Относятся ли малые закупки к конкурентным способам определения

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

Относятся ли малые закупки к конкурентным способам определения

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 300 тыс. рублей.

Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.

) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. 

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. 

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

    Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.

 Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://school.kontur.ru/publications/51

Закупки у единственного поставщика и малые закупки по статье 93 Закона 44-ФЗ

Относятся ли малые закупки к конкурентным способам определения

По статье 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ заказчики проводят закупки у единственного поставщика – малые закупки. Расскажем про виды закупок малого объема, как проводить, какие закупки у единственного поставщика надо обосновать, приведем пример обоснования.

Статья 93 Федерального закона от 05.04 2013 № 44-ФЗ посвящена закупкам у единственного поставщика, в том числе закупкам малого объема. Они проводятся в строго в установленных случаях. Перечень приведен в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Осуществляют такие закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя по п. 4 и п. 5 ст 93 Закона 44-ФЗ. 

Малые закупки по п. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Закупки малого объема по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ в 2018 году составляют до 100 000 руб. Проводят их в рамках определенного объема закупок у единственного поставщика:

  • 5 процентов совокупного годового объема закупок (СГОЗ), но не более 50 млн руб. в год. Этот вариант подходит учреждениям, СГОЗ у которых составляет более 40 млн руб.;
  • 2 млн руб. в год – если СГОЗ меньше 40 млн руб.

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) – все деньги заказчика, которые предусмотрены на приобретения в текущем году по бюджетной смете или плану финансово-хозяйственной деятельности ПФХД. Сюда входят любые покупки учреждения – по конкурентным процедурам и у единственного поставщика.

 Бюджетник предупреждает

Средства на закупки по контрактам, которые заключили до начала года, но оплачивать будете в текущем году, также входят в состав совокупного объема. Об этом сказано в п. 16 ст. 3 Закона 44-ФЗ. А вот деньги по видам расходов, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (например, зарплата по элементам группы 100), в состав совокупного годового объема не включайте.

Вариант расчета лимита заказчик выбирает самостоятельно. Он будет действовать как в текущей деятельности, так и в рамках гособоронзаказа, если заказчик проводит такие закупки. Считать отдельно лимит в рамках оборонного заказа не нужно. Так считает Минфин России в письме от 07.05.2015 № 02-02-08/26427.

Порядок расчета лимита можно изменить в течение года. Закон № 44-ФЗ этого не запрещает. Чтобы закрепить новый порядок, внесите изменения в план-график.

Вопрос–Ответ

Нужно ли включать в 5-процентный лимит малых закупок по 44-ФЗ по другим основаниям?

Нет, не нужно.

Заказчик проводит такие приобретения в строго в установленных случаях. Каждый случай в отдельности имеет свои особенности.

Заказчик рассчитывает общую сумму от их совокупного годового объема, поэтому данное ограничение относится только к закупкам по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Поэтому суммы контрактов по другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, в пятипроцентном лимите до 100 000 руб. не учитывайте.

Независимо от способа расчета лимита включите в него только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году.

Смотрите как составить отчет об объеме закупок у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций в рекомендации Системы Госфинансы.

На кого не распространяются ограничения по закупкам

Для некоторых заказчиков Закон № 44-ФЗ устанавливает особенности. Органичений по лимиту закупок нет для:

  1. Муниципальных нужд сельских поселений. То есть администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения могут проводить закупки до 100 тыс. по 44-ФЗ без ограничений.
  2. Госорганов, которые проводят закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ.
  3. Заказчиков, которые ведут деятельность на территории иностранного государства.

Такие правила в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письме Минэкономразвития России от 29.01.2015 № ОГ-Д28-1629.

Порядок осуществления закупки у единственного поставщика

Заключить контракт при осуществлении закупки у единственного поставщика – удобный способ приобретения по Закону о контрактной системе. В этом случае заказчик заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые продают нужные товары, работы или услуги.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) занимает короткий срок, так как конкурентный выбор не проводят. Сроки осуществления – от одного до пяти дней, так как для заключения контракта нужно только разместить извещение. Во многих случаях даже извещение размещать не обязательно. Об этом читайте ниже.

Рассмотрим, как проводить малые закупки по 44-ФЗ и закупки у единственного поставщика по другим основаниям. Такие процедуры проходят два этапа: подготовка к закупке и заключение контракта.

Закупка у единственного поставщика осуществляется через план-график в том же порядке, что и конкурентные закупки. Только для некоторых из закупок предусмотрен упрощенный вариант, их указывают общими суммами:

  • малые закупки по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений;
  • организация командировок;
  • услуги преподавателей и экскурсоводов (гидов);
  • сбор и обработка первичных статистических данных.

Когда план-график сформировали, выберите поставщика. Заказчик вправе осуществить закупку у любого единственного поставщика. Обычно контракт заключают с проверенными и известными контрагентами.

Либо с теми, у кого уже закупали аналогичные товары. После того как определитесь с поставщиком, направьте ему предложение заключить контракт письмом или устно.

В случае согласия поставщика, отправьте контракт на подписание.

Подробнее про план закупок и план-график читайте в статье журнала Учет в учреждении.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях заказчик должен подготовить обоснование и определить:

  • невозможность или нецелесообразность конкурентной закупки;
  • цену;
  • другие существенные условия.

Необходимо обосновывать закупки у единственного поставщика, проведенные по пунктам 3, 6, 9-14, 15, 17-18, 22-23, 27, 30-32, 34-35, 37-41, 43, 46, 49 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Для обоснования заказчик готовит отчет, пример можно скачать ниже.

 Скачать образец обоснования закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя

В отчете укажите основание контракта – конкретный пункт ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Также пропишите причину, по которой закупку не смогли провести конкурентным способом, например:

  • срочность из-за определенных обстоятельств: затруднена ежедневная работа;
  • риск, что конкурентная процедура не состоится из-за того, что поставщики не хотят заключать контракт;
  • отсутствует возможность сэкономить деньги при конкурентном способе.

Отчет составьте в произвольной форме. Размещать в ЕИС его не нужно, это внутренний документ заказчика. Но при проверке сотрудники контролирующих ведомств могут его потребовать. Такие требования установлены в ч. 3 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика

Размещение закупки у единственного поставщика проходит через публикацию извещения об осуществлении процедуры. Извещение разместите в ЕИС в случаях, которые прописаны в Законе № 44-ФЗ по пунктам 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 ч. 1 ст. 93.

Размещение извещения проведите не позднее чем за пять дней до той даты, когда будете заключать контракт. В извещении укажите:

  • сведения о заказчике;
  • условия контракта: объект закупки, НМЦК, источник финансирования и др.;
  • ограничения для участников;
  • размер и порядок обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Обеспечение закупки у единственного поставщика

Заказчик в извещении и проекте контракта с единственным поставщиком устанавливает требование об обеспечении его исполнения. Заказчик обязан установить обеспечение, если закупка проводится по пунктам 1, 2, 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34, 40-42, 44, 45, 46, 47-48 (если контрактами по пп. 47-48 не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Если такое требование в контракте и извещении есть, поставщик направляет заказчику обеспечение до того, как заключили сделку. Только после этого заказчик подписывает документы.

Заключение контракта по закупкам с единственным поставщиком

В контракт с единственным поставщиком включите все существенные условия. Но иногда заказчик может не прописывать ответственность сторон, порядок и сроки оплаты. Такая возможность предусмотрена для малых закупок по 44-ФЗ, коммунальных услуг и ряда других.

Контракт заключают в любой форме, которая предусмотрена гражданским законодательством. Например, договор оказания услуг или договор купли-продажи. Кроме того, контракт вовсе можно не заключать.

Его письменная форма будет соблюдена при наличии документов, которые подтверждают факт оплаты товаров, работ или услуг, но только если в них указана цена.

При безналичной форме оплаты это счет на оплату или платежный документ, при наличной – товарный, кассовый чеки, квитанции, бланки строгой отчетности и т. д. Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. 

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3557-zakupki-u-edinstvennogo-postavshchika-i-malye-zakupki-po-state-93-zakona-44-fz

Относятся ли малые закупки к конкурентным способам определения

Относятся ли малые закупки к конкурентным способам определения

Если все допущенные к участию в аукционе участники не подавали ценовые предложения в момент проведения процедуры торгов, то электронный аукцион признается несостоявшимся и заказчик не рассматривает вторые части заявок участников, не принимающих участие в подаче ценовых предложений.

В случае признания электронного аукциона несостоявшимся, т. к. не подано ни одной заявки, или в случае если заявки всех участников отклонили, заказчик проводит запрос предложений или иной способ закупки. Отсутствует. Заказчик вправе применить процедуры, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 40 ФЗ № 94.

Подписание проекта контракта идет через ЕИС. Подписание проекта контракта идет через оператора на сайте электронной площадки. 6. Запрос котировок Отказаться от проведения закупки заказчик вправе не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок.

ФЗ № 94 не предусмотрен отказ от проведения запроса котировок.

  • Способы закупок по 44-фз и 223-фз
  • Чем конкурентные закупки отличаются от неконкурентных
  • Выбор способа закупок согласно 223-фз
  • Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
  • Статья 24. способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
  • Способы отбора поставщика
  • Статьи
  • Относятся ли малые закупки к конкурентным способам определения

Внимание

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ часть 2 статьи 24 излагается в новой редакции.

См. текст в будущей редакции. 2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. 3.

Чем конкурентные закупки отличаются от неконкурентных

Участник запрашивает разъяснение документации Не предусмотрено Не позднее, чем за трое суток до даты конца этапа передачи предложений (статья 65 часть 4) За пять и больше суток до конца стадии передачи заявок (статья 50 часть 7) Не предусмотрено Заказчик предоставляет ответ на запрос участника Не предусмотрено На протяжении двух суток с даты поступления вопроса (статья 65 часть 4) В течение двух суток с момента поступления запроса (статья 50 часть 8) Не предусмотрено Внесение корректировок в документацию о закупке За 2 и больше дней до финиширования стадии передачи заявок (статья 74 часть 6) За 2 и больше дней до конца этапа передачи заявок (статья 63 часть 6) За 5 и больше дней до финиша этапа передачи предложений (статья 49 часть 4) Не предусмотрено Пролонгация периода передачи предложений Когда НМЦК не превосходит 250 000 рублей – больше 4 суток.

Выбор способа закупок согласно 223-фз

Состоит из нескольких этапов: подготовка и размещение извещения и документации; подача и прием заявок; оценка первых частей заявок; аукцион; подведение итогов, оценка вторых частей заявок; заключение и исполнение контракта. Все, что связано с электронными аукционами, проходит в безбумажном виде.

Определение победителя осуществляется на основании единственного критерия — цена.

  • Конкурс. Бывает одноэтапным или двухэтапным, с ограниченным или неограниченным участием. Второе отличие — это порядок оценки заявок.

Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Информация о закупке у естественных монополий размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с помощью извещения, данные о заключенном и исполненном контракте вносятся в соответствующий реестр. Пример закупки у единственного поставщика, являющегося субъектом естественной монополии может служить закупка с реестровым номером 0328300005215000001. 2.

Пункт 4 статьи 93 — закупки до 100 тысяч рублей. При этом общая сумма таких закупок не должна превышать 500 тысяч рублей в год. Информация о них не размещается на официальном сайте, не вносится в реестр контрактов.

Важно

По сути, узнать о таких закупках можно исключительно по желанию заказчика. Исполнителя/подрядчика/поставщика он также выбирает самостоятельно.

Конкурентные закупки Все конкурентные закупки, осуществляющиеся на основании Федерального Закона №44, можно разделить на две группы: закрытые и открытые. 1.

Статья 24. способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Закрытые закупки осуществляются в с требованиями статьи 84. Таким способом могут проводиться только аукционы и конкурсы (в том числе с предварительным отбором и двухэтапные). Запросы предложений и котировок не могут быть закрытыми.

Для того, чтобы стать участником закрытого аукциона/конкурса нужно получить приглашение от заказчика.

При этом до того момента, как документация будет размещена на официальном сайте, узнать о том что будет проходить закрытый конкурс/аукцион можно только из плана-графика, плана закупок или от самого организатора.

Закрытым способом могут осуществляться не все закупки, их перечень определен частью 2 статьи 84.

Пример закрытых торгов — конкурс с реестровым номером 0343100005316000038 или аукцион с реестровым номером 0373100039216000107. 2. Открытые закупки пользуются наибольшей популярностью среди заказчиков и участников.

Способы отбора поставщика

Здесь критерием выступает не только цена, но и другие пункты, установленные заказчиком в документации.Запросов котировок, аукционов и конкурсов на сайте zakupki.gov.ru представлено очень много, поэтому приводить примеры конкретных реестровых номеров не имеет смысла.

Регламентированные сроки в таблице Этап процедуры Способ осуществления закупки Запрос котировок Аукцион Открытый конкурс Запрос предложений Опубликование извещения о проведении закупки в ЕИС При стартовой цене договора не достигающей 250 000 рублей документация размещается за 4 и более суток до даты передачи заявок.
Если НМЦК превосходит 250000 рублей, то период продлевается до 7 суток (статья 74 часть 1) Если стартовая цена не достигает 3 миллионов рублей, то документация выкладывается на всеобщее обозрение более, чем за неделю до даты момента финиша стадии передачи заявок.

Статьи

ЭП протокола аукциона. Если НМЦК не превышает 3 млн руб., то срок рассмотрения вторых частей заявок составляет не более 4 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона. Если НМЦК превышает 3 млн руб., то срок рассмотрения вторых частей заявок составляет не более 6 дней.

В случае если электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что в течение 10 минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал ценовое предложение, то оператор электронной площадки после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданные его участниками (но не принимающими участие в подаче ценовых предложений!), а также документы участников такого аукциона, предусмотренные п. 2—6 и 8 ч. 2 ст. 61 ФЗ № 44.

Аукцион Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена. Лучшая цена зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
  • Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.

Шаг аукционаШаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. 4.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. 5.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ часть 6 статьи 24 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции. 6.

Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи). Неконкурентные способы закупок Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.

Закупка у единственного поставщика (источника) Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору. Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.

Конкурентные способы закупок Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).

При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт. КонсультантПлюс: примечание.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

(Москва)

(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Источник: http://pravo-nk.ru/otnosyatsya-li-malye-zakupki-k-konkurentnym-sposobam-opredeleniya/

Размещение заказа у единственного поставщика силовым министерством

Относятся ли малые закупки к конкурентным способам определения

Комиссарова Т., эксперт журнала

Учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки конкурентными способами: в виде открытого конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок (в том числе в электронной форме), а также проводят закупки у единственных поставщиков. Частью 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность осуществить закупку у единственного поставщика в случае выполнения работ по мобилизационной подготовке, поставке российского вооружения и военной техники, заключения контрактов для обеспечения деятельности объектов госохраны и т. д. Кроме того, этим же способом можно закупить услуги по водоснабжению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. Расскажем, как же провести закупку у единственного поставщика.

Малые закупки у единственного поставщика

Прежде всего рассмотрим самое распространенное основание для проведения закупки у единственного поставщика, которое предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, – закупку товаров, работ и услуг на сумму до 100 000 руб.

Это основание очень удобно для осуществления мелких закупок, поскольку Законом № 44-ФЗ данные закупки не ограничены правилом об одноименности. То есть учреждение может раз в месяц или каждый квартал покупать таким образом любые товары, работы или услуги.

Главное, чтобы сумма контракта не превышала 100 000 руб.

Для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения. В частности, годовой объем таких закупок не должен превышать:

1) 2 млн руб.;

2) 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) или 50 млн руб.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Он рассчитывается по формуле:

СГОЗ=Контракты, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году+Контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в этот период+Контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем году

Следует помнить, что годовой объем закупок по рассматриваемому основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб.

, заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о применении способа определения поставщика в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Ввиду этого Минэкономразвития в Письме от 12.02.

2015 № Д28и-229 не рекомендует осуществлять такие закупки в полном объеме в начале финансового года.

Закупать по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно любые товар, работу или услугу, даже если для их закупки имеется отдельный пункт в рассматриваемой статье закона.

Также к малым закупкам относятся закупки у единственного поставщика, проводимые на основании п. 5 этой части. Правда, проводить закупки по данному пункту могут лишь определенные заказчики. В их число входят образовательные или физкультурно-спортивные организации. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50% СГОЗ и должен составлять не более 20 млн руб.

Процедура размещения заказа у единственного поставщика

Закупку у единственного поставщика можно разделить на несколько этапов.

Планирование. В первую очередь отметим, что любая закупка у единственного поставщика должна быть запланирована. Помните, что провести закупку, которой нет в плане-графике закупок, нельзя. Таково правило ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. План-график формируется в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок.

Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок утверждены следующими постановлениями Правительства РФ:

Источник: https://www.audar-press.ru/razmeschenie-zakaza-u-edinstvennogo-postavschika

Неконкурентные – закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Относятся ли малые закупки к конкурентным способам определения

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Однако указанное ограничение не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Есть ли документ, в котором прописаны данные нужды, или каждое поселение утверждает их самостоятельно на Совете депутатов? Читать ответ  

Как правильно рассчитать сумму закупок у единственного поставщика для образовательной организации? Читать ответ

Мы являемся общеобразовательной школой. Можем ли мы, согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. рублей, если в нашем уставе среди целей не указано “сохранение, использование и популяризация объектов культурных наследий”? Читать ответ

Образовательное учреждение вправе заключать договоры с единственным поставщиком до 100 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) но не более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком. В тоже время, согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ образовательные учреждения могут заключать договоры до 400 тыс.

рублей, но не более 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком. Возникает вопрос: если учреждения могут заключать договоры и до 100 тыс. и до 400 тыс., то как потом определить, по какому из оснований заключены такие договоры (например, если учреждение заключает договор на сумму 380 тыс. руб., а план-график на сумму 900 тыс.

руб.)? Читать ответ 

Как понимать ч. 3 ст.

93 Закона № 44-ФЗ о том, что “в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта”? Правильно ли мы понимаем, что образовательное учреждение не сможет просто так (как это происходило по Закону № 94-ФЗ с договорами на сумму до 100 тыс. руб.) заключить договор до 400 тыс. руб. (ну и до 100 тыс. руб. по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и ему необходимо будет дать обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика? Читать ответ 

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ образовательная организация имеет право совершать закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., но не более чем 50% размера средств предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом графиком.

Учитываются ли при определении этих 50% закупки у естественных монополий (водоснабжение, тепло, электричество)? Читать ответ 

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможно осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

При этом совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком.

Какая ответственность наступает, если превысить этот барьер в 5% и в каком нормативном акте она закреплена? Читать ответ 

Мы – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. В 2014 году нам выделено порядка 2,5 млн руб. на текущий ремонт в связи с открытием дополнительных образовательных групп. Эти средства не включены в муниципальное задание. Каким законом нам руководствоваться при осуществлении закупок на оказание услуг по текущему ремонту? Читать ответ  

Может ли муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей осуществлять закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ? Читать ответ 

Бюджетное общеобразовательное учреждение осуществляет закупку в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (до 400 тыс. руб.). Как можно обосновать эту закупку? Например, мы закупаем готовые обеды для школы у единственного поставщика на сумму 250 тыс. руб.

Должны ли мы обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в документально оформленном отчете, размещаемом в единой информационной системе (ч. 3 ст.

93 Закона № 44-ФЗ), или можно просто ссылаться на этот пункт закона? Если должны обосновывать, то как? В нашем городе нету организаций которые бы специализировались на приготовлении детского питания и мы заключаем договор с проверенным поставщиком (у индивидуального предпринимателя). Читать ответ 

В учреждение доведены лимиты, согласно которым по статье “Закупки товаров, работ, услуг” доведены объемы финансирования на 2014 год в сумме 50 тыс. руб. Учреждению необходимо заключить договор на оказание услуг публикации официальных материалов, договор поставки канцелярских товаров и др. договоры.

Имеет ли право данное учреждение, применяя п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заключить договоры с несколькими единственными поставщиками при условии, что сумма по договору с каждым из поставщиков будет составлять не более 2,5 тыс. руб. (5% от 50 тыс. руб.

) или же учреждение обязано применить конкурентные способы определения поставщика (запросы котировок, конкурс, аукцион, запрос предложений) на сумму не менее 47,5 тыс. и только сумму в 2,5 тыс. руб.

имеет право использовать на закупки у единственного поставщика? Читать ответ  

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, с единственным поставщиком можно заключить контракты в случае, если осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 млн руб. в год.

Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений. Мы являемся городским поселением. Тем не менее, мы поселение, а не город и не район.

Официальные (согласно Уставу) названия – поселок и поселок городского типа (равнозначные). Численность поселения составляет 9 тыс. жителей, оно является центром муниципального района. Относится ли к нам данный пункт о сельских поселениях? Читать ответ  

Закупки на сумму до 100 тыс. руб. у единственного поставщика могут производиться только в случае, если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком (пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

А в 2014 году от чего считать этот объем? Включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий? Читать ответ 

Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок? Читать ответ

Какой нормой Закона № 44-ФЗ (п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93) руководствоваться муниципальному бюджетному образовательному учреждению (школе) при заключении договора с единственным поставщиком? Читать ответ

Каким образом заключить государственный контракт об оказании услуг связи с единственным поставщиком? Читать ответ 

Мы – бюджетная организация, регулярно закупаем уголь. Как нам обосновать цену при заключении контракта с единственным поставщиком, если в нашем населенном пункте есть только один поставщик угля? Читать ответ 

Источник: http://www.garant.ru/actual/contracts/otvety/5/_2/

Юрист Авилин
Добавить комментарий