контроля реализационной процедуры в отношении принятой методики расчета расходов по ГСМ. Каждый из сотрудников обязуется провести ознакомление с этим приказным документом под расписку.

Образец документа и требования

Особых требований к заполнению бумаги не имеется. Тем не менее, существует образец, которого следует придерживаться во избежание внесения ошибочных сведений.

  1. По центру первой строкой указывается ООО в полном виде и наименование.
  2. Следующая строчка слева – указание города, справа – дата создания бумаги.
  3. По центру идет название документа и его номерное значение.
  4. Далее следует суть бумаги «Об утверждении…».
  5. Следующий этап – оформление текстовой части. В ней указывается цель (обычно это повышение результативности расходования ГСМ), а также обоснование расходных направлений Общества, учитываемых в процессе формирования базы налогообложения.
  6. В текстовой части указывается слово «приказываю:», а затем отображается перечень операций, которые приказаны (рассчитать объемы, согласно факту измерения, применять в случае поломки определенные нормы, производить ремонтные работы в указанные сроки, обеспечить контроль расходования ГСМ в пределах нормативов).
  7. Далее составитель отмечает, что контроль относительно исполнения приказа он осуществляет самостоятельно.
  8. Ниже следуют данные о дате составления, а также идет список с должностями, ФИО (точнее, пишутся фамилии и инициалы сотрудников), подписями ответственных работников, в отношении которых и будет действовать данный документ.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Образец акта на списание ГСМ
  • Бланк акта на списание ГСМ

Таким образом, приказ на списание ГСМ по нормам – важнейший документ, позволяющий контролировать и регулировать определенные мероприятия. Существует образец, в соответствии с которым необходимо осуществлять его заполнение. Если следовать ему грамотно и безоговорочно, можно добиться оптимального результата и избежать трудностей, в частности – проблем с действующим законодательством.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/obrazec-prikaza-na-spisanie-gsm-po-normam/

Витрати палива – норми витрат пального для авто та спецтехніки, наказ МТУ №43

Приказ о списании гсм на предприятии образец 2016

Расход топлива – тема очень актуальная, особенно в условиях, когда все энергоносители стремительно дорожают. В нашей статье мы расскажем, как вычислить расход топлива, чтобы без ошибок вести хозяйственную деятельность. Знание нормативов помогает экономить.

Нормы расхода топлива для автомобилей различных типов были разработаны и сведены в один общий документ – приказ 43 министерства транспорта Украины (http://uazakon.com/big/text693/pg1.htm) еще в 1998 году. Нормы расхода топлива обычно рассчитываются с помощью специальных таблиц и приложений, которыми пользуются все без исключения предприятия.

Отметим, что впоследствии, в 2012 году, Министерством инфраструктуры в нормы были внесены изменения, регламентированные уже Приказом № 36 (с полным документом можно ознакомиться здесь: https://www.zakon-i-normativ.info/index.php/component/lica/?href=0&view=text&base=1&id=654028&menu=23223).

Это позволило осовременить нормы расхода топлива и смазочных материалов, сделать их более гибкими и приемлемыми. Статья содержит информацию, согласованную с вышеуказанными изменениями.

Нормы расхода топлива предназначены для помощи владельцам транспортных средств – руководству предприятий – планировать расходы, решить, как  уменьшить расход бензина и других горюче-смазочных материалов. Нормативы позволяют правильно, четко вести отчетность.

Образец приказа о нормах расхода топлива можно посмотреть здесь: http://www.buh-galter.info/2016-zrazok-nakazu-pro-zatverdzhennya-norm-vitrat-paliva.html.

Как определяются расходы топлива автомобилей?

Нормируются расход топлива для автомобилей с учетом допустимого количества использования топлива, условий эксплуатации машин. Для этого используют линейные нормы, присущие тому или иному автомобилю, согласно с его модификацией (моделью). Действует система нормативов с коэффициентами корректировки, чтобы правильно рассчитать степень выполненной транспортом работы.

При этом принимаются во внимание погодные (климатические) условия, дорожные особенности функционирования автомобилей. Вместе с тем, когда уже определен нормированный расход топлива, количество использованных смазочных материалов рассчитывается согласно принципу пропорциональности между затратами топлива и нормативами.

Стоит посчитать километраж, применить калькулятор топлива. Калькулятор горючего – очень действенный инструмент, призванный помогать справиться с тяжелым, на первый взгляд, подсчетом. Подведение возможного расхода с помощью такого инструмента дает показатель расхода топлива на 100 км пробега.

Итак, расход топлива – это система расчетов при учете ГСМ по следующим критериям:

  • модификация транспорта, его технические особенности;
  • климатические (погодные) условия функционирования;
  • особенности дорожного покрытия.

Приказ 43. Ключевые моменты, о которых надо знать

Нормы расхода топлива в приказе 43 – свод основных принципов подсчета.

К примеру, в четвертом разделе содержатся формулы для расчета нормы расхода топлива для различных транспортных средств – от легковых автомобилей до крупногабаритных автобусов, автомобилей с прицепами, самосвалов, спецтранспорта.

Формулы существуют для автопоездов, фургонов, машин грузопассажирского назначения, тягачей седельного типа, которые являются составными автопоезда.

Нормативный расход топлива определяют, сопоставив линейные расходы топлива на 100 км пробега. Затем уже происходит коррекция показателя, определяющего расход топлива на 100 км, с учетом проделанной транспортом работы или дополнительной нагрузки с использованием другого оборудования.

После этого цифра видоизменяется (повышается или снижается), в соответствии с условиями, в которых происходило функционирования машины. Условия следующие: качество дорожного покрытия, погодные условия, факторы, которые могли повлиять на эксплуатацию.

Для изменения окончательной цифры, согласно вышеописанных условий, подаются специальные коэффициенты.

Приложения А и Б в Приказе министерства транспорта № 43

Приложения А и Б содержат таблицы, существенно дополненные.  Согласно им определена норма расхода топлива для каждой конкретной модели (или модификации) транспорта. В таблицах учтены транспортные средства, которые появились позже 1998 года, и которых не было в первоочередной редакции Приказа 43.

Это расширяет возможности определения нужного показателя для каждого из них.  Базовая норма расхода топливных материалов дается почти для всех видов машин на пробег каждой из них. Данные об автомобилях размещены в порядке алфавитной градации. К примеру, здесь легко можно найти нормы на крупногабаритный транспорт и на аккуратные, небольшие модели легкового типа.

После вступления в силу приказа № 36 диапазон упомянутых в таблицах транспортных средств существенно увеличился.

Изменения, которые были внесены

Кроме перечня машин, изменения коснулись норм использования топлива теми моделями, которые были в первоначальном документе, согласно более современным реалиям. В частности, были изменены отдельные пункты в части определений, более соответствующих современным.

  1. Пункт 1.3. Новая редакция предусматривает нормы регламентации работы бортовых, грузопассажирских автомобилей, фургонов. Здесь же – нормы для седельных тягачей в составе автопоезда. Указано: показатель рассчитывается для машин, которые выполняют работу, учитывающуюся в тонно-километрах.
  2. Пункт 1.4. В обновленном документе указано об определенности норм на одну тонну массы автопоездов со снаряжением, прицепов или полуприцепов.
  3. Пункт 1.5. Изменения касаются норм на осуществление маневрирования, разгрузки самосвала, автопоезда.
  4. Пункт 1.8. Нормирование работы автономных нагревателей.

Коснулись изменения, среди прочего, самих коэффициентов. Неизменным остался рекомендательный подход к расчетам этих коэффициентов. Знание норм, определенных приказом 43, существенно поможет в ведении хозяйства людям – искателям способов, как уменьшить расход топлива.

Нормы расхода топлива в сельском хозяйстве

Сельскохозяйственная техника – широкий круг средств технического характера, с помощью которых обеспечивается производительность труда человека на земле. С использованием техники происходит механизация и автоматизация многочисленных процессов. Среди таких средств:

  • тракторы;
  • комбайны;
  • сеялки;
  • подъемники различного типа, погрузчики.

Есть большой перечень технических средств, без которых аграрии не обходятся.  Сегодня нет ни одного нормативно-правового акта, предназначенного регламентировать нормы расхода топлива для тракторов или другой сельхозтехники. Сельхозпредприятия пользуются отдельно разработанными рекомендациями для вычисления и установления нормы расхода топлива на сельскохозяйственную технику.

Помогают в подсчетах аграриям существующие нормы расхода топлива, определенные в технической документации на механизмы, используемые для работы.

Действенными помощниками в расчете, определяющем нормы расхода топлива для тракторов МТЗ и других средств, стали «Нормы расходов горюче-смазочных материалов на работу дорожно-строительных и специальных машин» (http://www.uazakon.com/documents/date_71/pg_iywexj/index.htm) и ДБН В.2.

8-12-2000 «Типовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для эксплуатации техники в строительстве» (http://dbn.co.ua/load/normativy/dbn/1-1-0-214)

Нормы расхода топлива тракторов и других средств для сева, обработки, сбора урожая аграрии могут разрабатывать сами – закон Украины этого не запрещает. Кроме того, существует ряд методических положений относительно норм производительности сельхозтехники и расхода топлива, которые были разработаны Украинским научно-исследовательским институтом производительности АПК.

Среди этих рекомендаций можно найти нормы на обработку почвы, посев, посадку, уход за растениями, сбор сельхозпродукции, внесение удобрений, обработку от вредителей.

 Нормы расхода ГСМ определяются в распорядительных документах каждого агропредприятия и не имеют единого определенного образца.

Следовательно, нормы расхода топлива для тракторов определяются руководством сельхозпредприятия, предложенные ему согласно внутренним расчетам.

Нормы списания горючего

Нормы списания топлива – свод правил для отчетности предприятия, также регламентированный Приказом 43. Горюче-смазочные основном списывают, пользуясь данными путевых листов. Списание топлива на предприятии зависит от таких цифровых значений:

  • количество топлива, имеющееся в баке или баллонах по состоянию на начало рабочей смены или при выезде в рейс, которое показывают измерительные приборы;
  • объем заправленных горюче-смазочных в течение рейса или изменения;
  • остаточный объем топлива в конце смены или рейса.

В том случае, когда фактические расходы горючего значительно превышают норматив, в отчет приобщают стоимость израсходованного горючего, руководствуясь нормами Приказа № 43.

Дополнительное расходование топлива требует включения в отчеты:

  • акта о прохождении техосмотра транспортного средства;
  • информации о присоединении отдельных деталей или двигателей;
  • отчетов об использованных запчастях;
  • отчетов о примененных материалах разного порядка;
  • отчета об использовании, собственно, топлива.

При списании и отражении количества горюче-смазочных материалов в бухгалтерском учете, цифра фактической стоимости горючего полностью соотносится с нормой расхода.

Если показатель использованного топлива существенно выше, чем норма, – это сигнал для выяснения обстоятельств, которые привели к перерасходу.

Возможно, было допущено нецелевое использование транспортного средства (или самого топлива), что является злоупотреблением.

В таком случае руководство имеет все основания на компенсацию расходов возложенных на то или иное лицо, привлеченное в процессе работы.

Списание топлива на предприятии происходит в том случае, если выдан соответствующий документ – приказ о списании топлива на предприятии. Образец можно посмотреть здесь: https://zkg.ua/nakaz-pro-spysannya-norm-palyva-zrazok-01-03-2012/.

Без списания невозможно ведение общей отчетности предприятия, ведь в финансовом учете будет большой кассовый разрыв.

Экономия топлива на предприятиях

Зная нормы, определенные приказом № 43, нетрудно понять, как уменьшить расход дизеля или иного топливно-смазочного материала. Экономия топлива становится все более важной в условиях тотального подорожания всех без исключения энергетических ресурсов. К дополнительным расходам топлива могут привести следующие факторы:

  • попытки двигаться быстро при открытых окнах автомобиля;
  • перегрузки грузовых автомобилей (этого следует избегать вообще);
  • неоднократное резкое ускорение движения транспортного средства или торможение;
  • нарушение аэродинамики;
  • дополнительные устройства, которые не имеют отношения к назначению автомобиля (магнитолы, кондиционеры);
  • технические средства без соответствия с возможностями трансмиссии двигателя;
  • загрязнение фильтров.

Для того, чтобы экономно потреблять топливо, водитель должен тщательно следить за техническим состоянием автомобиля. На предприятиях, где машин различного типа – десятки, в результате вовремя проведенной очистки фильтров или ремонта можно сэкономить большие суммы средств.

Надеемся, что наша статья помогла читателю разобраться в вопросе нормы расхода топлива, процессе его списания и тому подобном. Зная основные принципы нормирования расхода топлива, можно его существенно сократить, что положительно отразится на всей хозяйственной деятельности как предприятий, так и частных владельцев автомобилей или фермеров.

Кроме того, правильное ведение отчетности в области списания горючего поможет предпринимателям и аграриям планировать не только расходы на топливо, но и дальнейшие закупки техники и оплату труда.

Зная, какие суммы уходят на горючее и содержание хозяйства, можно легко вычислить возможности, вполне способные стать реальностью уже в ближайшем будущем.

Ведь правильная отчетность – это контроль за всеми аспектами деятельности.

Источник: https://freetrack.com.ua/ru/paiusov-seo/rashode-toplyva-dlya-avtomobylej/

Юрист Авилин
Добавить комментарий