Политическое устройство великобритании

Федерализация по-британски

Политическое устройство великобритании

Прошедший недавно референдум о независимости Шотландии хоть и сохранил Великобританию в ее нынешних границах, но показал, что без серьезных конституционных реформ в Соединенном Королевстве не обойдется.

Обещанное британским правительством расширение полномочий шотландского парламента породило общественную дискуссию о том, что в политическую систему Великобритании стоит ввести элементы федерального устройства.

Как может выглядеть “федерализация по-британски”?

Комментируя результаты референдума о независимости Шотландии, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что ответа сейчас требует так называемый “западнолотианский вопрос” – о монопольном праве английских парламентариев ать по английским проблемам.

По словам британского премьера, такие же права решать собственные проблемы в местном парламенте, которые уже получила и еще дополнительно получит Шотландия, должны быть предоставлены и другим частям Соединенного Королевства: Англии, Уэльсу и Северной Ирландии.

Вопрос этот получил свое название от названия шотландского избирательного округа Западный Лотиан, который представлял в палате общин британского парламента лейборист Тэм Дейлиел. Именно он и задал еще в 1977 году в парламенте этот вопрос, который стал нарицательным в Британии: “Почему заседающие в британском парламенте депутаты от шотландских избирательных округов имеют право ать по вопросам, касающимся Англии, но не имеют права решать шотландские проблемы?”

Дэвид Кэмерон может стать “отцом” глубоких конституционных реформ в Великобритании

После “шотландской деволюции” (частичной передачи полномочий от центрального правительства местному) парламентарии, избранные на территории Англии, утратили право влиять на решение шотландских дел.

Как заявил Кэмерон, деволюция должна распространиться на все части Соединенного Королевства и проходить “в тандеме” с раширением прав шотландского парламента. Началась подготовка к реформированию конституционного устройства Великобритании.

Образованную правительством специальную комиссию возглавил бывший министр иностранных дел Уильям Хейг. Комиссии поручено представить к январю 2015 года законопроект на эту тему, который будет внесен в парламент после выборов в мае будущего года.

Почему же “западнолотианский вопрос” стал актуален именно сейчас? Говорит один из ведущих британских экспертов по конституционному праву, профессор Кембриджского университета Марк Эллиот.

– Внутренние шотландские проблемы уже давно решаются в Шотландии местным парламентом.

По контрасту, отсутствие аналогичного шотландскому регионального английского парламента перекладывает решение чисто английских проблем на парламент всей Великобритании, в котором заседают депутаты из Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и собственно Англии.

В этой ситуации в правительстве возникло намерение так изменить конституционное устройство Соединенного Королевства, чтобы английские проблемы могли решать только парламентарии от Англии.

В правительстве возникло намерение так изменить конституционное устройство Великобритании, чтобы английские проблемы могли решать только парламентарии от Англии

– Значит ли это, что правительство может пойти на создание регионального английского парламента по образцу шотландского?

– Это один из возможных способов решения проблемы. В этом случае наряду с общебританским парламентом в стране существовали бы отдельные шотландский, уэльский, североирландский и английский парламенты.

Но не думаю, что какая-либо из крупнейших политических партий решится на это. Скорее всего, дело ограничится изменением компетенции Палаты общин и Палаты лордов, с тем чтобы чисто английские проблемы решались только членами парламента от английских избирательных округов, чтобы только они могли их обсуждать и ать за них.

– Зависит ли обещанное правительством расширение полномочий шотландского парламента от решения проблемы “английской деволюции”?

– Как заявил Дэвид Кэмерон, эти реформы должны проводиться “в тандеме”. Однако правительство пояснило, что это не означает зависимости одного от другого. На практике приоритет будет отдан шотландским делам, соответствующий билль внесут в новый состав Палаты общин после парламентских выборов в мае будущего года. Решение английской проблемы потребует гораздо большего времени, но это ни в коем случае не затормозит расширения шотландской автономии.

– Раздаются голоса, обвиняющие премьер-министра в том, что, подняв вопрос об английской региональной автономии, он разыгрывает националистическую карту. Насколько эти обвинения справедливы?

Бывший первый министр правительства Шотландии Алекс Салмонд потерпел поражение на референдуме, но не исключает возможности “матча-реванша”

– Дэвида Кэмерона обвинили еще и в политическом оппортунизме, поскольку предложенное им решение английской проблемы на руку его собственной партии и не выгодно лейбористам – главной оппозиционной силе.

Причина в том, что у лейбористов, в отличие от консерваторов, очень сильные позиции в Шотландии, и 41 шотландский лейборист в Палате общин – важный ресурс партии при обсуждении английских проблем и формировании парламентского большинства в случае победы на выборах.

Конечно, как вы сказали, не обошлось и без обвинений Кэмерона в том, что он разыгрывает английскую националистическую карту. Однако мне это не кажется справедливым. Нет ничего предосудительного в том, что он хочет таких же прав для англичан, какие уже есть у шотландцев или валийцев.

Но поскольку Англия по территории и населению намного больше Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, проблема ее автономии всегда встречала сопротивление. И сейчас наступил момент, когда это сопротивление может быть преодолено.

– Как вы представляете себе будущее политическое устройство Великобритании: будет ли это федеративное или унитарное государство?

– Думаю, что это будет нечто среднее. Мне не кажется, что мы превратимся в федерацию, по крайней мере не в обозримом будущем. Но серьезных конституционных изменений не избежать. В то же время не думаю, что в будущем мы сохранимся как унитарное государство.

Степень автономии входящих в Соединенное Королевство национальных образований сейчас так велика, что мы уже начали отход от унитарного государства. Наша политическая система и государственное устройство, которое мы пытаемся развивать, разительно отличаются от существующих в других странах. У нас уникальная конституционная история. Мы живем по собственной неписаной конституции.

Поэтому неудивительно, что предстоящие реформы и наше будущее устройство будут отличаться от политических систем в других странах.

Наша политическая система и государственное устройство, которое мы пытаемся развивать, разительно отличаются от существующих в других странах

– Увязываются ли будущие политические реформы, о которых вы говорите, с обещанием правящей Консервативной партии в случае победы на предстоящих выборах провести в 2017 году референдум о выходе Британии из состава Европейского союза? Не кажется ли вам, что выход из ЕС многое предопределит в будущем политическом устройстве Соединенного Королевства?

– Эти вещи могут оказаться тесно связаны. После оглашения результатов шотландского референдума там сразу же возник вопрос о том, когда и как можно будет провести повторный референдум о независимости. Уже сейчас абсолютно очевидно, что если Великобритания выйдет из состава ЕС, то Шотландия получит вполне легитимный предлог провести такой референдум. В этом случае сторонники шотландской независимости наверняка будут утверждать, что по экономическим соображениям Шотландии выгоднее выйти из Соединенного Королевства, чтобы затем в качестве независимого государства присоединиться к Евросоюзу, – считает британский эксперт по конституционному праву, профессор Кембриджского университета Марк Эллиот.

Источник: https://www.svoboda.org/a/26607393.html

Политическая система Великобритании

Политическое устройство великобритании

Политическая система Великобритании представляет собой интересное и в определенной степени сложное явление. Однако самое важное, на что следует обратить внимание – это ее фундаментальность и неизменность.

Основополагающим фактором этого, возможно, является то обстоятельство, что Великобританию обошли стороной потрясения революции, что стало характерным явлением для многих других стран.

Для данной страны не типичны внешние вторжения, если не считать самые далекие времена.

Определение 1

Рассматриваемая политическая система представляет собой демократическую, конституционную монархию. В ее основе лежит Вестминстерская демократическая парламентская система.

Уникальные черты политической системы Великобритании

Соединенное королевство отличается своей уникальностью. Здесь отсутствует единая, официальная письменная конституция. Однако вместо нее применяются исторические документы, традиции методов политики и юриспруденции. Однако все же можно выделить следующие конституционные документы, такие как:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Акт о престолонаследии;
  • великая хартия вольностей;
  • Биль о правах;
  • Петиция вольностей.

Что касается хартии вольностей, то ее следует считать первым документом, который ограничил как права, так и полномочия монарха. В настоящее время главой государства Соединенного королевства Великобритании является королева Елизавета Вторая – наследственный монарх.

Другой уникальной чертой Великобритании можно назвать ограниченные возможности царствующей особы. Возглавление монархии для королевы сводится только к церемониальным функциям, согласно требованиям традиции. Монарх Великобритании в основном не принимает участие в деятельности правительства.

Монаршескую корону можно назвать итоговым окончательным источником исполнительной власти. Другое его название – это «Королевская Прерогатива». Для чего она необходима? Нет четкого списка обстоятельств, для решения которых возможно применение таких полномочий.

В качестве примера можно привести назначение или же освобождение от должности премьер-министра, роспуск Парламента. В круг таких полномочий входит даже объявление войны или мира.

Кроме того, монаршеская особа может передать свои полномочия от имени короны министрам или чиновникам.

Влияние королевской семьи на законодательный процесс в определенной степени скрытое. Старшие члены семьи, а в первую очередь это касается монарха и принца Уэльского (мужчина-наследник), не лишены и права участия в обсуждении законодательства. Тем более, если тот или иной вопрос напрямую затрагивает их личные интересы, тем самым давая им возможность изменить и исправить ситуацию.

Формирование правительства

Вернемся к формированию правительства. Как уже отмечалось выше, возглавляет его премьер-министр. Важное условие, предъявляемое к главе правительства – состоять в Палате Общин, опираться на поддержку партии при формировании правительства.

На практике это означает, что лидер политической партии, имеющей абсолютное большинство мест в Палате Общин (она состоит из шестисот пятидесяти парламентариев, которые избираются посредством тайного ания каждые пять лет), назначается премьер-министром.

После этого происходит «оснащение» кабинета министрами.

В результате получается, что классическая политическая система Великобритании представляет собой единство трех ветвей власти, а именно – исполнительной, стоящей во главе управления страны, представленной Кабинетом министров, предлагающих новые законы.

Рисунок 1. Политическая система Великобритании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Судебная власть призвана гарантировать подчинение законам, формируемая судами и судьями.

Учитывая то обстоятельство, что министры являются членами законодательного органа, а представители старших судей заседают в Палате Лордов, получается, что с формальной точки зрения, судебную власть возглавляет премьер-министр.

Однако такое обстоятельство свидетельствует о гибкости и определенной степени прагматичности политической системы Великобритании.

Законодательный орган представлен двумя палатами: верхней в лице Лордов и нижней (Общин).

Палата Лордов насчитывает фактически около тысячи двухсот пэров, с председательствующим Лорд-канцлером. Верхняя палата не обладает фактической властью, выступая больше консультативным советом.

Палата Общин или нижняя палата отвечает за процесс законотворчества и контролирует деятельность правительства.

Главой палаты считается Спикер, назначаемый правительством.

В том случае, если большинство членов палаты выступают за представленный новый законопроект, далее он направляется в Палату Лордов, которая обладает правом на два отклонения закона, с последующим его принятием.

Окончательным этапом принятия закона считается его направления для подписания монарху. Теперь рассматриваемый законопроект официально принимает статус закона.

Политические партии Великобритании

Характеризуя избирательную систему Великобритании, стоит обратить внимание на небольшое количество политических партий. Главными из них являются следующие партии:

  • либерально-социал-демократический альянс;
  • консервативная;
  • лейбористская.

Одна из задач каждой партии – выдвинуть своего кандидата от каждого избирательного округа. Победивший входит в состав членов Парламента округа, в то время как победившая партия получает наибольшее количество мест в парламенте, формируя тем самым правительство.

Замечание 1

Заметим, что политические партии не проходят процесс регистрации и не признаются на законодательном уровне.

Однако ситуация складывается таким образом, что победителями становятся те кандидаты, которые представляют названные главные партии. Их лидеры занимают главные места на первых скамьях по разные стороны палаты Общин, в то время как их сторонки располагаются позади них. Для управления партиями существуют специальные парламентские организаторы с помощниками, избираемые внутри партии.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/politicheskaya_sistema_velikobritanii/

Территориально-государственное устройство

Политическое устройство великобритании

Формально Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии — унитарное государство с единым центром в Лондоне. Парламент обладает нераздельным суверенитетом.

Однако фактически к началу XXI века унитарная форма государственного устройства сменилась на квази-федеративную с элементами конфедерации.

Государственная власть распределяется между органами национального (государственного), регионального (в основном в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии), локального уровней.

Соединённое Королевство состоит из четырёх историко-географических частей: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Структурно Англия состоит из 36 графств, 10 округов, 103 городов, Шотландия — 32 графств. Уэльс состоит из 11 графских городов, 9 графств, 2 городов, Северная Ирландия — 24 округов, 2 городов.

В настоящее время под контролем Великобритании находятся 15 зависимых территорий, официально именуемых с 2002 года «заморскими»: Ангилья (остров входит в архипелаг Малых Антильских островов); Бермудские острова; Британская территория в Индийском океане (архипелаг Чагос и более 1 тысячи прилегающих островов); Виргинские острова (часть); острова Вознесения (административно подчинён другой британской заморской территории — остров Святой Елены); Гибралтар; острова Кайман; Монтсеррат (остров входит в архипелаг Малых Антильских островов); острова Питкэрн; остров Святой Елены; острова Тристан-да-Кунья (административно подчинён другой британской заморской территории — остров Святой Елены); острова Теркс и Кайкос; Фолклендские острова; Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова. Соединённое Королевство относит к своим заморским территориям и так называемую Британскую антарктическую территорию (Южные Шетландские острова, Южные Оркнейские острова, Антарктический полуостров, побережье моря Уэддела, земли южнее, вплоть до Южного полюса).

Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.

←   Назад  |   Территориально-государственное устройство   |   Вперёд   →

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 3

Азия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) — около 43,4 миллиона км². Население — 4,2 миллиарда человека на 2012 год (60,5% населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире.

Материковая Азия располагается в основном в восточном (исключением является Чукотский полуостров) и северном полушариях. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.

Азия омывается Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами, а также — на западе — внутриматериковыми морями Атлантического океана (Азовским, Чёрным, Мраморным, Эгейским, Средиземным). При этом имеются обширные области внутреннего стока — бассейны Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш и др.

Озеро Байкал по объёму содержащейся пресной воды превосходит все озёра мира; в Байкале сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды (без учёта ледников). Мёртвое море является глубочайшей в мире тектонической впадиной (-405 метров ниже уровня моря).

Побережье Азии в целом расчленено относительно слабо, выделяются крупные полуострова — Малая Азия, Аравийский, Индостан, Корейский, Камчатка, Чукотка, Таймыр и др.

Близ берегов Азии — крупные острова (Большие Зондские, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Тайвань, Филиппинские, Хайнань, Шри-Ланка, Японские и др.), занимающие в совокупности площадь более 2 миллионов км².

В основании Азии лежат четыре огромных платформы — Аравийская, Индийская, Китайская и Сибирская. До ¾ территории части света занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии.

В целом, Азия — контрастный регион по абсолютным отметкам высот.

С одной стороны, здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8 848 м), с другой стороны, глубочайшие впадины — озеро Байкал с глубиной до 1 620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.

Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же — топливно-энергетическим сырьём).

На территории Азии представлены почти все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке.

В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии климат муссонный (в пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях), в то время как в Западной Сибири — континентальный, в Восточной Сибири и на Сарыарке — резко континентальный, а на равнинах Центральной, Средней и Западной Азии — полупустынный и пустынный климат умеренного и субтропического поясов. Юго-Запад Азии — тропический пустынный, самый жаркий в пределах Азии.

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 4

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию). Эту часть света также называют Новым Светом.

Обычно в этой части мира выделяют Северную Америку (США, Канаду, Мексику и острова к востоку от них), Латинскую Америку (материковые испаноязычные, португалоязычные и франкоязычные страны), Южную Америку (страны материка Южная Америка), Центральную Америку (страны североамериканского континента на юг от Мексики) и Карибский бассейн (государства и колонии на островах Карибского моря, когда этот регион называли Вест-Индия).

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/413.html

Политическая система и политическое устройство Великобритании. Англия на фото и в новостях. Англия политическая | Аделанта

Политическое устройство великобритании

16.05.2007 14:43

Английское право состоит из общего права (Common law), писаного права (Statute law) и конвенций. Конвенции – это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Королева – глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и “высшим правителем” англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров.

Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории.

Парламент состоит из трех частей – королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Так как не существует конституции Англии, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или изменить любой закон.

Он также может продлить свой срок действия за пределы обычного (пять лет) без согласия народа. Однако, на практике парламент так не поступает.

Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в XX веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство. Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ. Максимальный срок действия парламента – пять лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды – во время Первой и Второй мировой войн. Граждане Великобритании, вместе с гражданами других стран Содружества и гражданами Ирландии, проживающими в Великобритании, могут ать по достижении 18 лет и не имеют никаких препятствий, отстраняющих их от ания. Великобритания разделена на 659 избирательных округов, каждый из которых выбирает одного члена Палаты Общин. Каждый избиратель может проать один раз, обычно в избирательном участке. Участие в выборах не обязательно. Система ания едина: кандидат выбирается, если он набрал больше , чем любой другой кандидат по этому избирательному округу. Граждане Великобритании и граждане других стран Содружества, а также граждане Ирландской республики могут принять участие в выборах по достижении 21 года, с условием, если они не дисквалифицированы по каким-либо причинам. Кандидат также обязан положить в банк 500 фунтов стерлингов, которые ему вернут, если он наберет более 5% . Максимальная сумма денег, которые кандидат может истратить на предвыборную кампанию – 4330 фунтов стерлингов плюс 3,7 пенсов за каждого члена электората в городском избирательном округе или 4,9 пенсов за каждого члена электората в сельском избирательном округе. Партии не регистрируются и не признаются формально законом, но на практике многие кандидаты на выборах и почти все выигравшие кандидаты принадлежат к одной из главных партий. На общих выборах в 1997 году лейбористы получили 43% , консерваторы 30,7% , а либеральные демократы – 16,8% . С 1945 года власть попеременно переходит из рук Консервативной партии, которая была создана в восемнадцатом веке, в руки Лейбористской партии, которая появилась в последнем десятилетии девятнадцатого века. Новая партия – Либерально-демократическая – была создана в 1988 году, когда Либеральная партия, которая, как и партия Консерваторов, сформировалась в восемнадцатом веке, слилась с Социал-демократической партией, созданной в 1981 году. Лидеры правящей партии и оппозиции сидят на передних скамейках на разных сторонах Палаты Общин, а их сторонники (члены их партий) сидят позади них.Внутри парламента партиями управляют парламентские организаторы (Chief Whips) и их помощники, которые выбираются внутри партии. Годовое содержание из средств бюджета помогает оппозиционным партиям выполнять свою работу в парламенте. Оно выплачивается только тем партиям, члены которых получили по крайней мере два места в парламенте или одно место и 150 тысяч избирателей. Сумма дотаций – 2250 фунтов стерлингов за каждое полученное место, плюс 5,1 фунтов стерлингов за каждые 200 . Черновые варианты законов принимают форму Биллей парламента. Большинство Биллей имеют дело с функционированием общества и правовой системы в целом. Частные Билли рассматривают личные, корпоративные или местные интересы. Предложения по изменению законов публикуются в правительственной “Белой бумаге”. Черновик закона дается в первом чтении в Палате Общин без обсуждения, затем следует подробное обсуждение основных положений закона во втором чтении, после чего его подробно изучают и вносят необходимые изменения, прежде чем представить к третьему, заключительному чтению в обе палаты парламента. Билли должны быть приняты в обеих палатах. После принятия закона обеими палатами он поступает на одобрение королеве. На практике это формальность. Постоянные комитеты обсуждают и изучают изменения в Биллях на стадии комитета и, в определенных случаях, обсуждают их во втором чтении. Каждый комитет насчитывает от 16 до 50 членов, причем в их составе по возможности соблюдается соотношение партий в парламенте. Выборные комитеты назначаются, обычно на срок действия парламента, чтобы изучить те или иные вопросы, добывая устные и письменные свидетельства. После закрытого обсуждения они докладывают о своих заключениях и делают рекомендации. Выборные комитеты включают в себя Комитет по Европейскому Праву, Комитет по Науке и Технике и Комитет по Интересам Членов Парламента. В дополнение к официальным комитетам двух палат парламента, существуют неофициальные партийные комитеты. Комитет Консерваторов и Юнионистов, созданный в 1922 году, состоит из членов Консерваторской партии, заседающих в парламенте. Когда страной правят консерваторы, министры могут посещать заседания Комитета только по приглашению, а когда консерваторы в оппозиции, все члены партии могут посещать заседания. Палата Лордов обсуждает и изучает политику правительства во время обсуждений и времени, отводимого на вопросы. Также они обсуждают и принимают или отвергают законы, принятые в Палате Общин. Премьер-министр назначается Королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров – члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться.

По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы. Кабинет премьер-министра находится в доме № 10 на Даунинг Стрит (10, Downing Street) в центре Лондона – его фасад и вход в дом вы часто видите на телевизионной картинке в программах новостей.

Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случает, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу. Пресс-секретарь премьер-министра напрямую контактируют с парламентарной прессой через постоянные встречи с корреспондентами Лобби. Корреспонденты Лобби – это группа политических журналистов, обладающих привилегиями доступа в фойе Палаты Общин, где они могут общаться с министрами и другими членами нижней палаты парламента. Главное назначение Тайного Совета – одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность. Органы местного самоуправления – неотъемлемая часть графств, округов и других административных единиц Великобритании. Местное самоуправление – выборный орган. Он обладает полномочиями, наложенными на него парламентом, если же он превышает данные полномочия, то жители этой административной единицы могут подать на него в суд.

В Англии существует три типа местного самоуправления: уникальный Большой Лондон (Greater London), шесть так называемых муниципальных графских округов (Metropolitan County Areas) и немуниципальные графства (Non-Metropolitan Counties). Все муниципалитеты и советы состоят из советников, которых, в свою очередь, выбирают местные жители.

Советники выбираются на четыре года. Ежегодно среди советников выбирается президент. Если совет или муниципалитет – городской, то его президента называют мэром (Mayor). Мэр Лондона носит звание Lord Mayor. Советникам платят заработную плату, а также компенсируют расходы на посещение совещаний и дополнительную организационную работу.

Советники обладают значительной свободой в принятии решений и выполнении возложенных обязанностей. Некоторые решения принимаются всем муниципалитетом, другие, по системе, сходной с парламентской, возлагаются на специально созданные комитеты.

Как и в парламенте, партийный состав комитета должен отражать соотношение политических сил в самом совете. Комитеты могут создаваться по любому вопросу и заседать как угодно долго, принимая решение.

На совещания совета и комитетов могут быть приглашены и посторонние люди, которые могут принимать участие в обсуждении, но не имеют права голоса при принятии решения.

Также посторонние люди могут присутствовать при работе муниципалитета и получить доступ ко всем его документам, и лишь при некоторых, четко очерченных законом обстоятельствах, советники могут засекретить документы и не допускать публику на совещания.

Источник: http://www.adelanta.info/news/england1/index2007/05/16/59.html

Правовая система Великобритании

Политическое устройство великобритании

Великобритания — или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория — 244,1 тыс. кв. км, население — более 60 млн. человек, официальный язык — английский, официальная религия — протестантизм (90 % населения); столица — Лондон.

Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы — графства (с населением свыше 1 млн.

человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица — Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области.

Самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

По форме правления Великобритания — парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства — монарх (король или королева).

Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д.

По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики.

Монарх также — главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством.

В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов — высшая палата парламента — не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г.

в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды — судьи по апелляциям и «духовные лорды» — два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г.

палата лордов парламента проала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат.

Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время.

Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем — в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения.

Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится ание. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов.

Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах.

В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах.

В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (число членов кабинета 18-25 человек, а в правительстве их около 100).

Правительство в полном составе никогда не собирается, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях кабинета.

На деле именно кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Кабинет — организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер.

«Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции.

Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы.

Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.

Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.).

В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г.

на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса.

На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — рудиментарная (ассамблея — лишь совещательный орган).

На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент — тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента.

Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет.

Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г.

На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная — комитетами, которые утверждаются ассамблеями.

Источник: https://isfic.info/greatbrit/romanov04.htm

Юрист Авилин
Добавить комментарий