Порядок назначения исполняющим обязанности по вакантной должности

КАДРОВИК.UA. Головний кадровий журнал України.. Исполняющий обязанности: статус в теории и на практике

Порядок назначения исполняющим обязанности по вакантной должности

Многие компании и предприятия используют труд работников, по определенным обстоятельствам не утвержденных в соответствующей вакантной должности на постоянной основе. Такие работники называются исполняющими обязанности. В системе государственной службы случаи назначения исполняющих обязанности тоже нередки.

Чего стоит лишь когорта председателей государственных администраций, которых Президент назначил в обход правительства. Даже в спорте после увольнения главного тренера футбольного клуба собственники назначают кого-то из штата тренеров исполняющим обязанности.

В этой статье предлагаем проанализировать возможность использования формулировки «исполняющий обязанности» в трудовых отношениях и ее соответствие действующему законодательству.

Исполняющий обязанности — это работник (служащий), который фактически выполняет работу (несет службу) по определенной вакантной должности, не занимая ее. При этом важно не путать понятие «исполняющий обязанности» с замещением временно отсутствующего работника (в результате болезни, командировки, отпуска и т. п.

) и заместительством по должности (заместитель, согласно своим служебным обязанностям или соответствующим требованиям нормативных актов, заменяет временно отсутствующего руководителя), поскольку такое замещение/заместительство является выполнением параллельно со своей основной работой дополнительной либо выполнением чужой работы с временным освобождением от своей, и прекращается одновременно с возвращением на рабочее место отсутствующего работника. В нашем же случае речь идет непосредственно о работнике, осуществляющем функции и исполняющим обязанности по вакантной, незанятой должности.

Конституционное законодательство Украины дает определенные ответы на рассматриваемый вопрос. Так, Конституция Украины предусматривает выполнение обязанностей Премьер-министра и членов Кабинета Министров после отставки правительства до момента формирования его нового состава.

Также, согласно Закону Украины «О временном исполнении обязанностей должностных лиц, которых назначает на должность с согласия Верховной Рады Украины Президент Украины или Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины» № 709/97 от 10 декабря 1997 года, в случае увольнения (отставки) лица, которое назначает на должность с согласия Верховного Совета Украины Президент Украины, или лица, которое назначает на должность Верховный Совет Украины по представлению Президента Украины, обязанности уволенного лица временно, но не больше одного месяца, выполняет первый заместитель (а в случае его отсутствия — заместитель) этого должностного лица, назначенный конституционно легитимным лицом. Согласно решению Конституционного Суда Украины от 27 апреля 2000 года № 7‑рп/2000, нормы этого Закона распространяются на временное выполнение обязанностей и назначение на должности всех без исключения должностных лиц, которых назначает Президент с согласия Верховного Совета или Верховный Совет по представлению Президента, за исключением Премьер-министра Украины и членов Центральной избирательной комиссии. Итак, Закон автоматически делает исполняющим обязанности первого или одного из других заместителей уволенного должностного лица, что больше похоже на заместительство. Тем не менее назначение временно исполняющим обязанности на вакантную должность лица не из числа заместителей этим нормативным актом не предусмотрено.

Основная проблема в том, что действующее законодательство Украины о труде вообще не содержит понятия «исполняющий обязанности» относительно незанятой должности.

Вместе с тем, согласно постановлению Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 года №1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины некоторых актов законодательства Союза ССР», до сих пор является действующим разъяснение Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС № 30/39 от 29 декабря 1965 года «О порядке оплаты временного заместительства», в котором, по крайней мере, есть несколько абзацев об исполняющем обязанности. В пункте 2 указанного разъяснения идет речь о том, что назначение работника исполняющим обязанности на вакантную должность не допускается. Это возможно лишь на должность, назначение на которую осуществляется вышестоящим органом управления. В этом случае руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия работника на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах. То есть, имеем ссылку на «исполняющего обязанности» с одновременным предостережением о невозможности выполнения обязанностей по вакантной должности, за исключением должности, назначает на которую вышестоящий орган управления, причем общий срок такого выполнения не может быть больше двух месяцев.

Что нам дает разъяснение № 30/39? По большому счету, кроме упоминания об «исполняющем обязанности», ничего: ни определения, ни сроков такой работы, ни правового регулирования прекращения, ни возможности занятия должности на постоянной основе не предусмотрено. Тем паче, есть мнение, что пункт 2 разъяснения № 30/39 противоречит законодательству Украины, и на основании постановления Верховной Рады от 12 сентября 1991 года № 1545 не может применяться, поскольку им (законодательством) определен иной порядок назначения на должность, чем установленный для должностных лиц предприятий, учреждений, организаций до обретения Украиной независимости.

Необходимо также иметь в виду, что согласно вышеуказанному постановлению № 1545, действующим на территории Украины остается и Указ Президиума Верховного Совета СССР № 311-IX от 24 сентября 1974 года «Об условиях труда временных работников и служащих» (далее — Указ).

Согласно пункту 1 Указа, временными работниками и служащими считаются работники и служащие, принятые на работу на срок до двух месяцев. И хотя этот Указ не содержит положений об исполняющем обязанности, зато имеет ссылку о возможности использования временного труда и практически соотносится с нашим проблемным вопросом.

Так, словосочетание «возложить выполнение обязанностей» нередко дополняется словом «временно». Соответственно в распорядительном документе или приказе пишется: «Временно возложить выполнение обязанностей».

С точки зрения трудовых правоотношений это сложная юридическая конструкция, поскольку исполняющий обязанности не занимает соответствующую должность, а Указом устанавливаются определенные условия труда штатных работников и служащих, которые работают временно.

Тем не менее, учитывая почти полное отсутствие правового регулирования, убеждаемся в возможности распространения действия Указа на правовой статус временно исполняющего обязанности в части временности, то есть срока не больше двух месяцев.

Формулировка «временно возложить выполнение обязанностей» или «назначить исполняющим обязанности» так или иначе используется разными органами государства.

Для примера возьмем акты Президента о назначении председателей государственных администраций (Указ от 10 июля 2007 года № 623; Указ от 15 ноября 2007 года № 1097; Указ от 2 ноября 2007 года № 1057; распоряжение от 11 апреля 2007 года № 76/2007‑рп; распоряжение от 24 апреля 2007 года № 89/2007‑рп; распоряжение от 14 октяб ря 2008 года № 296/2008-рп и прочие). Безусловно, эти указы и распоряжения Президента, а также легитимность назначенных лиц вызывают сомнение относительно их законности как в плане непредусмотренного законодательством выполнения обязанностей по вакантной должности, так и в плане временности (все выполняли обязанности больше двух месяцев).

Что касается назначения лица “исполняющим обязанности” на вакантную должность в разрезе трудового права, то, исходя из сказанного выше, работодателям нужно четко запомнить — это незаконно, законодательством Украины такое не предусмотрено.

Назначая лицо временно исполняющим обязанности на вакантную должность, работодатель фактически допускает его к работе, что является полноценным заключением трудового договора согласно статье 24 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. И никакие документы, в которых отображается «выполнение обязанностей», не имеют значения.

Единственный аргумент работодателя — это то, что с работником заключен временный трудовой договор, и то при условии, если установленный Указом № 311 срок не истек. Такая же ситуация и при назначении исполняющим обязанности работника, который уже находится в трудовых отношениях с соответствующим предприятием или компанией.

Это является ничем иным, как переводом на другую должность (статья 32 КЗоТ). Если такой перевод осуществлен без письменного согласия работника, но он добровольно приступил к выполнению обязанностей на другой должности (работе), такой перевод является законным, а работник считается занимающим эту должность с первого дня такого перевода.

Добавим, что, согласно пункту  2.

14 приказа Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты Украины от 29 июля 1993 года № 58 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников», сведения о работе заносятся в трудовую книжку работника согласно Классификатору ДК 003:2005, который содержит перечень профессий и должностей без единого упоминания о временном выполнении обязанностей.

Вывод: такой статус лица, как «исполняющий обязанности», в трудовых отношениях является некорректным и незаконным. Это больше практическое, чем правовое, состояние. Необходимо или идти за практикой, вносить изменения в КЗоТ и определять правовое регулирование временного выполнения обязанностей (понятие, порядок назначения, сроки пребывания, условия труда, гарантии, возможности для перехода на постоянно и т. п.), или исключить эти практические моменты путем законного запрета на трудовую деятельность в качестве исполняющего обязанности.

Джерело: komuna.lviv.ua

Источник: https://www.kadrovik.ua/content/ispolnyayushchii-obyazannosti-status-v-teorii-i-na-praktike

Должность исполняющий обязанности

Порядок назначения исполняющим обязанности по вакантной должности

Составляется срочный трудовой договор с указанием всех условий труда, оплаты и периода трудовых отношений.

Договор подписывается сотрудником и работодателем, выпускается приказ об оформлении временных трудовых отношений, делается запись в трудовую книжку и личную карточку.

Принятого сотрудника знакомят с должностными обязанностями, и он приступает к временному замещению отсутствующего по уважительной причине сотрудника.

3 Если исполнение обязанностей оформляется в соответствии со Статьей 60 ТК РФ и на сотрудника, работающего по трудовому договору на другой должности, возлагаются обязанности временно отсутствующего сотрудника, это производится как дополнительные функции.

4 Данное оформление может производиться только с письменного согласия самого сотрудника, оформления приказа с указанием на дополнительные обязанности, периода их исполнения и формы оплаты за дополнительную работу.

ИнфоНазначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности допускается только в строго оговоренных случаях: когда заключение трудового договора осуществляется в связи с избранием по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначением на должность или утверждением в должности.

В случае неутверждения в должности работника, принятого руководителем не из числа работников данного предприятия, учреждения, организации, ему должна быть предложена другая работа с учетом квалификации, опыта. При отсутствии соответствующей работы или отказе от предложения он освобождается от работы по основаниям, предусмотренным законодательством.

(Указанный документ применяется согласно ст.

И. о., или как правильно заменить работника

ВниманиеВ таких ситуациях и начинаются проблемы. С одной стороны, действия работодателя не законны, с другой – служащий сам согласился на условия.

Заключение Во избежание проблем при любых кадровых изменениях сотрудникам необходимо внимательно ознакомиться с документами, изданными работодателем. При отсутствии уверенности в законности тех или иных условий, целесообразно проконсультироваться с независимым юристом.

Часто незнание закона приводит к весьма негативным последствиям. В распоряжениях работодателя должны использоваться только те формулировки, которые предусмотрены трудовыми нормами. В ТК назначение служащего исполняющим обязанности по свободной должности запрещено.

Если же оно все-таки состоялось, то должно признаваться переводом на постоянную работу. Соответственно, должность уже не будет являться вакантной, и принять на нее другого человека нельзя.

ВажноПри этом следует учесть, что наниматель не вправе перевести служащего на другую работу без его согласия и освобождения от основной деятельности. Если сотрудник желает совмещать трудовые обязанности, он должен дать письменное на это разрешение. Доплаты Сотрудник, давший согласие на совмещение, в соответствии со 151 статьей ТК, имеет право на дополнительные выплаты.

Размер доплаты устанавливается соглашением сторон. Согласно действующим нормам, дополнительные выплаты может получать штатный заместитель служащего, временно отсутствующего на работе.

Разъяснения ВС Ранее применялось положение, в соответствии с которым сумма доплаты определялась как разница между должностными окладами работников, если замещающий сотрудник не является штатным помощником (заместителем) отсутствующего.

Однако Определением коллегии ВС это правило было признано нарушающим трудовые права сотрудников.

Порядок назначения исполняющим обязанности по вакантной должности

Основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. Инструкция 1 Оформлением документов при приеме на работу должен заниматься сотрудник, в чьи полномочия это входит в соответствии с должностными инструкциями.

В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ, устраивающийся на работу новый сотрудник обязан предъявить:- удостоверяющий личность документ;- трудовую книжку, если она имеется;- страховое пенсионное свидетельство, если оно имеется;- военный билет, для тех, кто является военнообязанным;- документ об образовании и иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию.

Трудовая книжка и страховое пенсионное свидетельство в том случае, когда человек устраивается на работу впервые, оформляется сотрудником кадровой службы предприятия, так же, как и страховой медицинский полис.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с исполнением работником обязанностей временно отсутствующего работника или с исполнением обязанностей по вакантной должности в тех случаях, когда работник освобождается от выполнения его основной (прежней) работы.

Правовое регулирование отношений, связанных с назначением работника исполняющим обязанности, осуществляется нормами Трудового кодекса РФ, Разъяснением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 N 30/32 «О порядке оплаты временного заместительства» (действующим в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ) (далее — Разъяснение), иными правовыми актами Российской Федерации и действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами Союза ССР.

Срок исполняющего обязанности

88 юристов сейчас на сайте 4496консультаций за 24 часа

Скажите пожалуйста на какой максимальный срок могут назначить исполняющим обязанности директора государственного учреждения?

срок не установлен — до назначения лица на должность

Глава сельского поселения сложил полномочия раньше срока, исполняющим обязанности назначена зам. главы администрации. Какая должна быть заработная плата: разница в окладе или такая же какая была у бывшего главы.

оба варианта возможны, Бахтияр

Какой срок работник может быть назначен исполняющим обязанности директора школы (об этом не сказано в уставе школы)?

Указанный срок законом не ограничен. Есть случаи, когда исполняют обязанности на протяжении нескольких лет.

Надо ли уведомлять налоговую, если назначена исполняющим обязанности директора сроком на 2 месяца.

А разве у вас в доме досуга нет юриста?

Исполняющий обязанности главного врача, заведующий находящийся на испытательном сроке, может уволить сотрудника с испытательного срока как не прошедший испытательный срок?

Да, может уволить. если его назначение на и.о. правильно оформлено.

поробуйте написать вопрос без деепричастных оборотов — иначе не понятно кто кого хочет уволить….

Да может, так как он назначен на должность, пусть даже и И.О. Нахождение на испытательном сроке не препятствие.

Иванов назначен исполняющим обязанности директора муниципального предприятия сроком на 1 год (на время отсутствия директора, ушедшего на выборную должность). Директор не вернулся на работу. При этом срок доп. соглашения исполняющего обязанности не истек. Учредитель решил назначить директором предприятия не исполняющего обязанности, а другого гражданина. Законно ли это?

Источник: https://gmvp.ru/dolzhnost-ispolnyayushhij-obyazannosti/

Правовые аспекты временно исполняющего обязанности руководителя | ЮРЛІГА

Порядок назначения исполняющим обязанности по вакантной должности

Довольно часто в практике юристы сталкиваются с запросами, письмами и другими документами с подписями руководителя того или иного учреждения, организации, предприятия или общества с приставками в. и. о. или и. о. Определение правового статуса временно исполняющего обязанности руководителя является существенным моментом для выяснения правовой природы такого положения.

Во-первых, временное исполнение обязанностей руководителя – это временное заместительство, предусматривающее выполнение служебных обязанностей другим работником по более ответственной должности временно отсутствующего руководителя (отпуск, командировка, болезнь и т. д.), когда это связано с производственной необходимостью или распорядительными функциями, сотрудником, работающим на том же предприятии, в учреждении, организации.

Во-вторых, временное исполнение обязанностей является полномочиями, ограниченными во времени исполнения обязанностей, в зависимости от основания временного отсутствия руководителя.

В-третьих, временное исполнение обязанностей отсутствующего руководителя может осуществляться в следующих правовых режимах:

– выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя с сохранением должности по основному месту работы и без освобождения от выполнения основных обязанностей (совмещение);

– выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя с освобождением от выполнения основных обязанностей (временный перевод);

– временное исполнение обязанностей по вакантной должности (постоянный перевод).

Назначение временно исполняющего обязанности оформляется распорядительным документом (указом, постановлением, распоряжением, приказом, протоколом наблюдательного совета общества, протоколом общего собрания общества и т. д.

) органа управления, в зависимости от нормативно-регламентирующих и уставных документов учреждения, организации, предприятия и общества, с обязательным указанием основания временного отсутствия руководителя и срока полномочий временно исполняющего обязанности.

Практикующим юристам при работе с запросами, письмами и другими документами с подписями временно исполняющих обязанности необходимо обязательно выяснить обстоятельства получения соответствующим лицом статуса и. о.

и настаивать на подтверждении полномочий лица с получением копии распорядительного документа, в котором должны быть определены основания временного отсутствия руководителя и срок полномочий временно исполняющего обязанности.

Данные обстоятельства могут повлиять на определение правоспособности временно исполняющего обязанности на выполнение тех или иных служебных обязанностей отсутствующего руководителя.

Полномочия (компетенции) руководителя устанавливаются в зависимости от статуса организации, учреждения, предприятия, общества Конституцией, законами Украины, порядком, положениями, контрактами, должностными инструкциями, другими нормативно-правовыми документами, уставами обществ.

Поскольку лицо, назначенное временно исполняющим обязанности руководителя, должно выполнять полномочия временно отсутствующего руководителя, то необходимо выяснить рамки полномочий временно исполняющего обязанности.

Так, согласно статье 2 Закона Украины «О государственной службе» должность – это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Должностными лицами в соответствии с данным Законом считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

В Уголовном кодексе Украины содержится понятие должностного лица.

Так, должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также постоянно или временно занимающие на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

Постановлением Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве» № 5 от 26.04.2006 года предусмотрено, что:

Организационно-распорядительные обязанности– это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности.

Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители, лица, руководящие участками работ.

Административно-хозяйственные обязанности – это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом.

Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. д.

Понятие «консультативно-совещательные функции» четко законодательством Украины не определено.

Таким образом, в случае временного отсутствия руководителя временно исполняющий обязанности должен выполнять полномочия руководителя (организационно-распорядительные функции (обязанности), и/или консультативно-совещательные функции, и/или административно-хозяйственные функции (обязанности)), возложенные на последнего, в соответствии с законами, другими нормативно-правовыми актами, учредительными документами, регулирующими деятельность такого государственного органа, учреждения, предприятия или общества.

Лицо, временно выполняющее обязанности, несет дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в случае совершения правонарушения, противоправных и преступных действий при исполнении обязанностей.

Обобщая проблематику статуса, отмечу, что законодательством четко не урегулировано понятие временно исполняющего обязанности, нет однообразного соблюдения и применения одной и той же терминологии, нет четко определенных критериев для терминов – полномочия, компетенции, обязанности, права, функции должностных лиц.

Подытоживая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что в этой статье кратко описаны наиболее актуальные и обобщенные правовые аспекты статуса и. о.

Юристу при рассмотрении документов за подписью временно исполняющего обязанности необходимо удостовериться, внимательно разобраться в каждом конкретном случае с полномочиями лица и убедиться в его правоспособности.

Буду рад, если этой статьей вызову дискуссию относительно правого статуса и. о.

Вячеслав Кузьмук,управляющий партнер ООО «Юридический советник»

Подготовлено специально для Платформы ЛІГА:ЗАКОН Связаться с редактором

Источник: https://jurliga.ligazakon.net/analitycs/87010_pravovye-aspekty-vremenno-ispolnyayushchego-obyazannosti-rukovoditelya

Делегирование полномочий руководителя в коммерческих организациях

Порядок назначения исполняющим обязанности по вакантной должности

Отсутствие в законодательстве четкой регламентации порядка временного заместительства должностного лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица (далее — руководитель), может привести, в частности, к незаконному делегированию полномочий руководителя или назначению руководителем на непродолжительный период. В результате полномочия временного руководителя могут быть признаны незаконными. Как следствие, неправомерными могут быть признаны все действия, которые он совершит за время своего «руководства», со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

«Исполняющий обязанности»

Как правило, временное заместительство руководителя на практике обозначают единым понятием — «исполнение обязанностей» и соответствующей аббревиатурой — «и.о.».

Исторически данное понятие появилось в 1965 г. в связи с принятием разъяснений Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г.

№ 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства».

В настоящее время действующее трудовое и хозяйственное законодательство не содержат ни определения «исполняющий обязанности», ни четкой регламентации исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя.

Само понятие «исполняющий обязанности» (наравне с такими как, например, «декретный отпуск» и «административный отпуск») является наследием советского законодательства.

Однако, несмотря на это, оно активно используется в практической деятельности как универсальное обозначение временного выполнения функций руководителя.

Примечание. На практике на основании вышеназванных разъяснений сложилось ложное представление, что лицо назначается исполняющим обязанности на вакантную должность не более чем на 1 месяц. Хотя в самих разъяснениях (п.

 2) указано, что в случае назначения работника исполняющим обязанности по вакантной должности вышестоящим органом управления руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия трудящегося на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность.

Данный вышестоящий орган в свою очередь в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах. В результате получалось не более 2-х месяцев.

ПРИМЕР 1

Бывший работник обратился с иском в суд о восстановлении на работе. Судьей был проверен приказ об увольнении, подписанный и.о. руководителя.

Далее в судебном заседании был установлен факт, что у замещающего лица нет права для того, чтобы действовать от имени директора, т.к. приказ о делегировании полномочий директора был составлен неверно. Приказ об увольнении был признан незаконным.

В итоге суд принял решение о восстановлении работника в прежней должности и оплате вынужденного прогула.

ПРИМЕР 2

Во время отсутствия директора исполняющий его обязанности работник подписал крупный контракт. Этот контракт был впоследствии оспорен недовольным партнером. Основной аргумент, на основании которого суд признал контракт недействительным, — отсутствие у подписавшего его должностного лица должных полномочий. В результате организация понесла большие финансовые потери

Правовое регулирование

Порядок временного заместительства единоличного исполнительного органа регулируется в первую очередь трудовым и хозяйственным законодательством.

К основным нормативным правовым актам, регулирующим порядок временного заместительства руководителя, в частности, относятся:

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь;
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон о хозяйственных обществах);
  • Устав, положение о единоличном исполнительном органе и др.

Юридическое оформление

Возможные варианты временного выполнения обязанностей руководителя:

  • возложение выполнения обязанностей руководителя на штатного заместителя или иного работника организации;
  • прием на работу руководителя по срочному трудовому договору или перевод работника организации на вакантную должность руководителя;
  • передача полномочий единоличного исполнительного органа по гражданско-правовому договору другому юридическому лицу (управляющей организации);
  • выполнение обязанностей руководителя по гражданско-правовому договору индивидуальным предпринимателем (профессиональным управляющим).

В отечественной практике наибольшее распространение получили первые два варианта. Остальные варианты допустимы белорусским законодательством, однако являются скорее исключением из практики (в отличие, к примеру, от России).

Действующее трудовое законодательство не содержит такой правовой формы оформления временного заместительства руководителя, как «исполнение обязанностей». Доступные формы юридического оформления — совмещение (ст. 67 ТК), временное заместительство (временный перевод) (ст. 33, 68 ТК), перевод (ст. 30 ТК), срочный трудовой договор (п. 4 ч. 1 ст. 17 ТК).

При переводе — как постоянном, так и временном — правомочным по принятию такого решения является орган, которому законодательством и (или) учредительными документами предоставлено право приема и увольнения руководителя. В данном случае требования к порядку назначения (избрания) будут те же, что и при избрании (назначении) руководителя в обычной ситуации.

Пошаговые рекомендации по оформлению возложения обязанностей временно
отсутствующего руководителя (совмещение)

Шаг первый.Закрепляем в уставе, положении о руководителе порядок возложения обязанностей руководителя на период его временного отсутствия.

Порядок взаимной замены заместителей руководящих работников может быть определен в локальных нормативных правовых актах, например, в положениях, должностных инструкциях.

Если в учредительном документе подробно прописана вся процедура, то издания отдельного приказа не требуется. Днем, с которого замещающий работник приступит к обязанностям, будет первый день отпуска, командировки, болезни директора, а окончание трудовой миссии будет определяться днем выхода руководителя на работу.

Шаг второй.Прописываем в трудовой договор (контракт), должностную инструкцию руководителя, заместителя руководителя порядок выполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя. При необходимости определяется оплата труда лица, на которого возлагается выполнение обязанностей руково­дителя.

Возложение на работника выполнения обязанностей руководителя, юридически оформленное как совмещение (его разновидность — выполнение обязанностей временно отсутствующего работника), является изменением существенных условий труда (ст. 32 ТК).

Так как заранее (более чем за месяц) отсутствие руководителя предвидеть в ряде случаев затруднительно, то, чтобы освободить нанимателя от обязанности письменного предупреждения за один месяц, целесообразно предусмотреть в трудовом договоре (контракте), а также в должностных инструкциях руководителя, заместителя руководителя условия о возложении обязанностей руководителя на время его отсутствия.

В трудовых договорах (контрактах) иных работников (не заместителей руководителя) целесообразно предусмотреть условия о доплате за возможное совмещение.

При определении оплаты дополнительного труда лица, на которого возложено выполнение обязанностей руководителя, следует руководствоваться ст. 67 ТК.

При этом оснований для установления доплаты, предусмотренной нормами ст. 67 ТК, заместителю руководителя организации (штатному) за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя не имеется[1].

На заместителя руководителя организации возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения), а также выполнение определенных работ по управлению организацией или обеспечению ее деятельности в соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Общие положения ЕКСД). Следовательно, заместитель руководителя организации обязан во время отсутствия соответствующего руководителя выполнять его функции.

Шаг третий. Оформляем передачу полномочий.

1. Готовим приказ. Унифицированной формы для данного приказа нет, по-этому составляем его в свободной форме с учетом требований СТБ 6.38-2004[2].

В случае временного отсутствия руководителя организации (отпуск, болезнь и т.п.

) его должностные обязанности возлагаются на штатного заместителя, однако если заместителя у директора нет, то эти обязанности могут быть возложены на другого сотрудника.

Для обеспечения выполнения обязанностей руководителя со стороны временного руководителя, как в рамках юридического лица, так и в отношении третьих лиц, необходимо издавать приказ и выдавать соответствующую доверенность.

[1] См.: Новикова И.Н. Можно ли в случае отсутствия руководителя организации установить доплату его заместителю, выполняющему обязанности данного руководителя? // КонсультантПлюс: Вопросы — Ответы: Белорусский выпуск. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО “ЮрСпектр”. Минск, 2008. [2] Государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) 6.38­2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (95), декабрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Источник: https://otdelkadrov.by/number/2008/12/1200812/

Аскар Акталов. У меня возник вопрос, связанный со статьей 74 Трудового Кодекса

Порядок назначения исполняющим обязанности по вакантной должности

У меня возник вопрос, связанный со статьей 74 Трудового Кодекса:

Статья 74. Временное заместительство

В порядке производственной необходимости допускается возложение исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего работника на другого работника, не являющегося штатным заместителем.Продолжительность временного заместительства не может превышать 3 месяцев.

Назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается.»

Больше полугода Нацбанк и Генпрокуратура возглавляются исполняющими обязанности руководителей, они не работали ранее в этих структурах. Так вот, есть ли нарушение пунктов 1-2 74 статьи ТК о временном заместительстве, ведь они занимают должности больше 3 месяцев?

В Нацбанке после 7 апреля был другой и.о., но 22 июля главой была назначена Жеенбаева, тоже в ранге и.о. Предыдущий руководитель Генпрокуратуры был освобожден от должности, Байболов сел на его место (ГП). Есть ли тут нарушение пункта 3? Ведь он занял вакантную после освобождения предшественника позицию и.о, хотя они оба были назначены сразу же после освобождения предшественников.

Аскар Акталов.

Ответ:

Уважаемый, Аскар!

Статьей 74 Трудового Кодекса относительно временного заместительства установлено следующее: «В порядке производственной необходимости допускается возложение исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего работника на другого работника, не являющегося штатным заместителем».

А это значит, что в случае необходимости на место отсутствующего работника может быть назначен другой работник, при условии, если он не является штатным заместителем предыдущего работника, занимавшего данную должность. Новый работник, назначенный по условиям статьи 74 Трудового Кодекса, будет считаться исполняющим обязанности (И.О.).

Но, если должность является вакантной (т.е. предыдущий работник не отсутствует, а уволен/лился), то назначенный работник не может считаться исполняющим обязанности. В этом случае, работник может приступить к исполнению своих трудовых обязанностей уже без приставки И.О.

, но с возможным испытательным сроком, который также не может превышать трех месяцев.А относительно вашего вопроса о нарушении п.1-2 ст. 74, в связи с тем, что указанные работники не работали ранее в этих структурах, могу пояснить следующее:

Этой же статьей ТК КР установлены временные ограничения, согласно которым срок пребывания в должности И.О.

не может превышать трех месяцев. Следовательно, можно сделать вывод о том, что первые три месяца в должности И.О. будут считаться законными, а уже четвертый, пятый и последующие месяцы будут противоречить нормам трудового законодательства.

Отсюда напрашивается вывод о том, что все действия и решения работников, исполняющих обязанности, произведенные после третьего месяца пребывания в должности – должны быть признаны незаконными и могут быть оспорены в судебном порядке.

Интересная информация по этому поводу была представлена Агентством КР по делам государственной службы, подготовленная к заседанию Правительства КР, в связи с которой было принято Постановление Правительства «Об итогах мониторинга по соблюдению государственными органами законодательства КР о государственной службе за 2008 год [1]» . Так, согласно представленной информации:

«Наблюдаются случаи назначения лиц на вакантные административные государственные должности до проведения конкурса, что противоречит статье 24 Закона Кыргызской Республики “О государственной службе”, а также статье 74 Трудового кодекса Кыргызской Республики, согласно которой назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается.

Проведенный в 2008 году мониторинг выявил подобные назначения в министерствах: иностранных дел; труда и социального развития; финансов; промышленности, энергетики и топливных ресурсов; образования и науки; здравоохранения; культуры и информации; транспорта и коммуникаций; чрезвычайных ситуаций; сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики, государственных комитетах Кыргызской Республики: по управлению государственным имуществом; по миграции и занятости, государственных агентствах: по антимонопольной политике и развитию конкуренции; по туризму; по геологии и минеральным ресурсам; по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики, Государственной патентной службе Кыргызской Республики, Службе надзора и регулирования финансового рынка Кыргызской Республики.К примеру, в Министерстве финансов Кыргызской Республики за 2007 год были произведены назначения на 63 вакантные административные государственные должности с формулировкой “до укомплектования должности на конкурсной основе”, за 9 месяцев 2008 года были назначены “исполняющими обязанности” – 46 человек.»

Представленные в Информации данные свидетельствуют о неоднократных нарушениях ст. 74 Трудового Кодекса, установленных Агентством по делам государственной службы. С большим сожалением необходимо отметить и то, что Постановление, принятое на основании данной Информации, так и не вступило в силу, в связи с тем, что не было официально опубликовано. Будем надеяться на то, что уполномоченные государственные органы обратят внимание на факты нарушений вышеуказанных законодательных норм и примут все необходимые меры для их устранения, несмотря на то, на каком уровне совершается игнорирование статей законодательства, будь то рядовой работник или генеральный прокурор.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

С уважением,

Алия АбдраимоваЮрист

Институт Медиа Полиси

____

[1] ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 26 марта 2009 года N 194 Об итогах мониторинга соблюдения государственными органами законодательства Кыргызской Республики о государственной службе за 2008 год ***(согласно сопроводительной справке данное постановление не вступило в силу)

Источник: http://medialaw.asia/node/8516

Юрист Авилин
Добавить комментарий