Образование учреждение юридических лиц

Образование учреждение юридических лиц

Образование учреждение юридических лиц

Собрание оформляется протоколом, который также представляется в регистрирующий орган вместе с учредительными документами; — оплатить денежные вклады в уставный капитал, а для неденежных вкладов — провести их денежную оценку и оформить передачу соответствующего имущества.

Порядок выполнения этих действий, набор требуемых документов и их содержание различны для разных видов юридических лиц и определены в соответствующем законе, регламентирующем деятельность данной организации.

Кроме того, набор требуемых документов и их содержание может также зависеть от количества учредителей (один или несколько).

Для ряда юридических лиц до государственной регистрации организации требуется оплатить денежные вклады в уставный капитал, а для неденежных вкладов — провести их денежную оценку и оформить передачу соответствующего имущества.

  • Образовательное учреждение как юридическое лицо
  • Образование юридического лица
  • Глава ii. гражданско-правовой статус образовательных учреждений и организаций
  • Юридические лица – субъекты гражданского права
  • Образовательное учреждение юридическое лицо
  • Образовательное учреждение считается юридическим лицом с момента получения
  • Является ли образовательное учреждение юридическим лицом
  • Образовательное учреждение (организация) как юридическое лицо считается созданным со дня
  • Образование учреждение юридических лиц

Внимание

Ранее, до 1 июля 2002 года, документы, подтверждающие вклады в уставный капитал, было необходимо предоставить в регистрирующий орган. Сейчас их предоставлять законом не требуется, но при регистрации дается «подписка», что соблюден требуемый законом порядок оплаты уставного капитала.

Оплата денежных вкладов производится путем внесения соответствующих сумм на специально открываемый временный накопительный счет банка, справка из банка будет предъявляться в регистрирующий орган в подтверждение оплаты. Временный накопительный счет открывается юридическому лицу для внесения, частично или полностью, уставного капитала организации еще до момента его государственной регистрации.

Образование юридического лица

Изменения приобретают юридическую силу для третьих лиц лишь с момента такой регистрации либо, если это предусмотрено законом, с момента уведомления об этих изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Это означает, что юридическое лицо и его учредители в отношениях с третьими лицами не могут ссылаться на изменения в учредительных документах до тех пор, пока эти изменения не вступят в силу.

Глава ii. гражданско-правовой статус образовательных учреждений и организаций

Процесс создания юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется.

Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.

Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется.

В дальнейшем фирма будет выступать в гражданском обороте именно под ним. Образование юридического лица невозможно без юридического адреса.
Что это такое? Это адрес определенного помещения, в котором будет располагаться фирма. В налоговую службу необходимо будет представить документы, подтверждающие право собственности на помещение (договор аренды).

Можно также представить гарантийное письмо на юридический адрес – это документ, гарантирующий, что договор с определенным арендодателем будет заключен сразу после регистрации. Важно: регистрация производится в налоговой инспекции по месту нахождения, то есть по юридическому адресу.

Образование юридического лица подразумевает получение ОКВЭД, то есть специальных кодов, по которым можно быстро определить специализацию организации. ЕГРЮЛ – реестр, куда будут записаны все сведения о новой компании.

Образовательное учреждение юридическое лицо

В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица. Для большинства видов юридических лиц учредительным документом является устав.

Важно

К учредительным документам помимо устава, относится также учредительный договор. В то же время договор, заключаемый при создании акционерного общества, его учредительным документом не является.

Какой именно документ служит учредительным для того или иного вида юридических лиц, определяется нормами ГК и принятых в соответствии с ним законов. Учредительный договор заключается лицами, участвующими в создании юридического лица, и действует с момента его подписания.

Образовательное учреждение считается юридическим лицом с момента получения

Непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов 2. Представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица могут быть предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.


Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).

В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка.

Является ли образовательное учреждение юридическим лицом

Особенности создания и деятельности образовательных учреждений закреплены в Законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования» Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования» // «Собрание законодательства РФ», 25.02.2008, N 8, ст.731 и т.д. Нормы данных правовых актов весьма существенно отличаются от норм ГК РФ и Закона «О некоммерческих организациях».

Образовательное учреждение (организация) как юридическое лицо считается созданным со дня

В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником (т.е. учредителем) имущества учреждения, но такое указание есть в ст.

11 Закона «Об образовании», которая называет в качестве учредителя (учредителей) образовательного учреждения следующих субъектов гражданского права: -органы государственной власти и органы местного самоуправления, -отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), -отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, -граждане Российской Федерации и иностранные граждане; Учредитель образовательного учреждения — собственник имущества или обладатель прав пользования имуществом, которое закрепляется за создаваемым образовательным учреждением.

Данная ситуация могла бы быть прокомментировано только тем, что статья 11-1 появилась в Законе «Об образовании» значительно позднее после его принятия, а вытекающие из нее изменения не были произведены.

Однако Закон № 122-ФЗ внес существенные изменения и дополнения как в Закон «Об образовании», так и Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», но ст. 24 Закона «Об образовании», как и ст.

8 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в этой части не претерпели изменений и дополнений. В связи с этим следует вывод, что действующим законодательством для вуза предусмотрен только один вид организационно-правовой формы — учреждение.

Кроме того, даже если брать во внимание ст.
В дальнейшем его необходимо будет представить в налоговую службу. Необходимо определиться с организационно-правовой формой.

Какой ее вариант будет наиболее предпочтителен? Для ведения малого, а также среднего бизнеса традиционно используют ЗАО или ООО. Чем они хороши? Тем, что уставной капитал невелик, а личное имущество учредителей не пострадает в случае проблем в бизнесе.

Для ведения крупного бизнеса используют такую организационно-правовую форму, как ОАО. Отметим, что в данном случае уставной капитал должен быть свыше 100 000 рублей. Формируем уставной капитал.

К самому моменту регистрации он должен быть внесен хотя бы наполовину. Вноситься он может даже имуществом. Регистрация невозможна без фирменного наименования. Оно должно соответствовать требованиям закона.

Их достаточно много (название не должно использоваться никем другим и так далее).

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

(Москва)

(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Источник: http://pravo-nk.ru/obrazovanie-uchrezhdenie-yuridicheskih-lits/

§ 5. Возникновение юридических лиц: 1. Порядок возникновения юридических лиц устанавливается

Образование учреждение юридических лиц

Для данного способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица; 3) организационная работа.

В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств . ——————————–

См., например: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (с изм.) // ВВС РСФСР. 1991.

N 16. Ст. 499; ВВС РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977; 1998. N 19. Ст. 2066; 2000. N 2. Ст. 124; 2002. N 12. Ст. 1093. Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка.

Компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом.

Для него характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен во всем мире, в том числе и в России. 3.

Учредителями юридических лиц могут быть физические и юридические лица с ограничениями, установленными законом, а также государство, государственные и муниципальные образования в порядке, установленном законом (ст. 125 ГК).

4. Закон, как правило, не конкретизирует название и форму инициативного акта учредителей (участников, собственника), содержащего решение о создании юридического лица.

Как свидетельствует практика, это решение облекается в письменную форму протоколом учредительного (общего организационного) собрания, протоколом решения единственного учредителя, протоколом заседания компетентного органа единственного учредителя – юридического лица. Решение об учреждении юридического лица должно содержать место и время принятия, сведения о лицах (лице), его принявших, их подписи, оттиск круглой печати юридического лица – учредителя, результаты ания и принятые решения: по вопросам учреждения юридического лица, об утверждении его учредительных документов, об утверждении денежной оценки (взносов, вкладов), вносимых в имущество юридического лица в неденежной форме; об избрании или назначении органов юридического лица. 5. Обязательным элементом процесса возникновения (а именно, создания) юридических лиц выступает разработка учредительных документов, которые наряду с законодательством и иными нормативными актами являются правовой основой деятельности юридических лиц. Современное гражданское законодательство относит к учредительным документам в различных комбинациях устав, учредительный договор, общее положение. Статья 52 ГК определяет обязательное содержание учредительных документов для всех юридических лиц, которое конкретизируется другими статьями ГК и специальными правовыми актами по отдельным организационно-правовым формам юридических лиц.

6. Процедура создания юридического лица заканчивается его государственной регистрацией.

Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц .

——————————–

См.: ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц” // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431. В форме регистрации государство контролирует создание юридических лиц. В ней реализуется признание их юридическими лицами и предоставление государством им правосубъектности.

ГК вводит новую систему государственной регистрации юридических лиц.

Для нее характерны: обязательность; определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию; наличие Единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, которая выражается в соблюдении установленного законом порядка образования юридического лица и проверке соответствия его учредительных документов закону; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путем обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонение от такой регистрации (ст. 51 ГК). Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа; в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Статья 12 Закона “О государственной регистрации юридических лиц” содержит закрытый перечень документов, представляемых в регистрирующий орган. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов. Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр, содержание которого исчерпывающим образом определено Законом наряду с открытостью и общедоступностью сведений, составляющих это содержание. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. За непредоставление, или несвоевременное представление, или представление для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством РФ. Законом предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации, в том числе за необоснованный, т.е. не соответствующий легальным основаниям, отказ в государственной регистрации. Закон содержит закрытый перечень таких оснований: а) непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушение нормы права. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона “О государственной регистрации юридических лиц”). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/vozniknovenie-yuridicheskih-lits.html

Способы создания юридических лиц: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный

Образование учреждение юридических лиц

Фактически юридическое лицо — некое предприятие, использующее в организации деятельности свою собственность.

На него возложена ответственность по всем своим обязательствам, способно приобретать и осуществлять личные неимущественные, материальные и другие права, является истцом и ответчиком при судебных разбирательствах. У юр.лица обязательно имеется самостоятельный баланс, допустимо наличие сметы.

Данная статья призвана рассказать вам про разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный порядки (способы) создания юридических лиц, про понятия, процедуру, решения, протоколы о таком образовании, порядке прекращения деятельности и подобных нюансах.

Общие сведения

Есть несколько способов образования юридических лиц — разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный. Способ образования предприятия в большей степени зависит от статуса заявителя.

Государственная структура, дочерняя организация, банк или страховое учреждение, коммерческое предприятие с крупным или небольшим уставным капиталом — от этого будет зависеть, какой способ нужно использовать при создании юридического лица. И независимо от порядка создания (возникновения) юридического лица, его необходимо зарегистрировать в государственных органах.

Об изменениях порядка регистрации юридических лиц и ИП расскажет видео ниже:

Распорядительный порядок создания юридических лиц

Итак, распорядительный способ (порядок) образования (создания) юридического лица. Данным способом создаются госучреждения, муниципальные унитарные компании, их дочерние предприятия.

При распорядительном порядке инициатором образования юр.лица выступают компетентные органы-учредители. Они выступают как собственники имущества, закрепленного за юридическим лицом.

Также это может быть орган, уполномоченным распоряжаться данным имуществом.

Обязательно необходимо согласие соответствующих органов на его создание: государственных или муниципальных. К примеру, чтобы создать учреждение в системе МВД России будет использован распорядительный порядок.

Далее будет рассмотрен разрешительный порядок-способ создания юридического лица и его правовое регулирование.

Разрешительный порядок

Разрешительный порядок образования ЮЛ подразумевает непосредственное распоряжение учреждения местного самоуправления или другого госоргана. Для начала члены юр.

лица принимают решение о его создании, а только после просят разрешения на подобное предприятие от компетентных служб.

Установление такого порядка необходимо для проверки законности и целесообразности создания данного рода предприятий.

Разрешительным способом образуются юр.лица для банков или страховых предприятий, жилищно-строительные кооперативы или организации с иностранным капиталовложением. Здесь потребуется разрешение ЦБ России или РосСтрахНадзора.

Таким же образом создаются союзы или же ассоциации коммерческих юр.лиц — при их организации нужно заручиться согласием антимонопольного органа.

Для создания тех коммерческих ЮЛ, чей объем вложений учредителей превышает 100 000 МРОТ, также необходимо разрешение федеральной антимонопольной службы.

Про особенности и документы создания юридического лица нормативно-явочным способом мы расскажем вам далее.

Явочно-нормативный порядок

Под явочно-нормативным порядком подразумевается создание юр.лиц таким образом, как прописано в нормативных актах. Инициатива создания ЮЛ должна исходить от планируемых членов организации. В отличие от разрешительного пути организации ЮЛ, при таком способе необходимо сначала получить общее разрешение на создание предприятия до проявления такой инициативы.

Юр.лицо образуется на основании договора о создании юридического лица между учредителями, подписанного гражданами или предприятиями. Это могут быть хоз.товарищества, концерны и ассоциации, создаваемые ЮЛ.

При формировании нового ЮЛ любым из способов требуется соблюсти строго заданный порядок. Обязательно необходим акт, подходящий характеру создаваемого юр.лица: распоряжение, договор, разрешение. Ко всему надо разработать учредительные документы.

ЮЛ может действовать посредством использования устава или договора учредителей. Для юридического лица допустимо применение в своей деятельности оба этих документа. Те юр.

лица, что не относятся к коммерческим, могут действовать на основе положения об организации для используемого вида деятельности.

Ознакомьтесь со списком документов для регистрации в налоговых органах, установлен в статье 12 ФЗ:

  • Заявление о регистрации юридического лица при создании по форме
  • Решение о создании ЮЛ
  • Учредительные документы
  • Квитанция об уплате госпошлины
  • Выписка из реестра иностранных ЮЛ из страны происхождения.

Для организации юридических лиц применяются три основных пути создания. Каждый из них имеет свои особенности, они должны быть учтены при выборе способа создания.

О регистрации юридических лиц расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/registratsiya/inye-subekty/sposoby-sozdaniya-yurlits.html

Образование (учреждение) юридических лиц

Образование учреждение юридических лиц

1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст. ст. 50.

1 — 52), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц.

При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих (п. 3 ст. 50 ГК) организаций.

В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц.

1. Явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания.

В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены — производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации.

2. Распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.

3. Разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения.

Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

2. В процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы:

1) принятие решения об учреждении юридического лица;

2) государственная регистрация юридического лица.

При создании юридического лица одним лицом решение об учреждении принимается учредителем единолично. В случае если юридическое лицо учреждается несколькими учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно.

В решении об учреждении юридического лица указываются следующие сведения:

— об учреждении юридического лица;

— об утверждении его устава;

— о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

— об избрании (назначении) его органов;

— о результатах ания учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц корпоративного типа) (ст. 50.1 ГК).

3. Принятие решения об учреждении юридического лица сопровождается созданием и утверждением учредительного документа, который определяет его правовое положение.

Учредительным документом юридического лица в соответствии с ГК является устав. Исключением являются хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).

В учредительных документах должны содержаться сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов.

Сведения, необходимые для включения в устав юридического лица, таким образом, могут конкретизироваться в соответствии с ГК и иными федеральными законами. Например, в соответствии с ч. 3 ст.

11 Закона об акционерных обществах в устав акционерного общества, помимо указанных выше сведений, включаются сведения о правах акционеров, о размере уставного капитала, о размещаемых обществом акциях и др.

В уставе некоммерческой организации, а также в уставе унитарного предприятия в силу особого статуса таких юридических лиц должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности. По общему правилу сведения о предмете и целях деятельности коммерческой организации необязательны для включения в ее устав (но могут быть, а иногда должны быть включены).

Юридическое лицо может быть зарегистрировано, если представлен типовой устав. Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным государственным органом.

При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны включаться в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При использовании юридическим лицом типового устава сведения о наименовании, фирменном наименовании и месте нахождения юридического лица указываются только в ЕГРЮЛ.

Примерами могут служить Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная компания «Российские автомобильные дороги», Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и др. Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность со дня занесения данных о нем в ЕГРЮЛ.

4. Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственным органом, уполномоченным в области регистрации юридических лиц, являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — в отношении коммерческих организаций.

В отношении некоммерческих организаций таким уполномоченным органом выступают Министерство юстиции РФ и его территориальные органы (ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях); в отношении кредитных организаций — Банк России (ст.

12 Закона о банках и банковской деятельности).

5. Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).

Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы, исчерпывающим образом определенные законом. Требование государственного органа о представлении иных документов признается незаконным.

Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК до государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности.

Таким образом, проверка документов осуществляется не только по формальному признаку (соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности).

Несоответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений действительности должно являться основанием для отказа в регистрации.

Например, одним из оснований для отказа в государственной регистрации является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

6. Сведения о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления. При этом ГК в п. 2 ст.

51 закрепляет принцип публичной достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо, действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте — юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовестным.

Юридическое лицо по общему правилу не вправе ссылаться на недостоверность таких данных, например на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.

Юридическое лицо освобождается от ответственности перед контрагентом за недостоверность или недостаточность сведений, включенных в реестр, в случаях, если: 1) контрагент заведомо знал или должен был знать о недостоверности сведений; 2) недостоверные сведения включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица, например в результате недобросовестного поведения должностных лиц регистрирующих органов.

Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 23). Отказ в государственной регистрации может быть оспорен в судебном порядке.

Источник: https://pravo163.ru/obrazovanie-uchrezhdenie-yuridicheskix-lic/

18 Образование (создание, учреждение) юридического лица: способы, порядок, государственная регистрация. Учредительные документы юридических лиц. Ответственность юридических лиц

Образование учреждение юридических лиц

Истории известныследующие способы образования юридическихлиц: распорядительный, разрешительныйи нормативно-явочный.

При распорядительномпорядке юридическое лицо возникает наосновании лишь одного распоряженияучредителя, при этом специальнойрегистрации не требуется. В таком порядкев СССР создавалось большинствогосударственных предприятий и учреждений.

В настоящее время в таком порядкеобразуются воинские части, суды, органывнутренних дел, правительства иминистерства субъектов РФ и др. Все онисоздаются по распоряжению уполномоченныхорганов и действуют на основе нормативныхактов, в которых определяется их статускак юридических лиц.

В связи с этимнельзя не согласиться с высказанным влитературе мнением, «что ст. 51 ГК непредусматривает никаких исключений изобщего правила о необходимостигосударственной регистрации юридическихлиц. Поэтому, чтобы не подрывать единствагражданского законодательства,целесообразно или уточнить ст.

51 ГК, илиустранить из практики факты появленияюридических лиц без их государственнойрегистрации»27.

Разрешительныйпорядок ранее применялся при созданииобщественных и кооперативных организаций.Он предполагал, что такие юридическиелица возникали лишь только после того,как на их создание получено разрешениекомпетентного органа. При этом в созданиитаких юридических лиц могло быть отказанопо мотивам нецелесообразности. Регистрациитакже не требовалось.

Не представляетсявозможным согласиться с мнением о том,что действующее законодательство внемногочисленных случаях сохранилоразрешительный порядок созданияюридического лица. Его связывают ссозданием коммерческих банков, страховыхкомпаний, а также организаций, которыемогут занять доминирующее или дажемонопольное положение на рынке.

Действительно, на их создание нужнополучить разрешение (или согласие)соответствующего публичного органа.Однако представляется более правильнымсчитать, что к таким организациям такжеприменяется нормативно-явочный порядок(хотя и осложненный получением разрешенияили согласия) в силу следующего.

Во-первых,с получением разрешения (согласия)юридическое лицо еще не считаетсясозданным, требуется государственнаярегистрация. Во-вторых, соответствующиеорганы не могут отказать по мотивамнецелесообразности.

В РФ действуетнормативно-явочный порядок созданияюридических лиц. Иногда его называютявочно-регистрационным.

Явочный характерданного способа создания юридическихлиц выражается в том, что созданиеорганизации инициируют сами учредители,реализуя элемент своей гражданскойправоспособности – право создаватьюридические лица своей волей и в своеминтересе.

Нормативный характер данногоспособа выражается в том, что правовыеформы деятельности по созданиююридического лица (включая завершающийее этап – государственную регистрацию)регламентированы в нормативных актахи, прежде всего – в законодательстве.

В соответствии сдействующим законодательством образованиеюридического лица возможно двумя путями:создание его впервые и в процессереорганизации.

Создание юридическоголица впервые предполагает соблюдениеследующих требований.

1. Должен быть всоответствии с требованиями законаопределен состав учредителей применительнок виду создаваемого юридического лица.

Во-первых, этитребования касаются возраста физическихлиц – учредителей. Например, длякоммерческих организаций, создаваемыхгражданами, снижен возраст (16 лет) толькодля членов производственного кооператива(ст.7 Закона «О производственныхкооперативах»).

Снижение возраста дляприобретения статуса члена производственногокооператива обусловлено трудовымзаконодательством и тем, что членыкооператива осуществляют непредпринимательскую, а трудовуюдеятельность. Остальные коммерческиеорганизации могут создаваться физическимилицами, которые приобрели полнуюдееспособность.

Это следует из того,что содержанием отдельных видов частичнойдееспособности граждан не предусмотреноправо создавать иные юридические лица.

Во-вторых, взаконодательстве определены случаи,когда физические лица с полнойдееспособностью, либо отдельныеюридические лица не могут быть учредителямиопределенных видов юридических лиц.

Например: физические лица – учредителиполного товарищества, не могут бытьучредителями другого полного товарищества(п. 2 ст.

69 ГК); общество с ограниченнойответственностью не может иметь вкачестве единственного участника другоехозяйственное общество, состоящее изодного лица (п.2 ст.88 ГК).

2. Юридическое лицоможет быть создано в организационно-правовойформе, предусмотренной законодательством.При этом, как отмечалось, организационно-правовыеформы коммерческих организацийисчерпывающим образом перечислены вГК РФ.

К ним относятся: хозяйственныетоварищества (полное и на вере);хозяйственные общества (общества сограниченной ответственностью,акционерные общества), производственныекооперативы, государственные имуниципальные унитарные предприятия).

Организационно-правовые формынекоммерческих организаций такжеуказаны в ГК РФ (потребительскиекооперативы, общественные и религиозныеорганизации (объединения, фонды,учреждения, ассоциации и союзы). Однакоперечень некоммерческих организацийв ГК дан не исчерпывающим образом.

Ихиные организационно-правовые формымогут быть предусмотрены и в другихзаконах.

3. Как правило,решение о выборе организационно-правовойформы юридического лица законодательоставляет на усмотрение учредителей.Однако из этого правила бывают исключения.Так, например, согласно Закону «О банкахи банковской деятельности» кредитноеучреждение может создаваться только вформе хозяйственного общества.

4. Воля учредителейна создание юридического лица должнабыть выражена вовне в предусмотреннойзаконом форме. Такой формой являютсяучредительные документы юридическоголица. Именно в них учредители конкретизируютобщие нормы права применительно к своиминтересам. Состав учредительныхдокументов для разных видов юридическихлиц различен:

– общества сограниченной или дополнительнойответственностью (кроме случаев, когдав них один учредитель), ассоциации исоюзы должны иметь учредительный договори устав;

– хозяйственныетоварищества (полные и на вере) должныиметь учредительный договор;

– акционерныеобщества, государственные и муниципальныеунитарные предприятия, кооперативы,общественные организации, фонды и др.должны иметь устав. При созданииакционерных обществ имеет место идоговор о создании акционерного общества,который не является учредительным, апредставляет разновидность договорапростого товарищества.

Он прекращаетсяс момента регистрации акционерногообщества в связи с достигнутой целью.Учредительный договор – это консенсуальныйгражданско-правовой договор, регулирующийотношения между учредителями в процессесоздания и деятельности юридическоголица.

Он может заключаться только вписьменной форме (простой или нотариальной)и вступает в силу, как правило, с моментазаключения.

Устав в отличиеот учредительного договора не заключается,а утверждается учредителями. Устав, какправило, подписывают не все учредители,а специально уполномоченные ими лица(например председатель и секретарьобщего собрания учредителей).

При составленииучредительных документов необходимоучитывать следующее:

– в законодательствесодержатся императивные нормы, которыене могут быть изменены учредительнымидокументами;

– в законодательствесодержатся диспозитивные нормы, которыепозволяют учредителям отойти от варианта,указанного в законе, и выработать своиправила при условии, что они не будутпротиворечить закону;

– учредители могутвключить в учредительные документыправила, регулирующие отношения, вообщене урегулированные законом, но опятьже при условии, что эти правила не будутпротиворечить закону.

5. Завершаетсясоздание юридического лица егогосударственной регистрацией. «Догосударственной регистрации юридическоелицо не существует, и все предварительныедействия учредители совершают от своегоимени, хотя бы и в интересах будущегосубъекта права.

После государственнойрегистрации вновь возникшее юридическоелицо, выражая уже свою волю, можетодобрить или не одобрить действияучредителей. Таково, например, правилоп. 3 ст.

10 Федерального закона «Обакционерных обществах», котороеустанавливает солидарную ответственностьучредителей по обязательствам, связаннымс созданием акционерного общества ивозникающим до его государственнойрегистрации.

Созданное общество будетнести ответственность по обязательствамучредителей только в случае последующегоодобрения их действий общим собраниемакционеров, т.е. высшего органа этогоюридического лица. Приведенное правило(как и многие другие) наглядно показываетроль государственной регистрации вкачестве завершающего юридическогоакта создания юридического лица»28.

6. При государственнойрегистрации впервые создаваемогоюридического лица представляютсяследующие документы:

1) подписанноезаявителем заявление о государственнойрегистрации по форме, установленнойПравительством РФ. В заявленииподтверждается, что:

– учредительныедокументы создаваемого юридическоголица соответствуют установленнымзаконодательством требованиям кучредительным документам даннойорганизационно-правовой формы юридическоголица;

– сведения,содержащиеся в учредительных документахи иных документах, достоверны;

– при созданииюридического лица соблюдены установленныйдля данной организационно-правовойформы порядок его создания, в том числеи порядок формирования (оплаты) уставногокапитала (уставного фонда, складочногокапитала, паевого фонда) на моментгосударственной регистрации;

– в установленныхзаконом случаях – согласование сгосударственными органами или органамиместного самоуправления;

2) решение о созданииюридического лица в виде протокола,договора или иного документа в соответствиис законодательством;

3) учредительныедокументы юридического лица, составкоторых определяется егоорганизационно-правовой формой;

4) для иностранногоюридического лица – документы,удостоверяющие юридический статусучредителя – иностранное юридическоелицо;

5) документ обуплате государственной пошлины.

7. С принятиемФедерального закона «О государственнойрегистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей»29урегулированы отношения, возникающиев связи с государственной регистрациейюридических лиц при их создании,реорганизации и ликвидации, установленыправила ведения Единого государственногореестра юридических лиц (в дальнейшем– ЕГРЮЛ), общий порядок государственнойрегистрации.

Специальный порядокрегистрации отдельных видов юридическихлиц установлен только в отношениикредитных организаций (решение орегистрации принимается Банком России),общественных объединений, религиозныхи профсоюзных организаций, политическихпартий (решение о регистрации принимаютсяМинюстом России). Взаимодействие МНСРоссии с указанными органами осуществляетсяв соответствии с принятыми нормативнымиактами30.

МинистерствоРоссийской Федерации по налогам и сборамс 1 июля 2002 г. являлось уполномоченнымфедеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим государственнуюрегистрацию юридических лиц.

В настоящеевремя в связи с изменением структурыфедеральных органов исполнительнойвласти уполномоченным органомисполнительной власти, осуществляющимгосударственную регистрацию юридическихлиц, является Федеральная налоговаяслужба России31.

8. Новое законодательствоо регистрации юридических лиц, с однойстороны, существенно упростило процедурурегистрации. В настоящее время «достаточноприйти в регистрирующий орган, то естьв налоговую инспекцию, и подать необходимыедля регистрации документы.

После этогов течение пяти дней заявителю выдаютсвидетельство о государственнойрегистрации и свидетельство о постановкена налоговый учет. Этих документовдостаточно, чтобы открыть счет в банкеи удостоверить подлинность подписи вбанковской карточке.

Таким образом,фактически мы смогли сократить срок,необходимый для создания субъектахозяйственной деятельности, с двухмесяцев до пяти дней»32.

С другой стороны,новое законодательство о государственнойрегистрации юридических лиц породилоряд проблем. По мнению Е. Горбуновой,«закон реализовал концепцию «упрощенногопорядка регистрации», т.е. нормативно-явочныйпорядок регистрации фактически меняетсяна заявительный.

Мало сказать, что ончрезвычайно демократичен. Благодаряновому порядку практически полностьюутрачивается контроль со стороныгосударства, снижается достоверностьи надежность представляемых документов.

Теперь, по новому Закону, достаточнопредъявить на государственную регистрациюучредительные документы создаваемогоюридического лица и подписать заявлениео том, что в представляемых документахвсе соответствует действующемузаконодательству. В прямом смысле «верятна слово», никакого контроля»33.

Представляется, что переход на заявительныйпорядок регистрации для России внастоящее время является преждевременным.

Источник: https://studfiles.net/preview/3917583/page:14/

Юрист Авилин
Добавить комментарий