По какому виду расходов оплачивать безвозмездную финансовую помощь

По какому виду расходов оплачивать безвозмездную финансовую помощь

По какому виду расходов оплачивать безвозмездную финансовую помощь

Объектом налога здесь выступает только вмененная прибыль (НК РФ, ст. 346.29, п. 1). К слову, исполняя имеющиеся налоговые обязательства, организация на УСН и ЕСХН уплачивает единый налог, а на ОСН — налог на прибыль.

статью: → «Декларация по налогу на прибыль (скачать образец заполнения)». Организации на УСН, ОСН, ЕСХН, получившие денежную помощь от учредителя, который владеет менее 50% их капитала, учитывают ее во внереализационном доходе.

Прибыль признается на дату:

  • принятия денег в кассе (либо расчетный лес);
  • принятия имущества (основание — заключенный акт приема-передачи переданного имущественного объекта).

Указанные нормы одинаково действуют при кассовом методе и методе начисления. Принятая помощь в виде имущества, имущественных (неимущественных) прав и направленная на прибавление чистых активов не облагается налогом на прибыль.

  • Безвозмездная финансовая помощь: проводки в бухгалтерском учете
  • Безвозмездная финансовая помощь учредителя (при усн, проводки) в 2018 году
  • Учет безвозмездной финансовой помощи в расходах
  • Финансовая помощь от дружественной компании: учет, налоги, оформление
  • Проводки «безвозмездная финансовая помощь от учредителя»
  • Финансовая помощь учредителя: безвозмездно, но не даром (верещагин с.)
  • Квр, благотворительная помощь, пожертвование
  • По какому виду расходов оплачивать безвозмездную финансовую помощь

Например, такая ситуация может возникнуть при получении денег на погашение убытка, сформированного по итогам отчетного года, или при получении имущества в безвозмездное пользование.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении денежных средств, безвозмездно поступивших от учредителей на погашение убытка по итогам отчетного года. Организация применяет общую систему налогообложения По результатам 2015 года ООО «Торговая фирма «Гермес»» получило убыток в размере 1 000 000 руб.

Учредителями «Гермеса» являются А.В. Львов (доля в уставном капитале «Гермеса» составляет 51%) и А.С. Глебова (доля – 49%).

Безвозмездная финансовая помощь учредителя (при усн, проводки) в 2018 году

Важно

Организация применяет общую систему налогообложения По результатам 2015 года ООО «Торговая фирма «Гермес»» выявило, что размер чистых активов меньше уставного капитала. В марте 2016 года один из участников – А.С.

Глебова – решила внести имущественный вклад в общество с целью увеличения чистых активов – компьютер Sony VAIO VPC-L22Z1R/B стоимостью 78 000 руб.

В этом же месяце на общем собрании участников это решение было одобрено и закреплено в протоколе.

Компьютер передан Глебовой обществу и введен в эксплуатацию в том же месяце. В марте в бухучете «Гермеса» сделаны следующие записи: Дебет 08 Кредит 83 субсчет «Вклад Глебовой на увеличение чистых активов»– 78 000 руб. – учтено основное средство, полученное от Глебовой для увеличения чистых активов; Дебет 01 субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08– 78 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство.

Учет безвозмездной финансовой помощи в расходах

Внимание

Бухгалтеру нередко приходится сталкиваться с договором, по которому имущество передается безвозмездно, например, в случае передачи денежных средств от собственников/учредителей в целях улучшения финансового состояния организации.

В этой связи часто возникает вопрос: всякое ли такое соглашение будет являться договором дарения? Рассмотрим специфику подобных соглашений.

Стороны могут заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством (п.

2 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ). На этом основании партнеры довольно часто, заключив какое-нибудь соглашение, делают вывод о том, что они «изобрели» новый вид договора, не предусмотренный ГК РФ.

Финансовая помощь от дружественной компании: учет, налоги, оформление

Львова на погашение убытка; Дебет 51 Кредит 75 субсчет «Средства Глебовой, направленные на погашение убытка»– 490 000 руб. – поступили деньги от Глебовой на погашение убытка. В бухучете при получении от учредителей средств на погашение убытка дохода не возникает.

При расчете налога на прибыль в состав доходов включаются денежные средства, полученные от Глебовой (т.
к. доля учредителя составляет менее 50%).

В результате возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство: Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»– 98 000 руб. (490 000 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство.

Ситуация: нужно ли включать в расчет налога на прибыль безвозмездную помощь, полученную от коммерческой организации-учредителя? Размер предоставленной помощи превышает 3000 руб. Да, нужно.

Проводки «безвозмездная финансовая помощь от учредителя»

Как видите, не всегда договор о безвозмездной передаче имущества можно однозначно рассматривать как договор дарения. Подтверждения данному выводу находятся в положениях НК РФ. Например, в п. 8 ст. 250 и пп. 3.4, 11 п. 1 ст.

Финансовая помощь учредителя: безвозмездно, но не даром (верещагин с.)

НК РФ, в соответствии с которыми не признается доходом поступление имущества от учредителя или дочерней компании при соблюдении ряда условий.

Иными словами, НК РФ не признает незаконной безвозмездную передачу имущества одной коммерческой организацией другой, хотя дарение имущества на сумму более 3000 руб. в отношениях между коммерческим организациями не допускается (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Но еще раз обратим внимание, что в ГК РФ речь идет только о дарении. Другие случаи безвозмездной передачи имущества ГК РФ не упоминает. Хотя это не означает, что их не существует. Примечание. См. статью «Акции для клиентов: подарки или возмездная реализация» на с.


35 журнала N 7, 2014. Выше речь шла об отношениях между взаимозависимыми лицами. Можно еще вспомнить, например, бесплатную раздачу продукции в рекламных целях.

Квр, благотворительная помощь, пожертвование

Бухгалтерский учет оказания имущественной поддержки Предприятие, которое совершило акт дарения имущества другому юридическому лицу, обязательно должно отразить операцию в данных бухгалтерского учета. Согласно указаниям МФ РФ, расходы на благотворительность входят в категорию прочих расходов. Для сбора информации о перечисленных пожертвованиях используют счет 91.

Его структура активно-пассивная. Оказание безвозмездной финансовой помощи сопровождается корреспонденцией с дебетуемым 91 счетом.

Проводки, осуществляемые со стороны благотворителя Процесс безвозмездной передачи имущества (в том числе денег) обязательно должен быть оформлен документально как принимающей, так и отдающей стороной.

Неточности в ведении бухгалтерского учета могут привести к нарушениям налогового законодательства, что влечет за собой привлечение к ответственности.

Он, добровольно расставаясь со своими денежными средствами (или иными вещами), избегает потерь в будущем.

Ведь уменьшение уставного капитала или ликвидация организации, на которую возлагались большие надежды, — это длительная и болезненная процедура, наносящая к тому же материальный ущерб собственнику.

Бухучет у «дарителя» Безвозмездное перечисление денежных средств дочерней организации признается прочими расходами учредителя (собственника) (п.

11

Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В регистрах бухгалтерского учета данная операция подлежит отражению записью: Дебет 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит 51. Для целей налогообложения прибыли данные расходы не признаются (п.

16 ст. 270 НК РФ). Отсюда возникает постоянная разница (п.

Но только если не выполнены условия, которые позволяют не учитывать финансовую помощь в доходах. Дело в том, что независимо от размера безвозмездной помощи, полученной от учредителя, в доходах ее не нужно учитывать только в строго определенных ситуациях. Это следует из положений пункта 8 статьи 250, подпунктов 11 и 3.

4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В отношении безвозмездной помощи, размер которой превышает 3000 руб., возможность применения данного порядка подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 декабря 2005 г. № А56-4986/2005, Поволжского округа от 6 декабря 2007 г. № А65-5602/2007-СА1-7).

Внимание: в ситуации, когда безвозмездную помощь оказывает организация-учредитель на сумму более 3000 руб., есть риск, что получателя могут заставить учесть помощь в доходах при расчете налога на прибыль.

Согласно инструкции по использованию типового плана счетов, для отражения информации о суммах безвозмездных поступлений используют пассивный счет 98 (субсчет 2). При этом дебетуются счета передаваемого во владение имущества. По мере применения выделенных средств суммы признают в качестве внереализационного дохода, частично списывая на счет 91.1.

Это необходимо согласно ПБУ: безвозмездно полученные в результате благотворительности активы, считаются внереализационными доходами и подлежат отражению на счете 91. Уменьшение сумм полученной помощи происходит при:

  • отпуске в производство МПЗ;
  • начислении амортизационных отчислений;
  • погашении кредиторской задолженности;
  • совершении прочих операций за счет целевого финансирования.

Данные бухгалтерского учета должны в полной мере отражать источники внереализационного дохода и условия их применения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

(Москва)

(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Источник: http://pravo-nk.ru/po-kakomu-vidu-rashodov-oplachivat-bezvozmezdnuyu-finansovuyu-pomoshh/

Новый КОСГУ с 2019 года — Audit-it.ru

По какому виду расходов оплачивать безвозмездную финансовую помощь

Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 января 2019 года действует новый документ, устанавливающий порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), – Порядок № 209н. Еще до вступления в силу данный документ был скорректирован Приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 246н. Какие новшества при применении КОСГУ нужно учитывать с 2019 года согласно обновленному Порядку № 209н, рассмотрим в статье.

Классификация операций сектора государственного управления используется (в том числе государственными (муниципальными) учреждениями) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Кроме того, коды КОСГУ применяются при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований (п. 2 Порядка № 209н).

Напомним, что в 2018 году порядок применения КОСГУ устанавливался Указаниями № 65н (разд. V). Уже тогда были сделаны первые значительные нововведения по дополнительной детализации доходных и расходных статей КОСГУ.

С 2019 года детализация расширяется и на другие статьи, в частности статьи по увеличению (уменьшению) материальных запасов (340, 440), дебиторской (560, 660) и кредиторской (730, 830) задолженности.

Кроме того, согласно Порядку № 209н операции по выплатам и поступлениям теперь следует разграничивать:

  • на текущие и капитальные;
  • социальные и несоциальные;
  • денежные и в натуральной форме.

Далее приведем основные новшества по применению КОСГУ, которые необходимо учитывать с 2019 года.

Статья 120 «Доходы от собственности»

К уже имеющимся добавлены новые подстатьи: 12A «Доли в прибылях (убытках) объектов инвестирования», 12K «Доходы от концессионной платы», 12T «Доходы от простого товарищества». Кроме того, скорректированы пояснения к новым и старым подстатьям.

Стоит отметить, что в силу изменений доходы по сделкам РЕПО теперь отражаются по подстатье 129 (вместо подстатьи 125). Также на подстатью 129 следует относить доходы от платы за наем жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, договорам найма специализированных жилых помещений.

Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

Статья дополнена подстатьями:

  • 137 – на нее относятся доходы в виде сумм ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении обязательства, по которому предусмотрено формирование соответствующего резерва;
  • 138 – на нее относятся доходы, возникающие при выполнении работ по договорам строительного подряда.

Кроме того, обновлены пояснения к подстатьям 134 – 136. Исходя из них доходы в виде возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в пользовании, отражаются в следующем порядке:

  • по подстатье 135 – если имущество находится в аренде, в безвозмездном пользовании в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектом учета аренды;
  • по подстатье 134 – если имущество находится в пользовании вне договоров аренды.

Возврат подотчетным лицом выданного ему аванса в прошлые отчетные периоды должен отражаться по подстатье 136. Соответствующие положения были добавлены в пояснения к указанной подстатье.

Статьи 150, 160, 190.

На данных статьях с 2019 года отражаются доходы в виде безвозмездных перечислений. Порядок № 209н пре– дусматривает совершенно иную детализацию безвозмездных поступлений:

  • по форме поступлений: денежные и неденежные;
  • по характеру поступлений: текущие и капитальные;
  • по категории лиц, от которых приняты поступления: от сектора государственного управления, от бюджетов бюджетной системы РФ, от организаций госсектора, от иных резидентов, от международных организаций и т. д.

В связи с этим прежние названия статей 150, 160, а также порядок их применения изменены. Кроме того, в целях отражения безвозмездных поступлений дополнительно введена статья 190. Как применять эти статьи в 2019 году, рассмотрим в таблице:

Безвозмездные поступленияСтатья (подстатья) КОСГУ
По поступлениям текущего характераПо поступлениям капитального характера
Денежные поступления150160
Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ151161
Поступления от сектора государственного управления бюджетным и автономным учреждениям152162
Поступления от бюджетных и автономных учреждений в бюджеты бюджетной системы РФ153163
Поступления от организаций государственного сектора154164
Поступления от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)155165
Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств156166
Поступления от международных организаций157167
Поступления от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций)158168
Поступления по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ по распределенным доходам и безвозмездные поступления159
Неденежные поступления в сектор государственного управления190190
Поступления от сектора государственного управления и организаций государственного сектора191195
Поступления от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)192196
Поступления от физических лиц193197
Поступления от нерезидентов194198
Прочие неденежные поступления199199

Здесь следует пояснить, что поступления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемое в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе расходов на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов), приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств, приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 7 Порядка № 209н).

Поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера, признаются поступлениями текущего характера. Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального, так и некапитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.

Таковыми, например, могут быть субвенции, консолидированные субсидии бюджетам бюджетной системы РФ, гранты в форме субсидий юридическим лицам, субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление как расходов некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, средств видеовизуализации, библиотечных фондов, иных объектов движимого имущества).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/977688.html

Все по одной теме Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автор Аналитическая редакция АПС «Бизнес-Инфо»

По какому виду расходов оплачивать безвозмездную финансовую помощь

В бюджетных организациях бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.

2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» на основании Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50 (далее – План счетов).

Нормативными правовыми актами регулируются лишь отдельные разделы бухучета, а вот полной инструкции по применению Плана счетов для бюджетных организаций нет.

План счетов является типовым для всех организаций бюджетной сферы независимо от отраслевой принадлежности.

В основу группировки счетов положены экономическое содержание учитываемых на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов. В соответствии с этим в Плане счетов выделяют 12 разделов. В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных определенной группой хозяйственных средств.

Синтетическим счетам присвоены цифровые двухзначные коды, построенные порядковым способом. Всего в План счетов включено 27 счетов. Для повышения аналитических возможностей учетной информации синтетические счета первого порядка подразделяются на синтетические счета второго порядка.

Планом счетов предусмотрено 107 субсчетов. В учетной практике бюджетных организаций для записи финансово-хозяйственных операций в текущем учете, последующего обобщения учетных данных и при составлении отчетности пользуются субсчетами. Лишь в некоторых случаях информация обобщается на синтетических счетах первого порядка.

Обратите внимание, что для удобства поиска содержание подборки максимально приближено к структуре Плана счетов, поэтому найти аналитические материалы по интересующей теме не составляет труда.

В случае отсутствия законодательства Республики Беларусь, регулирующего соответствующие общественные отношения, на территории Республики Беларусь применяются акты законодательства СССР, регламентирующие данные отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь (ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.05.1999 № 261-З «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР»).

Таким образом, можно использовать Инструкцию по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете, утвержденную приказом Министерства финансов СССР от 10.03.

1987 № 61 (далее – Инструкция № 61), в части, не противоречащей законодательству Республики Беларусь, либо внести не установленный законодательством порядок отражения в бухгалтерском учете операций в учетную политику организации.

Проверьте свои знания – пройдите тест.

1. Основные средства

Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с:

• Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60 (далее – Инструкция № 60);

• Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25);

• Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

1.1. Основные средства (субсчета 010, 011, 012, 013, 015, 016, 018, 019)

Организация в качестве основных средств принимает к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

• активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;

• организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

• активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

• организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

• первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Активы, в отношении которых выполняются условия признания, предусмотренные частью первой п.4 Инструкции № 60, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не выше 30 БВ за единицу, могут учитываться как отдельные предметы в составе оборотных средств (части первая и вторая п.4 Инструкции № 60).

Независимо от стоимости к основным средствам относятся сельскохозяйственные машины и орудия, строительные механизированные инструменты, рабочий и продуктивный скот, библиотечный фонд, документация по типовому проектированию (для организаций, осуществляющих деятельность по разработке проектно-сметной документации для других лиц) (п.5 Инструкции № 60).

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств предназначен счет 01 «Основные средства» (часть первая п.9 Инструкции № 60).

Организация в качестве нематериальных активов принимает к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:

• активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;

• активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;

• организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;

• активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

• организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

• первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п.2 Инструкции № 25).

Организация в качестве нематериальных активов принимает к бухгалтерскому учету имущественные права на результаты научно-технической деятельности при выполнении следующих условий признания:

• организацией предполагается завершить создание нематериального актива;

• организацией определена возможность использования создаваемого нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам;

• документально подтверждены затраты на создание нематериального актива и приведение его в состояние, пригодное для использования;

• организация предполагает получение экономических выгод от использования нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам (часть первая п.3 Инструкции № 25).

К нематериальным активам относятся имущественные права:

• в отношении объектов интеллектуальной собственности;

• вытекающие из лицензионных (авторских) договоров, договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и иных договоров в соответствии с законодательством;

• в отношении иных объектов (п.5 Инструкции № 25).

Для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов предназначен субсчет 019 «Прочие основные средства» счета 01 (часть первая п.10 Инструкции № 25).

Дополнительно по теме:

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=167390

Советы юриста: Каким образом можно оказать финансовую помощь НКО?

По какому виду расходов оплачивать безвозмездную финансовую помощь

пят, 2015-12-18 15:43

В нашей рубрике “Советы юриста” мы собрали практические рекомендации, которые помогут белорусским некоммерческим организациям использовать возможности местного фандрайзинга для своих проектов.

Каким образом белорусские некоммерческие организации могут получать финансовые средства, и как отечественное  законодательство регулирует вопросы оказания спонсорской помощи? Руководитель Центра правовой трансформации (Lawtrend) Ольга Смолянко, приглашенный эксперт семинара “Доступный фандрайзинг для НКО”, делится практическими советами с нашими читателями. Предлагаем Вашему вниманию первую публикацию из серии.

Ольга Смолянко, директор Центра правовой трансформации (Lawtrend), Беларусь

ОДБ: Участники наших семинаров “Доступный фандрайзинг для НКО” часто интересуются, как юридически правильно оформлять средства пожертвований от физических лиц, которые являются гражданами Беларуси? Что именно необходимо указывать в назначении банковских платежей и из каких источников некоммерческая организация может использовать средства для покрытия административных расходов: зарплата директора, бухгалтера, аренда, коммунальные платежи, транспортные, хозяйственные, канцелярские расходы и пр.?

О.С.

: Согласно статье 553 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пожертвование является разновидностью договора дарения.

Статья 543 Кодекса определяет, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право/требование к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Под пожертвованием, в свою очередь, понимается дарение вещи или права в общеполезных целях. Указанный вид дарения отличается от обычного дарения целью, ради которой совершается дар, а также субъектным составом одаряемых и возможностью обусловить целевое назначение дара. На практике в отношении пожертвований используются также термины “безвозмездный взнос”, “благотворительный взнос”, использование первого понятия предпочтительней, так как белорусское законодательство не даёт определения “благотворительность”.

В Налоговом кодексе Республики Беларусь в контексте налогообложения не используется понятие “пожертвование”, а вводится более широкое, по сравнению с Гражданским кодексом, понятие “безвозмездно полученные денежные средства, товары (работы, услуги), имущественные права”.

Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Дарение всегда имеет бескорыстный характер для дарителя. В случае пожертвования это означает, например, что некоммерческая организация не может принимать на себя обязанность выполнить какие-либо услуги (например, рекламные) или передать в безвозмездное пользование часть своего офиса.

Если такой договор будет все же заключен, то денежные средства, полученные от “жертвователя”, могут быть расценены проверяющими органами как выручка от оказания рекламных услуг или как внереализационный доход от сдачи помещений в аренду с применением соответствующих санкций за уклонение от уплаты налогов.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь безвозмездно полученные некоммерческими организациями суммы денежных средств, иное имущество, товары (работы, услуги), имущественные права и использованные по целевому назначению не являются внереализационным доходом и, следовательно, не облагаются налогом на прибыль. Важным правилом является то, что указанные денежные средства, иное имущество, товары (работы, услуги), имущественные права, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению в общем порядке. Если целевое назначение не определено передающей стороной, денежные средства, имущество, услуги, имущественные права используются на выполнение задач, определенных уставами некоммерческих организаций, их принимающих. Таким образом, законодатель определяет, что пожертвования могут направляться на:

– цели, указанные передающей стороной – жертвователем;- реализацию уставных задач некоммерческой организации.

Исходя из этого, можно сделать вывод, если пожертвование идет не на реализацию уставных задач, а, например, на выплату вознаграждений или зарплаты, уплату арендной платы, коммунальных услуги т.п., жертвователь должен выразить свою волю о таком направлении пожертвования. Жертвователь может выразить свою волю любым образом:

– указать цель непосредственно в банковском документе (можно указать конкретную цель, например, оплата аренды либо более широкую цель, например, поддержка организации);- написать письмо на имя руководящего органа/руководителя некоммерческой организации, в котором указывается сумму и цель/цели пожертвования;- заключить договор пожертвования с некоммерческой организацией в письменной форме;

– сослаться в банковском или ином документе на публичную оферту о заключении договора пожертвования, размещенном некоммерческой организацией в публичном доступе, например, на своем сайте.

Обратите внимание! С 4 марта 2016 года, с даты вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 года № 5 “Об иностранной безвозмездной помощи”, пожертвования, полученные некоммерческими организациями от граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Беларуси, будут относится к иностранной безвозмездной помощи, следовательно, подлежать регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Беларуси. В то же время средства, полученные некоммерческими организациями от иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, не будут рассматриваться в качестве иностранной помощи.

Помимо пожертвований для покрытия административных расходов могут быть использованы средства, полученные из иных источников. Например, собранные членские взносы либо полученная иностранная безвозмездная помощь, исходя из бюджета и плана ее распределения, доходов от предпринимательской деятельности в случае возможности ее осуществления.

ОДБ: Как юридически правильно оформлять средства безвозмездной (спонсорской) помощи? В каком виде должен быть оформлен отчёт об использовании средств? Можно ли в приложении к договору о спонсорской помощи указать, например, цель помощи – финансирование «проекта реабилитации детей с инвалидностью» с общим бюджетом. При этом бюджет будет включать, в том числе и административные расходы?

О.С.

: Безвозмездная (спонсорская) помощь – это безвозмездная безвозвратная помощь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь белорусским организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предоставляемая им на основе добровольности в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. Порядок получения безвозмездной (спонсорской) помощи регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 “О безвозмездной (спонсорской) помощи”.
Обратите внимание! В соответствии с указом такая безвозмездная помощь предоставляется не только юридическим, но и физическим лицам.  Среди исключений – не относится к безвозмездной (спонсорской) помощи предоставление общественными объединениями, в соответствии с их уставами, денежных средств, иного имущества, имущественных прав своим членам, а также социальной помощи в виде денежных средств, другого имущества иным физическим лицам на сумму, не превышающую 10 базовых величин в год на одного человека.

Не является безвозмездной помощью предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями некоммерческим организациям в безвозмездное пользование помещений и иного имущества, а также беспроцентного займа, в связи с тем, что условием безвозмездной помощи является ее безвозвратность.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2005 года № 779 “Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи” утверждает примерную форму такого договора. Несмотря на то, что утвержденная форма является примерной, рекомендуем использовать её при заключении договора безвозмездной (спонсорской) помощи.

Указ № 300 закрепляет процедуру получения безвозмездной (спонсорской) помощи, указывая на необходимость заключения договора на оказание безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 5 Указа №300).

В договоре необходимо указать, среди прочего, цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а также виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства указанной помощи.

Целями предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи являются:- создание и укрепление материально-технической базы;- приобретение сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержка мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;- поддержка олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;- охрана историко-культурного наследия, развитие библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развитие и поддержка народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями;- приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействие деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;- проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома;- выпуск учебных изданий и средств обучения, организация питания учащихся и воспитанников учреждений образования;- поддержка организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством);- поддержка зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь религиозных организаций;- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;- проведение научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ;- развитие особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы).Таким образом, указ содержит четкий закрытый перечень целей, на которые может быть получена безвозмездная (спонсорская) помощь. Предоставление безвозмездной помощи на цели, непоименованные в указе, возможно только по решению или с согласия президента. Из изложенного выше следует, что в договоре безвозмездной (спонсорской) помощи цель необходимо указывать или в четком соответствии с указом, или близко к формулировке цели, указанной в нем. Помимо цели, как уже отмечалось, в договоре безвозмездной (спонсорской) помощи либо приложении к нему должен быть указан перечень товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства указанной помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается. Соответственно, необходимо разграничивать два понятия: 1) цель предоставления безвозмездной помощи, 2) виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены за счет безвозмездной помощи.Также в договоре в обязательном порядке должно содержаться положение о порядке представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи жертвователю отчета о ее целевом использовании. В случае если получателем помощи выступает физическое лицо отчет предоставлять не обязательно. Законодательство не предъявляет требований к отчету о целевом использовании безвозмездной помощи. Однако, во избежание конфликтных ситуаций с жертвователями в дальнейшем, рекомендуем в договоре указать те положения, которые должны быть отражены в отчете, а также приложения к нему.

Юридические лица обязаны в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи.

Источник: https://by.odb-office.eu/razviccio-patencyjalu-arhanizacyj_/praektnyja-publikacyi/sovety-yurista-kakim-obrazom-mozhno-okazat-finansovuyu-pomoshch-nko

Юрист Авилин
Добавить комментарий