Неконкурентные способы закупок по 223 фз

Проведение неконкурентных способов закупок на основании Федерального закона №223-ФЗ и особенности закупок у СМП?

Неконкурентные способы закупок по 223 фз

Действующее законодательство в сфере закупок предполагает возможности для государственных и муниципальных заказчиков проводить закупки как с соблюдением правил обеспечения свободной конкуренции на рынке, так и ограничивая такую конкуренцию. В последних случаях происходит использование технологий, направленных на закупки, в рамках которых торги не проводятся.

Что говорит о таких неконкурентных закупках Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и каким образом могут осуществляться такие закупки?

Особенности неконкурентных закупок по 223-ФЗ

В настоящее время все проводимые закупки, которые призваны обеспечивать государственные и муниципальные нужды, регулируются двумя законами – Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», получивший номер 44-ФЗ, а также Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», больше известным как Закон №223-ФЗ. Оба эти закона предусматривают как конкурентные, так и неконкурентные способы определения исполнителя по тем или иным контрактам.

Если Федеральный закон №44-ФЗ неконкурентные способы закупок регулирует очень подробно, то закон под номером 223-ФЗ такой тщательной регламентации для таких закупок не предусматривает – законодатель в рамках данного закона говорит только о некоторых особенностях, к числу которых следует отнести следующие:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • в рамках Федерального закона №223-ФЗ в качестве неконкурентных закупок рассматривается только закупка у единственного поставщика. Другие варианты не предусмотрены, так как в приоритете у этого закона использование только конкурсных процедур, причем проводимых в электронном виде;
  • все проводимые неконкурентные закупки должны иметь тщательное отражение в рамках Положения о закупках, созданного внутри государственного или муниципального заказчика.

Других особенностей в рамках данного нормативного акта для неконкурентных закупок в настоящее время не предусмотрено.

Положение о закупках и неконкурентные процедуры

Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает требование для заказчика о необходимости создания специального Положения о закупках, которое будет регламентировать все проводимые закупочные процедуры.

Положение о закупках утверждается заказчиком при организации системы закупок в рамках своего юридического лица, проводящего такие закупки.

Такое Положение может быть принято один раз в тот момент, когда формируется служба, которая будет заниматься закупками, либо может изменяться каждый год по решению руководителя самого заказчика в том случае, если это предусмотрено производственной необходимостью либо изменением особенностей функционирования конкретной организации.

В Положении о закупках должны быть отражены все те закупки, которые будет проводить заказчик для заключения контрактов и договоров, которые направлены на удовлетворение его нужд.

В рамках такого Положения необходимо указать не только информацию о том, какие способы будут использованы для проведения тех или иных закупок, но также и обозначены правила проведения таких закупочных процедур. Особо тщательная регламентация в рамках Положения о проведении закупок должна быть осуществлена в отношении неконкурентных закупок.

В рамках Федерального закона №223-ФЗ в качестве таковых признается только закупка у единственного поставщика.

Однако следует понимать, что данный вид закупок не регламентирован в рамках действующего законодательства для закупок отдельными видами юридических лиц.

Именно по этой причине необходимо, чтобы данный вид закупок был очень тщательно проработан в рамках создаваемого Положения о проведении закупок в рамках функционирования конкретного государственного или муниципального заказчика.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Кроме того, в рамках действующего законодательства о закупках некоторыми видами юридических лиц возможно проведение закупок малого объема путем проведения прямых торгов. Проведение такого типа неконкурентных закупок также должно быть отражено в Положении о проведении закупок.

При этом в рамках данного документа необходимо указать, каким образом будут проводиться прямые торги.

Такие закупки в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ могут быть реализованы только в отношении тех закупок, начальная максимальная цена договора для которых не превышает пятисот тысяч рублей (так как прямые торги в случае, если начальная максимальная цена договора не превышает ста тысяч рублей, могут не отражаться в плане закупок).

Планирование и проведение неконкурентных закупок

Проведение неконкурентных закупок с помощью использования 223-ФЗ осуществляется на основании принятого и утвержденного плана закупок. Планирование в данном случае является необходимым мероприятием для того, чтобы определить, когда и при каких обстоятельствах будут проводиться те или иные закупки.

Кроме того, при осуществлении планирования проводимых закупок производится также и распределение количества проводимых закупок, которые должны быть осуществлены у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках реализации принятых на федеральном уровне программ поддержки таких субъектов бизнеса.

В рамках Федерального закона №223-ФЗ в качестве неконкурентной закупки может быть рассмотрена только закупка у единственного поставщика.

Этим обусловлен тот факт, что все остальные закупочные процедуры представляют собой такие закупки, в ходе которых происходит борьба различных участников за право заключить договор или контракт.

При этом такая борьба может происходить путем участия в электронной процедуре либо путем подачи заявок на заключение контракта или договора с указанием своих предложений по итоговым условиям для того, чтобы предложить заказчику максимально выгодные условия удовлетворения его нужд.

При проведении закупки у единственного поставщика в рамках Положения о закупках должна быть отражена информация о том, в каких случаях такие закупки могут проводиться, каким является максимальный порог для начальной максимальной цены договора при проведении такой закупочной процедуры (потребуется обосновать необходимость проведения закупки ценой до ста тысяч рублей, а для организаций с оборотом, превышающим установленный порог всех проводимых закупок, если такой порог сформирован на основании Постановлений Правительства Российской Федерации, до пятисот тысяч рублей), а также необходимость проведения закупки именно неконкурентным способом.

Если речь идет о мелких закупках, которые проводятся на основании механизма прямых торгов, то для них должны быть сформулированы все правила проведения, в том числе порядок подготовки документов для рассмотрения заказчиком конкретных предложений от потенциальных исполнителей.

Мелкие закупки, которые проводятся в настоящее время на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, должны быть тщательно регламентированы в рамках создаваемого Положения в силу того, что такие закупки производятся по механизму заключения договора или контракта с единственным поставщиком. Проведение мелких закупок с помощью использования механизма прямых торгов предусматривает необходимость для потенциального исполнителя подготовить специальную аналитическую записку, в которой будут отражены все необходимые условия для проведения закупок.

Поданные аналитические записки рассматриваются заказчиком, и итоговый контракт или договор заключается с тем исполнителем, который предложил лучший вариант.

Однако такой механизм возможно реализовать только в отношении ограниченного числа закупок, которые осуществляются для заключения договоров и контрактов на получение различного рода финансовых услуг у специально аккредитованных на это финансовых учреждений, а также в отношении закупок, итогом которых становится выбор субподрядчика для выполнения какого-либо вида работ.

Сроки заключения договора по итогам неконкурентной закупочной процедуры также должны быть отражены в Положении о закупках. В частности, в рамках данного документа необходимо указать, в течение какого периода времени должны быть заключены контракты и договоры по итогам определения всех условий для такого соглашения.

Максимальный срок для подписания не может превышать десяти дней с момента окончания самой закупочной процедуры либо размещения извещения о такой закупке в Единой информационной системе.

Особенности проведения закупок у СМП

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что при осуществлении различных закупок независимо от того, идет ли речь о конкурентном или неконкурентном способе определения исполнителя по контракту, необходимо проводить такие процедуры и заключать контракты и договоры, исполнителями в рамках которых будут выступать субъекты малого предпринимательства либо социально ориентированные некоммерческие организации.

Процесс осуществления таких закупок регулируется с помощью положений Постановления Правительства №11352, принятого 11 декабря 2014 года, «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, в частности, для реализации положений данного Постановления необходимо соблюдать требования, которые устанавливаются к общим размерам годовых закупок, которые проводятся в отношении таких закупок у СМП и СОНКО.

Руководствуясь основными положениями данного Постановления, государственный и муниципальный заказчик обязаны провести планирование проводимых закупок у СМП и СОНКО с учетом того процентного соотношения, которое должно быть реализовано в отношении контрактов, заключенных с такими субъектами бизнеса.

По общему правилу, которое действует в настоящее время для всех государственных и муниципальных заказчиков, осуществляющих закупки для удовлетворения своих нужд на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, при осуществлении планирования закупок, которые будут проведены таким заказчиком, необходимо учитывать те установленные объемы для такого рода закупок, которые зафиксированы в рамках этого постановления.

При этом независимо от того, каким образом происходит проведение закупочной процедуры (конкурентный или неконкурентный способ), общее количество контрактов и договоров, заключенных с СМП, должно составлять не менее восемнадцати процентов от общего числа заключенных контрактов. В это число должны входить контракты и договоры, которые заключены по итогам процедур, проводившихся только среди СМП И СОНКО.

Общий же объем таких закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не должен быть меньше десяти процентов независимо от того, идет речь о проводимых конкурсах и аукционах либо о закупках у единственного поставщика.

Однако указанные особенности проведения закупочных процедур касаются только тех государственных и муниципальных заказчиков, чей годовой объем закупок превышает один миллиард рублей. В том случае, если годовой объем закупок меньше данной суммы, то Постановление Правительства дает возможность не исполнять его требования.

Однако придется ежемесячно сдавать отчет о том, какие закупки и когда были проведены, а также какое количество закупок с участием СМП и СОНКО было осуществлено. Кроме того, в рамках такого ежемесячного отчета производится предоставление информации о количестве заключенных и исполненных договоров и контрактов, осуществленных с участием субъектов малого предпринимательства.

Так как такие закупки подвергаются тщательной проверке контролирующими органами в сфере закупок, в частности, Федеральной антимонопольной службой, то заказчик при планировании и осуществлении таких закупок обязан помнить о том, каким образом он отразит не только в плане закупки у субъектов малого предпринимательства, но также и каким образом проведет такие закупки, а также будет контролировать исполнение контракта.

Проведение закупок неконкурентными способами, если такое проведение закупочных процедур происходит на основании Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должно осуществляться в строгом соответствии с положениями этого нормативного акта.

В том случае, если речь идет о закупках, которые проводятся у субъектов малого предпринимательства, для них могут быть реализованы как конкурентные, так и неконкурентные способы.

При этом такие закупки будут проводиться не только в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ, но и в соответствии с положениями иных нормативных актов, например, Постановлений Правительства Российской Федерации.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/nekonkurentnye-sposoby-smp.html

Что такое конкурентная закупка

Неконкурентные способы закупок по 223 фз

Конкурентная закупка – это основной вид приобретения продукции в рамках 44-ФЗ. О том, какие виды конкурентных процедур существуют, и каковы основные правила их осуществления, читайте далее в нашем материале.

Конкурентные способы закупки

В соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ конкурентная закупка – это закупка, в которой за победу борются 2 и более потенциальных поставщиков. Неконкурентные процедуры закупок – это приобретение продукции у единственного поставщика.

Рассмотрим разновидности. По процедуре определения победителя торгов закупки делятся на те, что:

  • проходят электронно посредством электронной площадки или единого агрегатора торговли (с 2019 года так проводится большинство тендеров). Да, электронный магазин – это конкурентная закупка.
  • проводятся на бумаге (осталось только 6 случаев, когда тендеры проводятся этим способом: приобретение топлива, гуманитарная помощь, закупки за рубежом и т.д.).

Конкурентными способами закупок являются:

  • аукционы;
  • запросы котировок;
  • конкурсы (закрытые/открытые с ограниченным участием, двухэтапные);
  • запросы предложений.

Конкурентные закупки могут включать в себя несколько этапов (например, двухэтапный конкурс), могут состоять из одного (примером могут служить аукцион или запрос котировок).

Характеристики

Проведение конкурентных процедур закупок можно разлить на 2 основные группы:

  • аукционы и запросы котировок, где критерием отбора победителей является цена. Кто предложит меньшую, тот и победит.
  • конкурсы и запросы предложения, где важность представляют условия госконтракта. Победит тот, кто предложит лучшие. Цена тоже является условием контракта, но не всегда самым важным.

Форма конкурентной закупки определяется госзаказчиком. Последнему запрещено необоснованно сокращать число участников тендера. При этом они руководствуются:

  • предметом закупки (одни товары, работы услуги можно закупать только путем проведения аукциона, вторые – посредством конкурса, где допускается устанавливать дополнительные требования к участникам торгов, третьи – через запрос предложений);
  • ценой контракта (например, запрос котировок проводится, если стоимость закупаемой продукции менее 0,5 млн. рублей).

Если контрактный управляющий ошибся с выбором процедуры, ему грозит штраф – 30 000 рублей (см. п. 1 ст. 7. 29 КоАП).

У заказчика есть выбор: провести конкурентную процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки заказчик выбирает самостоятельно. Для этого руководствуйтесь положениями Закона № 44-ФЗ.
Заказчикам, которые ошибутся при выборе способа закупки, грозит штраф. Правильно определить процедуру поможет рекомендация.

Смотреть схему

С чего начинается

Расскажем об основных этапах. Конкурентная закупка начинается с определения поставщика и заканчивается выполнением, контракта, оформленного с победителем торгов. Об этом сказано в ст. 3 44-ФЗ.

В свою очередь определение поставщика начинается с разработки закупочной документации. Документация о конкурентной закупке делится на:

  • извещение о проведении конкурентной процедуры;
  • закупочную документацию.

Разберем их содержание на примере электронного аукциона. В извещении указывается:

  • адрес электронной площадки, на которой состоятся торги;
  • дата проведения торгов;
  • размер обеспечения заявки;
  • требования, предъявляемые к потенциальным поставщикам;
  • исчерпывающий список документов, которые участник торгов должен представить.

В документации дополнительно прописывается:

  • название и описание закупаемых работ, товаров, услуг;
  • обоснование начальной цены госконтракта;
  • срок окончания приема заявок;
  • размер обеспечения выполнения контракта (при наличии);
  • сведения о контрактной службе заказчика.

Что происходит дальше

Конкурентная закупка начинается с определения исполнителя госконтракта. Далее:

  • оформляется контракт с победителем торгов в сроки, установленные ст. 83.2 44-ФЗ;
  • выполняются его условия (поставляется продукция, выполняются работы, предоставляются услуги);
  • осуществляется приемка исполненного по контракту по правилам ст. 94 44-ФЗ.

Итак, конкурентные процедуры закупок это процедуры, в которых за победу происходит борьба между 2 и более участниками. Побеждает тот, кто предложит наименьшую стоимость либо лучшие условия выполнения контракта в зависимости от вида торгов.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102370-qqq-19-m6-konkurentnye-sposoby-zakupki

Способы закупок: для 44-ФЗ и 223-ФЗ и другие – Северо-Западный Удостоверяющий Центр

Неконкурентные способы закупок по 223 фз

Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.

В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.

Неконкурентные – не подразумевают выбор поставщика.

Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Неторговые закупки – менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.

Чем отличается конкурс от аукциона?

Начнем с краткого описания этих торговых процедур.

Аукцион – способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Конкурс (открытый конкурс) – способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса – совокупность характеристик, включая цену.

Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания – это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст.

447 ГК РФ “выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия”.

Таким образом, в случае проведения аукциона – победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса – победителя определяет конкурсная коммисия, назначенная организатором торгов.

Третье различие – конфиденциальность.

Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.

Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие – финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку “наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар.

Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене.

В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены – редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены.

Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены.

Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок.

Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем.

Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ “О контрактной системе” (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена – единственный критерий отбора поставщика.

С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Запрос предложений

Источник: http://szudc.ru/sposoby-zakupok-44-223-fz-aukcion-konkurs.html

Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления

Неконкурентные способы закупок по 223 фз

Особенности проведения закупок для государственных и муниципальных заказчиков, а также отдельных категорий юридических лиц осуществляются по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Законодательство о контрактной системе указывает на обязанность подрядчика закупать товары, работы и услуги через проведение торгов. Такие закупки основаны на принципе экономии бюджетных средств.

Классификация государственных закупок

На основании 44-ФЗ все государственные закупки классифицируются на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных закупках вправе принять участие несколько поставщиков и исполнителей. Они соревнуются между собой за право подписания государственного контракта.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Неконкурентные торги подразумевают, что товары и услуги для удовлетворения государственных и муниципальных нужд приобретаются заказчиком у единственного поставщика или подрядчика.

Типы конкурентных закупок по 44-ФЗ

Законодательно вместо термина «тип закупки» в 44-ФЗ применяется термин «способы закупок» либо термин «способы определения поставщика». Под этими терминами понимается метод выбора исполнителя для реализации госконтракта.

Разновидностями конкурентных закупок в рамках контрактной системы являются:

  1. Конкурсы.
  2. Аукционы.
  3. Запросы котировок.
  4. Запросы предложений.

Типы конкурентных закупок по 44-ФЗ различают также по форме проведения закупки: на электронные и бумажные. Закупки в бумажной форме проводятся в исключительном случае. Также закупки различают на торговые и неторговые: в торговой форме проводят аукционы и конкурсы (они должны завершаться подписанием контракта). Без проведения торгов проводят запросы котировок и предложений.

Кроме того, выделяют другие способы для типологизации государственных закупок. С точки зрения количества этапов, их разделяют на одноэтапные и многоэтапные. С позиции количества заказчиков различают индивидуальные закупки и совместные.

Правила осуществления

Конкурс – это способ отбора, при котором заявки на участие, помимо ценового предложения, указывают на соответствие участника дополнительным требованиям.

Закупки в виде открытого конкурса проводятся среди всех желающих поставщиков и подрядчиков, сведения о них размещаются в открытом доступе в ЕИС.

После окончания всех этапов закупки заказчик выбирает конкурсное предложение, которое наилучшим образом отвечает требованиям.

При конкурсе заказчиком разрабатывается комплекс критериев для оценки заявки на участие, каждому из которых придается свой удельный вес. К критериям оценки относят цену, потребительские свойства, качественные характеристики, квалификацию участников, сроки исполнения и гарантийные обязательства.

Разновидностями конкурса являются конкурс с ограниченным участием и двухэтапные конкурсы.

Если сведения о закупке доводятся до ограниченного круга лиц, прошедших предквалификационный отбор, то такой конкурс называется конкурсом с ограниченным участием. Такая форма закупки применяется при заказах технически сложных и инновационных товаров и услуг.

Существуют разновидности конкурса, которые проводятся в несколько этапов. На первом этапе сообщения о закупке размещаются в свободном доступе, и ко всем участникам предъявляют одинаковые требования. Для тех участников, которые смогли пройти во второй этап, предъявляются дополнительные условия, позволяющие определить победителя.

На двухэтапном конкурсе участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе, и побеждает компания, которая смогла предложить наилучшие условия на втором этапе.

Двухэтапные конкурсы обычно проводят при определении поставщика на проведение научных исследований, изысканий и экспериментов, а также для дополнительного уточнения предмета закупки и технического задания.

При закрытом конкурсе предложения об участии перенаправляются ограниченному кругу лиц, которые отвечают требованиям заказчика. Такая форма практикуется при необходимости транспортировки средств госфонда, при поиске водителей, обслуживающего персонала и судебных приставов. С июля 2018 года перечень контрактов, которые допускается подписать по итогам закрытого конкурса, дополнился закупками органами исполнительной власти, реализующими политику в области обороны и управления.

С 2019 года конкурсы проводятся исключительно в электронной форме.

В рамках аукциона заявка на участие оценивается только по ценовому параметру. Тот участник, который смог предложить наиболее низкую цену реализации контракта, становится победителем.

Заявка на участие в аукционе состоит из двух  частей. После оценки первой части закупочная комиссия делает вывод относительно допуска участника до торгов или отклонения его кандидатуры.

То есть первая часть заявки не предполагает подачу ценового предложения.

Сами торги при аукционе проводятся на специализированных электронных площадках, которые проходят предварительный отбор на правительственном уровне. Данный способ закупки является достаточно популярным, так как он позволяет оперативно определить поставщика. Но его ограничением является то, что поставщик отбирается только по ценовому параметру.

Стандартной формой аукциона является аукцион с понижением начальной стоимости.

Заказчиком первоначально объявляется начальная цена лота, а участники в дальнейшем понижают цену с учетом «шага аукциона» в размере 5-10% от НМЦК.

На то, чтобы сделать свое предложение, участникам дается 10 минут: если в этот временной период не поступит новых предложений, то торги считаются завершенными.

Аукционы с повышением начальной цены является формой таких торгов, когда в закупке повышается начальная цена. Такие аукционы применяются в рамках исполнительного производства или процедуры банкротства, но в ходе государственных и муниципальных закупок они не практикуются.

При закрытом аукционе заказчиком может устанавливаться определенная плата за участие и предоставление доступа к закупочной документации. Плата за документы указывается заказчиком в приглашении, направленном участникам аукциона. Для проведения закрытых аукционов была утверждена одна электронная площадка – АСТ «ГОЗ».

Закупки в виде запроса котировок проводятся при необходимости закупки нужных товаров и услуг предельно быстро, а у заказчика отсутствуют дополнительные требования к участникам, кроме максимально низкой цены.

Заказчик имеет право провести закупку через запрос котировок, если НМЦК не превышает 500 тыс. р. После истечения срока подачи заявок они передаются котировочной комиссии. Заявки оценивают на соответствие предмету закупки и установленным запросам и свойствам.

Запрос котировок предполагает победу участника, который предложил самую низкую цену. При равных предложениях по цене побеждает участник, внесший свое предложение первым.

С июля 2018 года государственные заказчики могут проводить электронный запрос котировок, а с 2019 года они обязаны их проводить электронно. При этом на запрос котировок не может приходиться более 10% СГОЗ и общая стоимость таких закупок не может превышать 100 млн р.

Закупки в виде запроса предложений представляют собой способ определении поставщика, при котором сведения о закупке передаются неограниченному кругу лиц через размещение данных в ЕИС. В процессе проведения запроса предложений победителем становится тот участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Запрос предложений может применяться для закупок лекарственных средств для пациентов по медицинским показаниям и при признании конкурса несостоявшимся повторно. Электронный запрос предложений проводится при признании аукциона несостоявшимся.

С начала 2019 года вступил в силу 267-ФЗ от 29 июля 2018 года, который расширил перечень оснований для проведения запроса предложений. В число оснований вошли, в частности, проведение закупок жилья для детей-сирот.

Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ

Особенностью закупок по 223-ФЗ является то, что он менее строго регламентирует процесс выбора поставщика. Все условия относительно практики закупки в юрлицах по 223-ФЗ заказчики должны предусмотреть в утвержденном Положении о закупке на текущий год.

В рамках 223-ФЗ в качестве конкурентных способов закупки могут также выступать конкурс и аукцион. Но есть в рамках данного закона и специфичные формы закупок.

Запрос цен – это способ отбора, при котором заявки передаются совместно с ценовыми предложениями. Победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену.

Конкурентные переговоры по 223-ФЗ – это способ отбора, в рамках которых организатор ведет переговоры с участниками закупки. Он определяет наиболее квалифицированного поставщика, который смог предложить наилучшие условия реализации контракта. После завершения переговоров с наиболее достойным кандидатом подписывается государственный контракт.

При переторжке допускается повторная подача предложений участниками с улучшенной стоимостью.

В каждой из проводимых закупок по 223-ФЗ заказчик может прописать требование об обязательном предварительном квалификационном отборе участников закупки. Также заказчик вправе проводить закупочные мероприятия в закрытой форме, когда к участию в закупке приглашаются только потенциальные поставщики, выбранные заказчиком.

Все закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны быть максимально прозрачными и открытыми. Заказчик должен опубликовать в ЕИС план закупки, извещение о закупке, документацию по закупке и протоколы, которые готовятся в ходе закупки.

В законе предусмотрены ограничения, когда сведения о закупках в ЕИС не размещаются. Это сведения о закупках, которые связаны с государственной тайной или которые включены в перечень Правительственного распоряжения №2027-р.

В чем заключаются особенности

Неконкурентные способы закупок не предполагают состязательности предложений участников. Закупка у единственного поставщика предполагает подписание контракта напрямую с участником, которого выбрал заказчик по своему усмотрению.

Закупка у единственного поставщика может применяться в исключительных случаях, если другие способы определения поставщика использовать невозможно. Закупки, не предполагающие конкуренции, по 44-ФЗ допускается производить на сумму до 100 тыс. р. и в пределах годового лимита, который определяется на основании СГОЗ.

Перечень оснований для закупки у единственного поставщика ограничен в ст. 93 44-ФЗ. Список условий является закрытым и включает 55 оснований. Примерами могут служить закупки услуг в компаниях-монополистах, приобретение лекарств, закупка в целях ликвидации аварий, при признании конкурентной закупки несостоявшейся и пр.

Заказчику разрешается не публиковать в ЕИС сведения о закупках до 100 тыс. р.

Выбор способа закупки

Предпочтение тому или иному способу отбора поставщика отдается с учетом условий и предпосылок получения тех или иных товаров, работ и услуг.

Так, аукцион применяется, если заказчик может определить поставщика только по принципу цены.

Если товар, работа или услуга входят в «аукционный перечень», утвержденный Распоряжением Правительства № 1447-р, то заказчик обязан использовать электронные аукционы для их закупки.

Если же предмет закупки таков, что заказчику дополнительно нужно учесть квалификационные требования, то он применяет конкурс. Закупка в виде конкурса позволяет оценить заказчика по комплексу критериев, а не только по цене.

При выборе способа закупки по 223-ФЗ заказчику следует руководствоваться минимальными сроками для подачи заявок после размещения сведений о закупке в ЕИС, а также ограничениями по цене контракта. Так, при цене контракта более 30 млн р. минимальные сроки подачи заявок составляют 15 дней для СМП и 7 дней – для остальных участников; если сумма меньше 30 млн р. , то сроки составляют 7 дней. При запросе котировок на подачу заявок отводится 4 дня, а цена не должна превышать 7 млн р. Запрос предложений проводится при условии цены в пределах 15 млн р. и сроков на подачу заявок в 5 дней.

Также с июля 2018 года вступили в силу изменения, которые изменили порядок выбора способа закупок по 223-ФЗ.

Ранее в обязанности заказчика входило обязательное указание в Положении о закупке двух способов приобретения товаров, работ и услуг: конкурс и аукцион, остальные прописывались по усмотрению заказчика.

По новым правилам в минимальный набор процедур по 223-ФЗ входят конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок, а также одна неконкурентная процедура: закупка у единственного поставщика.

Законодательно указано право заказчика прописывать другие способы закупки по своему усмотрению: запросы цен, оферт, конкурентные переговоры и отборы и пр.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/osnovnye-vidy.html

Юрист Авилин
Добавить комментарий