Наказание за нарушение ст 37 конституции рф

Отправляем работника в ежегодный оплачиваемый отпуск: особенности применения трудового законодательства

Наказание за нарушение ст 37 конституции рф

Трудовое законодательство обязывает работодателей предоставлять работникам ежегодный оплачиваемый отпуск. Контролируют надлежащее исполнение этой обязанности Государственная инспекция труда и, безусловно, сами работники.

Об основных проблемных аспектах, касающихся оформления графика отпусков, возможности переноса отпуска, исчисления стажа, дающего право на отпуск, и иных вопросах, которые возникают у работников и работодателей при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, читайте в материале.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск является одним из основополагающих институтов трудового права, закрепленных в главе 19 Трудового кодекса. Особое значение данный институт приобретает в том числе в связи с его прямым закреплением в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на отдых, а работающему по трудовому договору гарантируется оплачиваемый ежегодный отпуск.

На сегодняшний день всем работникам предоставляются ежегодные отпуска, продолжительность которых по общему правилу, установленному в ст. 115 ТК РФ, составляет 28 календарных дней, с сохранением места работы и среднего заработка.

Нарушение установленной в ТК РФ обязанности отправлять работников в отпуск может повлечь за собой привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Так, наказание по ч. 1 ст. 5.

27 КоАП РФ за совершение нарушений трудового законодательства, в том числе при предоставлении отпуска, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.

; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Согласно Перечню типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, разработанному Рострудом, нарушение порядка предоставления отпуска (п. 25) относится к среднему риску (6 баллов), а потому наказание за такие нарушения будет скорее ближе к максимальному, чем к минимальному.

Оформление графика отпусков

Основополагающим документом для предоставления оплачиваемого отпуска является график отпусков, который ежегодно утверждается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ).

Соответственно, график отпусков — это документ, определяющий порядок предоставления отпусков работникам организации. В нем необходимо отразить сведения о времени распределения оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. Согласно ч. 2 ст.

123 ТК РФ график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

Работодателям следует иметь в виду, что Государственная инспекция труда при проверках в первую очередь проверяет наличие данного документа у работодателя и выносит наказания по ст. 5.

27 КоАП РФ как при отсутствии графика, так и при его наличии, но несоблюдении.

Важно отметить, что перенести отпуск, установленный графиком, работодатель самостоятельно не может — основания переноса прямо предусмотрены в ст. 124 ТК РФ. К ним относятся:

  • письменное заявление работника, если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала;
  • письменное согласие работника, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации. Из судебной практики можно сделать вывод (см., например, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 12.12.2017 по делу № 33-14615/2017), что если у работодателя отсутствует письменное выражение согласия работника на перенос отпуска, то его действия по непредставлению отпуска будут квалифицированы как нарушение.

Если же работника не устраивает время отпуска, установленное в графике, он может просить работодателя изменить даты отпуска. Но в этом случае предоставление отпуска в другие даты является правом, а не обязанностью работодателя.

Волеизъявление работника, направленное на получение отпуска вне утвержденного графика, не порождает автоматически у работодателя обязанности предоставить такой отпуск (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.09.

2010 № 33-12647/2010), а работник, оставивший работу до получения согласия работодателя и до издания приказа об отпуске, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе уволен за прогул.

Принять к сведению

Источник: https://www.eg-online.ru/article/395533/

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. –

Наказание за нарушение ст 37 конституции рф

Статья 37

1. Конституция в статье 37 провозглашает право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку.

Основой для включения в Конституцию РФ положений, закрепляющих право на свободный труд, вознаграждение и гарантии условий труда, стали международные документы.

Гарантии данного положения Конституции можно найти и в Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ и Арбитражном кодексе РФ, ответственность за их нарушение предусмотрена в Уголовном кодексе РФ.

Тем не менее положения законодательных актов не всегда соответствуют требованиям международных правоохранительных организаций. Так, требование Всеобщей декларации прав человека об установлении уровня оплаты труда, который бы мог обеспечивать достойное существование человека, для РФ с ее нестабильной экономикой пока невыполнимо.

2. Согласно части 2 статьи 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

Также к принудительному труду относятся нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

3. В России принудительный труд запрещен, но ранее в социалистическом обществе тунеядство было наказуемым деянием. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом.

Исключениями здесь, конечно, будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнить определенные работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях и т.д.

Тем не менее произвола здесь быть не может – законодательство определяет все случаи ограничения данной свободы.

4. Право на свободу труда неотделимо от права на безопасные условия труда, в качестве их гарантий Россия подписала конвенции Международной организации труда, определяющие требования безопасности и гигиены.

5. Минимальный размер оплаты труда (общепринятая аббревиатура – МРОТ) – законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

На данный момент МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (часть 1 статьи 133 ТК РФ).

6. Право на защиту от безработицы закреплено конституционно, политика государства в области занятости предполагает решение этой острой для России проблемы – социальная защита безработных, создание новых рабочих мест и т.д.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В соответствии с данным Законом государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

– развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

– обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

– создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

– поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

– осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

– предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

– поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

– объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

– координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

– координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

– международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

7.

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Порядок рассмотрения споров регулируется главами 60 и 61 ТК РФ.

8. Конституцией в пункте 4 статьи 37 признается право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

В соответствии со статьей 409 ТК РФ, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Забастовка – прерогатива работников, представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Однако для соблюдения законности должен соблюдаться определенный порядок объявления забастовки и другие предусмотренные законодательством условия.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников.

Решение считается принятым, если за него проало не менее половины работников, присутствующих на собрании. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ, предусмотренных законом. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней. Работодатель в свою очередь предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

В решении об объявлении забастовки указываются:

– перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

– дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

– наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

– предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.

9. В связи с возможными неблагоприятными последствиями забастовок законодатель подробно регулирует случаи, при которых забастовка не допускается. В соответствии со статьей 413 ТК РФ признаются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Также забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся – приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

10. Каждый имеет право на отдых. Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

ТК РФ относит к видам времени отдыха перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни и отпуска. В соответствии с ТК РФ работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов. Перерыв не включается в рабочее время.

Конкретное время обеденного перерыва (его начало и окончание), а также других перерывов в течение рабочего дня (на обогрев в холодное время года для лиц, работающих на открытом воздухе, перерывы между производственными операциями лицам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работе с компьютерной и множительной техникой, для занятия производственной гимнастикой и т.д.) устанавливается в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия.

11. Предоставление выходных дней в неделю является обязательным для администрации. Общим выходным днем считается воскресенье. По общему правилу при пятидневной рабочей неделе выходными являются суббота и воскресенье, при шестидневной неделе – воскресенье.

При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Лицам, работающим в условиях шестидневной рабочей недели или других режимов, при которых субботние дни, совпадающие с праздничными, являются рабочими, перенос выходных дней не производится.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее сорока двух часов.

12. Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Правом на ежегодный оплачиваемый отпуск обладают все лица, работающие по трудовому договору на предприятиях и в организациях, относящихся к любым формам собственности, независимо от степени занятости, места выполнения трудовых обязанностей, занимаемой должности или выполняемой работы, срока трудового договора и формы оплаты труда. Временные и сезонные работники имеют право на оплачиваемый отпуск наравне с другими работниками. Однако в связи с ограничением срока трудового договора этих категорий работников (до 2, 4 месяцев – временные, до 6 месяцев – сезонные) практически реализовать свое право на отпуск они не могут. Вместо отпуска они получают денежную компенсацию пропорционально отработанному времени.

Источник: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5817497/chapter/9db18ed28bd6c0256461e303941d7e7a/

ПрокуратураОренбургской области

Наказание за нарушение ст 37 конституции рф

Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлено, что человек, его права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ являются высшей ценностью. Признание, соблюдение Рё защита прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина – обязанность государства (статья 2).

Одним из примеров обеспечения исполнения этого основополагающего конституционного принципа являются меры, принимаемые государством для защиты прав граждан па оплату труда, в том числе меры уголовно-правового воздействия к лицам, нарушающим это право.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Это конституционное право реализуется в порядке, установленном нормами Трудового кодекса Российской Федерации и других законодательных актов.

�сполнение этих норм обеспечивается административной ответственностью за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотренной статьей 5.

27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также установленной статьей 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственностью за злостную невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

Часть первая данной статьи предусматривает уголовное наказание РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере РґРѕ ста двадцати тысяч рублей или РІ размере заработной платы или РёРЅРѕРіРѕ РґРѕС…РѕРґР° осужденного Р·Р° период РґРѕ РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕРґР°, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью РЅР° СЃСЂРѕРє РґРѕ РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕРґР°, либо принудительных работ РЅР° СЃСЂРѕРє РґРѕ РґРІСѓС… лет, либо лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РЅР° СЃСЂРѕРє РґРѕ РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕРґР° Р·Р° частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, РїРѕСЃРѕР±РёР№ Рё иных установленных законом выплат, совершенную РёР· корыстной или РёРЅРѕР№ личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или РёРЅРѕРіРѕ обособленного структурного подразделения организации.

Согласно примечанию к рассматриваемой статье под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Частью второй данной статьи установлена ответственность за полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности указанными выше руководителями и работодателями.

Указанные деяния влекут наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч ло пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За деяния, предусмотренные частями первой и второй статьи 145-1 УК РФ.

если они повлекли тяжкие последствия, частью третей этой статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением прав;, занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 145-1 УК РФ, расследуются следователями Следственного комитета Российской Федерации.

Поводом к возбуждению уголовного дела указанной категории, кроме заявления либо сообщения о преступлении, служит также постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Указанные постановления выносятся прокурорами по результатам проверок исполнения трудового законодательства, проводимых нередко по обращениям граждан.

В Оренбургской области в текущем году к уголовной ответственности за невыплату заработной платы привлечено 8 работодателей.

Следует отметить, что надзор за соблюдением права на оплату труда является приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры. Особое внимание уделяется выявлению латентной (скрытой) задолженности по заработной плате..

По каждому обращению, содержащему информацию о невыплате заработной платы, других нарушениях прав граждан, прокуратурой проводится проверка. В случае выявления нарушений принимаются установленные законом меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав.

За 8 месяцев 2013 года в Оренбургской области по результатам рассмотрения обращений граждан прокурорами направлено в суд свыше 11 тысяч заявлений о взыскании невыплаченной заработной платы на сумму свыше 132 миллионов рублей, из них свыше 10 тысяч заявлений на сумму около 103 миллионов рублей судам и удовлетворено.

По постановлениям прокуроров за этот период к административной ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы привлечено 422 работодателя, из них 17 дисквалифицировано в связи с допущенным повторным нарушением прав граждан на оплату труда.

Деятельность прокуратуры по защите прав граждан основана на Конституции Российской Федерации и направлена на обеспечение исполнения ее положений во всех сферах общественной жизни.

В 

Старший помощник прокурора области

по правовому обеспечению

17.09.2013

В 

Версия для печати

Источник: http://www.orenprok.ru/interaction/prok-explains/2013/09/19/sept19-pr-1/

Ответственность за нарушение трудовых прав граждан · Администрация Хотынецкого района

Наказание за нарушение ст 37 конституции рф

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 Трудового кодекса РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, которое не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 136 Трудового кодекса РФ регламентированы порядок, сроки и место выплаты заработной платы работникам.

Так, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, как правило, в месте выполнения работником работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

В случае прекращения трудовых отношений выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то деньги должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 ТК РФ).

Согласно ст. 362 Трудового Кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены указанным Кодексом и иными федеральными законами.

На основании ст. 419 Трудового Кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Материальная ответственность предусмотрена ст. 236 Трудового кодекса РФ, из которой следует, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов. При этом обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены статьями 5.27 и 5.

31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым виновным лицам могут быть назначены следующие виды наказания: предупреждение, административный штраф в отношении должностных лиц в размере до 20 000 рублей, в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – до 40 000 рублей, юридических лиц – до 200 000 рублей. При этом за совершение повторного аналогичного правонарушения к должностному лицу может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Данный вид наказания заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо заниматься деятельностью по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо в сфере подготовки спортсменов, организации и проведения спортивных мероприятий.

В случае частичной невыплаты свыше трех месяцев, полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные руководителем организации из корыстной или иной личной заинтересованности, законодателем предусмотрена уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ и наказание до пяти лет лишения свободы.

Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 ТК РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав, судебная защита.

В соответствии с полномочиями, предоставленными ч.1 ст.

45 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту или по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере трудовых отношений.

В связи с важностью и актуальностью в регионе вопроса о защите трудовых прав граждан, работа по выявлению задолженности перед работниками предприятий ведется органами прокуратуры на постоянной основе.

В текущем году сохраняется положительная динамика увеличения количества предъявляемых прокурорами области исков в защиту трудовых прав граждан, а также рассмотрения и удовлетворения указанных исков судом, что приводит к восстановлению трудовых прав граждан на своевременную оплату труда.

Таким образом, если право гражданина на своевременное получение заработной платы нарушено, он может обратиться в прокуратуру по месту нахождения работодателя (предприятия-должника) с заявлением о предъявлении прокурором иска или заявления в защиту его интересов, указав сумму задолженности, подлежащую взысканию. К обращению следует приложить копию трудовой книжки и, если имеется, справку о размере начисленной, но неполученной заработной платы.

Следует иметь в виду, что органы прокуратуры при определении суммы подлежащей взысканию будут исходить из сведений о размере задолженности, предоставленных работодателем. Поэтому, если гражданин полагает, что подлежащая взысканию сумма отличается от этого значения, эти доводы необходимо обосновать документально.

В этом разделе:

Источник: http://www.hot-adm.ru/article4103

Юрист Авилин
Добавить комментарий