Какие способы закупки по 223 фз признаны торгами

Отмена результатов закупки: правоприменительная практика

Какие способы закупки по 223 фз признаны торгами

20.04.17

Штраф, предписание об устранении нарушений и отмена результатов закупки –возможные последствия нарушений при проведении закупки.

Если штраф связан с фактом нарушения и при этом прямо не связан с предписаниями о его устранении, то отмена закупки и предписание об устранении нарушения, ставшего причиной такой отмены, могут сочетаться в одном документе.

Отмена результатов закупки является крайней мерой обеспечения законности её проведения.

Авторы:

Казанцев Дмитрий Александрович, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center;

Михалева Наталья Александровна, ведущий специалист-эксперт правового отдела Московского УФАС России.

Специфика этой меры именно в крайней степени неблагоприятности, причём не только для заказчика, но и для участника закупки, первоначально объявленного победителем.

Даже если та же самая закупка объявлена заново, в том числе на основании распоряжения ФАС России о возвращении закупки на стадию приёма заявок, то и заказчик, и бывший победитель теряют время, а сама поставка оказывается под угрозой срыва.

А если в обеспечение заявок внесены денежные средства, то негативные последствия затрагивают уже всех участников.

Именно по этой причине аннулирование результатов закупки должно использоваться в качестве исключительной, экстраординарной меры.

Она уместна тогда, когда нарушения, можно сказать, извращают саму правовую суть закупочных отношений и не позволяют считать объявленную процедуру конкурентной закупкой, проводимой на основании действующего законодательства России.

Нарушения такого рода можно условно разделить на две группы: нарушения в выборе способа закупки и нарушения честной конкуренции в ходе закупки.

Грубые нарушения обеих категорий влекут отмену закупки. В статье в качестве подтверждения ключевых тезисов приведены дела об оспаривании госзакупок по Закону № 44-ФЗ, но сами регулятивные подходы имеют значение и для прогнозирования последствий аналогичных нарушений при проведении закупок, регулируемых Законом № 223-ФЗ.

Какие же нарушения могут послужить, по мнению антимонопольных органов, достаточным основанием для отмены результатов закупки?

Нарушение в выборе способа закупки

Одним из оснований именно аннулирования закупочной процедуры с выдачей контрольным органом соответствующего предписания является неверный выбор способа проведения конкурентной процедуры, когда заказчик, скажем, вместо электронного аукциона проводит конкурс.

Выбор способа закупки для государственных и муниципальных заказчиков жёстко регламентирован, и для каждой категории товаров, работ и услуг предусмотрен лишь один возможный способ либо, по выбору заказчика, электронный аукцион (электронный аукцион в силу прямого указания Закона «О контрактной системе» может использоваться заказчиком при закупки любой продукции). В отношениях, регулируемых Законом № 223-ФЗ, такими же императивными нормами, регулирующими определение способа и формы закупки, является требование Правительства РФ о проведении закупки определённых видов продукции в электронной форме, а также нормы положения о закупках.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона «О контрактной системе закупок» заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 названного Закона.

В качестве примера неблагоприятного для заказчика решения, ставшего следствием нарушения этих правил, можно привести Решение ФАС России от 15.11.

2016 по делу № ВП-538/16, в котором оспаривалось избрание в качестве способа закупки конкурса вместо электронного аукциона, чем, по мнению потенциального поставщика, были нарушены его права и законные интересы.

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона «О контрактной системе», заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.

Приведенными нормами регламентируется проведение закупки путем иных способов определения поставщика (помимо открытого конкурса), установленных ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, исходя из специфики предмета закупки. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 21.03.

2016 № 471 установлен перечень товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Таким образом, при избрании способа закупки определяющим фактором является предмет государственного контракта, который, в свою очередь должен соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее — код по ОКПД) ОК 029-2014, принятого и введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Ошибка в выборе способа закупки зачастую обусловлена неверным выбором кода по ОКПД: как показывает практика, именно данное нарушение чаще всего допускается заказчиками.

Руководствуясь неверным кодом по ОКПД и устанавливая неверный способ определения поставщика, государственный заказчик ограничивает круг потенциальных участников закупки, поскольку участники, специализирующиеся на предоставлении услуг, входящих в предмет государственного контракта, лишены возможности владеть информацией о проведении процедуры закупки (так как любой потенциальный участник закупки находит информацию о процедуре, запрашивая код ОКПД либо состав работ, входящих в такие услуги).

Таким образом, неверное избрание способа осуществления закупки (например, конкурс вместо аукциона) влечет возможность дополнительного влияния заказчика на конкурентность данной процедуры.

Установление способа закупки с нарушением императивных требований законодательства о контрактной системе свидетельствует о нелегитимности её результатов в силу того, что такое нарушение, по мнению антимонопольных органов, приводит к ограничению количества потенциальных участников такой закупочной процедуры. В связи с этим антимонопольным органом выносится предписание об аннулировании проведения закупочной процедуры.

Для правильного определения соответствующего кода ОКПД заказчикам следует не только исходить из названия предмета закупки, но в первую очередь из работ, предусмотренных Техническим заданием.

Услуги же, имеющие комплексный (многокомпонентный) характер, классификация которых не может быть осуществлена в строгом соответствии с одним кодом ОКДП, должны классифицироваться по той их составной части, которая характеризует наиболее полным образом большую либо наиболее специфическую часть их компонентов.

Также заказчикам следует внимательно оценивать группы и подгруппы выбранного кода по ОКПД, поскольку, как показывает практика, не всегда выбранный код соответствует требуемому классу и разряду. Так в Арбитражном суде г. Москвы рассматривалось дело № А40-52067/15 от 21.07.

2015 об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, которым заказчику предписано аннулировать закупку в связи с неверным выбором кода по ОКПД.

Решение антимонопольного органа было признан законным, а доводы заказчика о том, что функционал торговой площадки не подстроен под новый ОКПД, был отклонен судом, поскольку, как указал суд, данное обстоятельство не освобождает заказчика от обязанности избрания правильного, более подходящего кода по ОКПД из предыдущего классификатора. Аналогичная практика также подтверждается следующими решениями Арбитражного суда г. Москвы, а также вышестоящими судебными актами по делу № А40-7884/16 от 06.07.2016.

Нарушение честной конкуренции в ходе закупки

Если рассмотренное выше нарушение связано с оформлением закупки, то нарушение честной конкуренции относится уже к её содержанию.

С содержательной точки зрения такое нарушение может заключаться в установлении излишних, необоснованных требований к участникам закупки (что влечёт искусственное ограничение круга потенциальных поставщиков), либо в нарушении правил выбора победителя, установленных в закупочной документации.

Необходимо подчеркнуть, что правила выбора победителя в рамках конкурса и запроса котировок определяются самим способом закупки, но в рамках конкурса и запроса предложений критерии определения наиболее предпочтительных условий задаёт в закупочной документации сам заказчик.

Точно так же в сфере действия Закона № 223-ФЗ сам заказчик, на основании предусмотренных в положении о закупках требований, может определять параметры соответствия поставщиков нуждам данной конкретной закупки.

При этом, разумеется, требования к участникам должны быть обусловлены именно обеспечением качества поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Для государственных и муниципальных заказчиков перечень требований, предъявляемых ими к участникам закупки, установлен на законодательном уровне.

Источник: https://umestentorg.com/law/rezultatov-zakupki/

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 223-ФЗ

Какие способы закупки по 223 фз признаны торгами
8 (495) 651-06-21

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас.

Задать вопрос Данная разновидность закупки является неконкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При закупке у единственного поставщика заказчик направляет предложение о заключении договора конкретному физическому или юридическому лицу. Закупая товары, работы, услуги таким способом заказчику, в отличие от проведения закупки конкурентными способами, не требуется проводить торги. В Положении о закупке заказчик должен самостоятельно определить условия применения закупки у единственного поставщика.

  • Если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.
  • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.
  • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут.
  • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества.
  • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества.
  • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи.
  • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.
  • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы.
  • Осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на сумму, не превышающую сто тысяч рублей.

Специалисты Группы Компаний “Ценный Контракт” окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.

    Заказчикам:         С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.

   Поставщикам:     С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе.
    Обучение:            Повышение квалификации по 44-ФЗ – 25 000 руб.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ      Оформите заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Устанавливая в положении о закупках случаи осуществления закупки у единственного поставщика, заказчик должен руководствоваться принципом разумности и объективной необходимости установления таких исключения закупки без торгов. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте информацию о закупках, если цена договора не превышает 100 тысяч рублей (500 тысяч рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей). При этом заказчик обязан не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика. Рекомендуем заказчикам устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения закупки у единственного поставщика, не предусматривать осуществление абсолютно всех закупок через прямые закупки. Любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ). На официальном сайте zakupki.gov.ru необходимо опубликовать следующие сведения:

  • Извещение.
  • Документация.
  • Проект договора.

Под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ осуществления закупок, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

  • Закупки товаров, работ, услуг на сумму до 100 тысяч рублей с НДС включительно (по 223-ФЗ).
  • Вследствие чрезвычайного события, документально подтвержденного, возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.
  • Необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика и ограниченный объем предлагаемой закупки по сравнению с первоначальными закупками (не более _ % первоначального объема в сумме по всем предлагаемым дополнительным соглашениям с сохранением начальных цен за единицу продукции), разумность цены и непригодность товаров или услуг, альтернативных рассматриваемым.
  • Конкурентная закупка была признана несостоявшейся и (или) ее проведение не привело к заключению договора. Составляется протокол закупки у единственного поставщика.
  • Поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ “О естественных монополиях”.
  • Закупки услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а так же иных услуг по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
  • Заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии (прилагается соответствующая документация о закупке у единственного поставщика).
  • Выполнение работ по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.
  • Возникновение потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Производится с помощью извещения о закупке у единственного поставщика.
  • Закупки услуг по авторскому контролю за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами.
  • Закупки услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия; при этом к услугам, предусмотренным настоящим пунктом, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.
  • Закупки услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы).
  • Закупаемые товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным (единственным) поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в том числе, если исключительные права в отношении закупаемых товаров (работ, услуг) принадлежат определенному поставщику (исполнителю, подрядчику), при условии, что на функционирующем рынке не существует равноценной замены закупаемых товаров, работ и услуг (с приложением соответствующей документации о закупке у единственного поставщика).
  • Заключение договора на участие в выставке, конференции, семинаре, повышении квалификации и профессиональной переподготовке, стажировке, участии в ином мероприятии с поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия.
  • Оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе.
  • Закупки входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
  • Возникновение потребности в товарах (работах, услугах) для исполнения обязательств по договору, в соответствии с которым Заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и приобретение которой путем проведения конкурентных процедур закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по такому договору сроки невозможно.
  • Заключения гражданско-правовых договоров о выполнении работ, оказании услуг заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами.
  • Заключается договор с оператором электронной площадки.

Заказать услугу

Оформите заявку. Мы свяжемся с Вами, подготовим договор, счет и вышлем документы на подпись в ближайшее время.

Вернуться к списку

Источник: https://www.v1a.ru/sovety/zakupki-po-223-fz/zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-podryadchika-ispolnitelya-po-223-fz/

Как оспаривать результаты закупок госкомпаний

Какие способы закупки по 223 фз признаны торгами

Одной из основных проблем, с которой столкнулись участники правоотношений при  судебном обжаловании регламентированных закупок, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках, является проблема выбора способов защиты гражданских прав, которые могут применяться участниками закупок при таком обжаловании.

Так, Законом № 223-ФЗ о закупках установлено, что

«участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» (статья 3, часть 9).

Данная норма 223-ФЗ корреспондирует  статье 46 Конституции Российской Федерации и статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее − ГК РФ), в которых  закреплен правовой принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.

ГК РФ, в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации основными началами гражданского законодательства, не ограничивает граждан и юридических лиц в выборе способа защиты нарушенного права.

В силу статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.

Вместе с тем,в силу прямого указания в абзаце 13 статьи 12 ГК РФв качестве иных способов защиты права могут быть использованы только те способы, которые предусмотрены законом.

Какие же способы защиты гражданских прав предусмотрены законом и могут быть использованы участниками регламентированных  закупок, проводимых в рамках Закона № ФЗ-223 о закупках, при оспаривании результатов таких закупок?

Согласно статье 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1).

Признание торгов недействительными влечёт недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2).

В соответствии с разъяснениями данной нормы права, данными в пункте 44 совместного постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации от 29.04.

2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и других вещных прав», споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Таким образом, лицо, полагающее, что сделка, заключенная по результатам торгов (конкурсе или аукциона), проводимых заказчиком  в рамках Закона № 223-ФЗ, является недействительной, вправе её оспорить.

Сделка, заключенная по результатам таких торгов оспорима, и срок исковой давности по иску о признании её недействительной и о применении последствий недействительности оспоримой сделки составляет один год.

Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).

Однако, как показывает практика, большинство закупок для юридических лиц, подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ о закупках, в настоящее время  осуществляется не путём проведения торгов, а других конкурентных процедур (запрос предложений, запрос котировок, предложение делать оферты и др.).

Дело в том, что согласно части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные помимо  торгов (конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.

После вступления в силу ФЗ-223 большинство заказчиков активно используют данную норму закона и устанавливают в своих положениях о закупке самые разнообразные (примечание автора – порой весьма экзотические) способы закупок, отличные от торгов (конкурса и аукциона).

При этом во многие положения заказчики  часто включают норму о том, что данные способы (процедуры) закупок не являются торгами  по законодательству Российской Федерации и организатор имеет право, но не обязанность заключить договор с победителем (например, п.19.2.3, 20.2.

3, 21.2.3  Единого отраслевого стандарта закупок (положения о закупке) Госкорпорации «Росатом», утверждённого решением наблюдательного совета Госкорпорации от 07.02.2012 г. № 37, устанавливают такие положения в отношении процедур запроса предложений, запроса цен, конкурентных переговоров).

Расчёт заказчика в этом случае понятен: если процедура закупки не является какой-либо формой торгов, то она, по логике разработчиков такого Положения о закупке, не подпадает под регулирование ст.

447-449 ГК РФ (установленный законом порядок обжалования торгов).

Соответственно, заказчик не несёт ответственности и не имеет никаких обязательств по результатам закупки независимо от того был или не был нарушен порядок её проведения и права участника закупки.

Такая «уловка» заказчиков  сформировалась по результатам судебной практики  обжалования процедур  закупок, отличных от торгов,  которая имела место до 01.01.2012 г. (до момента вступления в силу Закона № 223-ФЗ).

Ранее суды в ряде случаев не признавали за участником регламентированной закупки госкомпании право на судебное обжалование её результатов, поскольку законодательство не предусматривало возможности судебного обжалования процедур закупок, не являющихся торгами (см.

, например, судебные акты по делу по делу № А40-7464/07-55-74 Арбитражного суда г. Москвы).

Между тем,  из представленного обзора судебно-арбитражной практики за период с 01.04 по 31.10.2012 г.  видно, что в настоящее время судебная практика изменилась, поскольку, как было указано выше, Закон № 223-ФЗ предусматривает, что участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке любую процедуру закупки, а не только торги.

При этом при рассмотрении таких споров арбитражными судами был сформирован важный правовой подход, согласно которому:

Надлежащим способом  гражданско-правовой защиты прав участника любой процедуры закупки (в том числе осуществляемой не в форме торгов – конкурса или аукциона) является оспаривание результатов закупки по правилам, предусмотренным ст.

449 ГК РФ (для признания торгов недействительными).

То есть участник любой закупки вправе оспорить сделку, заключенную по её результатам, путём предъявления требования о признании  недействительными закупки и сделки (договора), заключённой с лицом, выигравшим процедуру закупки.

Такой  подход нашёл отражение  в судебной практике арбитражных судов г. Санкт-Петербурга, Свердловской и Ростовской областей:

— судебные акты по делу № А60-19569/2012 Арбитражного суда Свердловской области, по делу №  А53-14944/2012 – Арбитражного суда Ростовской области, по делу  № А56-31256/2012 – Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Представляется, что такой подход полностью соответствует  правому принципу судебной защиты прав и интересов участников закупок, предусмотренному ч. 9 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и ст. 11 ГК РФ.

Дело в том, что действующее законодательство не содержит какого-либо иного способа защиты гражданских прав,  который может использоваться  участниками закупки при  судебном обжаловании процедур закупок, кроме положений ст. 449 ГК РФ (правил о порядке оспаривания торгов).

В силу прямого указания закона – пункта 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При таких обстоятельствах, по мнению автора,  и у судов, и у участников закупок при разрешении таких споров не остаётся другого выхода кроме, как руководствуясь аналогией закона (ст. 6 ГК РФ), применять положения ст.

449 ГК РФ при оспаривании результатов любых регламентированных закупок в рамках ФЗ-223.

Иной подход ведёт  к пробелам правового регулирования, невозможности справедливого разрешения возникающих споров и нарушает конституционное право участников закупок на судебную защиту.

Кроме того, в судебной практике было отмечено,  что из буквального текста ч. 9 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках следует, что обжаловать в судебном порядке можно только действия заказчика, но не иных органов и должностных лиц, включенных в процедуру закупки.

Таким образом, отдельное обжалование участником закупки действий закупочной комиссии и протоколов, составляемых такой комиссией, законом не предусмотрено.

Источник: http://baltictender.ru/kak-osparivat-rezultaty-zakupok-goskompanij/

Особенности несостоявшихся закупок

Какие способы закупки по 223 фз признаны торгами

  • в Закупки в СМИ
  • Прочитано 22398 раз

www.rts-tender.ru Федеральный закон от 18.07.

2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), в отличие, от законодательства, регулирующего порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, не содержит норм, закрепляющих основания и порядок признания закупок несостоявшимися, а также действия заказчиков по заключению договора по результатам несостоявшихся закупок. В тоже время, в соответствии с ч.1 ст.2 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики помимо самого закона руководствуются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разработанным и утвержденным положением о закупках. В свою очередь, Гражданский Кодекс в части 5 статьи 447 дает общее определение несостоявшихся торгов (именно торгов, а не всех процедур закупок) под которыми понимаются торги, в которых принял участие только один участник. Помимо указанного в ч.5 ст.447 ГК РФ случая признания торгов несостоявшимися, в теории и прак тике закупочной деятельности существуют также иные основания для признания торгов несостоявшимися, в частности: – если в установленный документацией срок не поступила ни одна заявка; – только один участник, из подавших заявку на участие в торгах, признан участником соответствующей процедуры торгов; – по результатам рассмотрения заявок на участие в торгах были отклонены все поданные заявки участников. Однако, в зависимости от конкретной процедуры закупки, перечень оснований признания закупки несостоявшейся может быть намного шире. Например, при проведении торгов (открытого конкурса, аукциона) могут предусматриваться следующие основания признания торгов несостоявшимися: 1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки; 2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все заявки 3. По результатам предквалификационного от бора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным в документации требованиям. 4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной такой заявки. 5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в та ком аукционе всех участников закупки. 6. В течение определенного времени после начала проведения такого аукциона, ни один из его участников не подал предложение о цене договора. Как видно из приведенных примеров, указанные основания признания торгов несостоявшимися обуславливают необходимость для заказчика выполнения определённых действий направленных, либо на проведение повторных торгов, либо на проведение новой процедуры закупок. В теории и практике закупочной деятельности также выделяют иные основания признания торгов несостоявшимися: 1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации; 2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации; 3. По результатам предквалификационного от бора только один участник закупки признан соответствующим установленным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям документации. 4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации. 5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником. Указанные основания, не смотря на факт признания торгов несостоявшимися, не влекут для заказчика необходимость совершения определенных действий, направленных на проведение повторных процедур торгов, иных закупок, договор в данном случае заключается с единственным участником, заявка которого соответствует требованиям документации.

01
Отличие несостоявшихся торгов от недействительных

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными, влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Таким образом, недействительные торги, это торги, проведенные с нарушением установленных законодательством правил и порядка их проведения (например, нарушение законодательства о защите конкуренции). В свою очередь, как следует из вышеописанных ситуаций, признания торгов несостоявшимися означает, что торги проведены законно, однако по их результатам заказчик не достиг цели – проведения торгов и заключения по их результатам договора с победителем торгов.

02
Последствия признания закупки несостоявшейся

Признание процедуры несостоявшейся должно включать комплекс юридических и фактических действий , которые фиксируют юридический статус такой закупки. От их полного и правильного оформления зависит легитимность проведения дальнейшей процедуры в упрощенном порядке. После признания той или иной процедуры закупки несостоявшейся, заказчику целесообразно выполнить следующую последовательность действий: 1. Выявить и проанализировать причины и условия, послужившие основанием для признания закупки несостоявшейся (например, избыточные требования к участникам, некорректная начальная максимальная цена договора, недостаточный срок для подачи заявок, и.тд.). 2. Правовая оценка и принятие решения о признании закупки несостоявшейся (составление и подписание протокола, его опубликование на сайте). 3. Принятие решения о последствиях признания закупки несостоявшейся (проведение повторной процедуры, проведение иной (упрощенной) процедуры, заключение договора с единственным поставщиком). В отличие от императивных правил и норм законодательства о контрактной системе, закрепляющих основания и последствия признания закупки несостоявшейся, Закон № 223–ФЗ дает возможность предусмотреть последствия признания закупок несостоявшимися в виде диспозитивных норм. Иными словами в Положении можно предусмотреть возможность выбора заказчиком последствий признания закупки несостоявшейся – провести новую закупку, провести иную (упрощенную закупку) или заключить договор с единственным поставщиком на условиях несостоявшихся торгов. Для этого в Положении необходимо предусмотреть возможность выбора последствий и использовать формулировки не «обязан», а «может». Например, по результатам несостоявшейся закупки заказчиком могут быть приняты следующие решения: – о закупке у единственного поставщика – в случае, если проведение новых процедур закупок нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на проведение процедур закупок, проведение новой закупки независимо от формы и способа закупки не приведет к изменению круга участников закупки); – о заключении договора – в случае, если предоставленная заявка и участник, подавший ее, соответствуют требованиям извещения, документации; – о проведении повторной закупки любым из способов, в любой форме поименованными в Положении, которые заказчик сочтет целесообразным использовать.

03Особенности заключения договоров по результатам несостоявшихся закупок

Особенности заключения договора с единственным участником по результатам несостоявшейся закупки: Заказчик обязан заключить договор с единственным допущенным участником конкурентной закупки, если: а) данный участник закупки был допущен закупочной комиссией к участию в закупочной процедуре; б) договор заключается на условиях документации и проекта договора; в) договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров) г) изменения в План закупок не вносятся, в еже месячный отчет данный договор включается в отчет о заключенных договоров по результатам закупки товаров, работ, услуг. Необходимо особо обратить внимание, что по результатам несостоявшихся торгов, отказ заказчика от заключения договора с единственным участником торгов, заявка которого соответствует требованием документации, незаконен (решение и предписание УФАС по Санкт-Петербургу от 4 июня 2013 NoТ03-118/132, Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2013 по делу № А82-15815/2012). 2. Особенности заключения договора с единственным поставщиком (как способ закупки) по результатам несостоявшейся закупки: Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшийся закупки, при условии, что такая возможность предусмотрена Положением о закупках такого заказчика, с учетом следующих особенностей: а) заказчиком в Положении о закупке установлено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупке; б) принятие соответствующего решение уполномоченными должностными лицами или органами управления заказчика; в) вносятся изменения в план закупок с связи с изменением способа закупки; г) договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся процедуры закупки заключается с учетом требований, установленных документацией о закупке – допускается незначительное (несущественное) изменение условий до говора (перенос сроков, связанных с проведением процедуры, изменение условий оплаты и.т.д.); д) необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика, проект до говора и протокола определения единственного поставщика.

04
Несостоявшиеся процедуры и отчетность

1. При заполнении ежемесячного отчета: В случае заключения договора с единственным участником закупки по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включаются в ежемесячный отчет о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг. В случае заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включается в ежемесячный отчет о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) 2. При заполнении отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1 – закупки «сведения о закупочной деятельности

В тех случаях, когда при проведении конкурса или аукциона заявку подал только один участник, конкурентная процедура не состоялась, а заказчик заключил договор с единственным поставщиком, в отчете должна быть заполнена одна из граф 4, 5, 6 «Конкурсы» или 7, 8, 9 «Аукционы» (в зависимости от объявленной процедуры), а не графа 10 «Закупки у единственного поставщика».

Источник: http://zakupki-inform.ru/publikatsii-44-fz/zakupki-v-smi/osobennosti-nesostoyavshikhsya-zakupok-102014.html

Ответственность заказчика за неисполнение Закона № 223-ФЗ. Неразрешимые противоречия

Какие способы закупки по 223 фз признаны торгами

Со следующего года вступит в силу закон о Федеральной контрактной системе, который, однако, не затронет и не отменит положения закона, регулирующего закупки отдельными видами юридических лиц.

В то же время нормы последнего также требуют существенной доработки, в частности по вопросу порядка и оснований привлечения к ответственности заказчиков и защиты прав участников закупок.

Нынешнее законодательство не дает участникам эффективных механизмов защиты, несмот­ря на то что их число довольно обширно.

В рамках совершенствования законодательства Российской Федерации в области публичных закупок 18 июля 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках).

Закон носит в высокой степени рамочный характер и позволяет заказчикам организовывать закупочный процесс с учетом особенностей деятельности компании.

Представляется, что причина такой либеральности скрыта в намерении законодателя поэтапно устанавливать контроль над сферой закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Именно поэтому, на наш взгляд, нормы, предусматривающие негативные последствия для недобросовестных заказчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона о закупках, представлены в нем весьма скромно.

В соответствии со ст. 7 Закона № 223-ФЗ ответственность за нарушение требований закона наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, то есть установленные в Законе о закупках цели регулирования подлежат защите с помощью мер дисциплинарной, гражданской и административной ответственности. Кроме того, нормы ч. 10 ст.

3 Закона № 223-ФЗ закрепляют возможность защиты прав участников закупки в административном порядке путем обжалования действия (бездействия) заказчика в антимонопольный орган. Часть 9 ст. 3 предусматривает также обжалование действий (бездействия) заказчика в судебном порядке. Перейдем к рассмотрению особенностей каждой из перечисленных возможностей.

Достичь цели надлежащего исполнения закона с помощью дисциплинарной ответственности сложно

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к должностным лицам юридического лица, допустившим нарушение внутренних документов заказчика (ст. 192 ТК РФ). В связи с тем что этот вид ответственности находится в сфере трудовых отношений, он имеет только косвенное отношение к реализации целей Закона о закупках, и тому есть несколько обоснований.

Во-первых, наказанию в таком случае подвергается не само юридическое лицо, а его работник, что стимулирует к выполнению должностных обязанностей сотрудника, но не мотивирует самого заказчика к надлежащему исполнению требований законодательства.

Во-вторых, дисциплинарная ответственность стимулирует сотрудника к соблюдению локальных документов компании, но не Закона о закупках, притом что внутренние документы заказчика могут и не соответствовать законодательству РФ.

В-третьих, заказчик самостоя­тельно решает вопрос о привлечении своего работника к ответственности за совершение дисциплинарного проступка, то есть высок риск того, что допущенные нарушения могут остаться безнаказанными.

Таким образом, меры дисцип­линарного воздействия являются дополнительными для надлежащего исполнения Закона о закупках.

В частности, удачным видится использование дисциплинарной ответственности при организации корпоративного контроля закупок, как, например, сделано в госкорпорации «Росатом».

Участники закупки могут обжаловать действия заказчика одновременно с подачей заявления в государственные органы, в Центральный арбитражный комитет госкорпорации «Рос­атом» или арбитражные комитеты дивизионов атомной отрасли.

В случае признания ЦАК нарушения заказчиком внутренних стандартов, сотрудники, допустившие нарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности1.

Такой корпоративный контроль, по данным госкорпорации «Росатом», является для поставщиков более предпочтительным инструментом обеспечения выполнения требований Закона № 223-ФЗ, нежели обжалование в государственные органы, видимо, в силу оперативности рассмотрения спора, а также возможности привлечения на стадии рассмотрения жалобы экспертов2.

Способы защиты гражданских прав участников закупки имеют свои нюансы

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с главами 25, 59 Гражданского кодекса РФ. Этот вид ответственности защищает гражданско-правовые отношения, возникающие в результате применения Закона № 223-ФЗ.

Например, участник закупки вправе предъявить требование о взыскании убытков (реальный ущерб) в размере платы, которую он внес за дос­туп к положению о закупке заказчика или плану его закупки, в нарушение требований п. 14 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Убытки у участников закупки могут возникнуть и в виде упущенной выгоды, в частности, когда по результатам проведенного с нарушением положений Закона № 223-ФЗ отбора был выбран иной поставщик.

Участник закупки в таком случае должен доказать, что в результате преднамеренных действий заказчика победитель был определен неверно и в случае правильно проведенной процеду­ры отбора контракт надлежало бы заключить с заявителем. Размер убытков, соответственно, будет равен сумме заключенного с нарушением контракта.

С учетом того что вся документация о закупке подлежит размещению в Интернете в открытом доступе и у потенциального поставщика есть возможность ее проанализировать, представив суду соответствующие доказательства, формирование положительной судебной практики по требованиям о взыскании упущенной выгоды весьма вероятно.

Но, скорее всего, этот способ защиты права будет применяться участниками закупки не час­то, поскольку доказать размер убытков довольно сложно.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/210912/

Юрист Авилин
Добавить комментарий