Для чего нужен общий стаж работы

Стаж работы: трудовой, страховой, пенсионный

Для чего нужен общий стаж работы

Пенсионное и социальное законодательство, а также связанные с ними нормативные акты, содержат несколько разновидностей стажа работы, в том числе:

  • трудовой (общий) — это периоды официальной трудовой деятельности, подтверждающиеся записями в трудовой книжке. Трудовой стаж может включать в себя такие понятия как общий, льготный и специальный стаж работы. В Законе Украины «О пенсионном обеспечении» понятие общего стажа работы в основном применяется для отличия его от стажа, дающего право на льготы по назначению пенсии
  • страховой (пенсионный) — это отрезок времени, в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно платились взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса (ст. 24 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»)
  • специальный — это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии
  • льготный — это период трудовой деятельности во вредных, опасных или специфических условиях в течение полного рабочего дня. Перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым период трудовой деятельности может быть отнесен к льготному стажу, утвержден постановлениями Кабинета Министров Украины

С введением страхового стажа (01.01.2004 года) стало не важно, сколько человек фактически работал –значение имеет в течение какого периода и сколько уплачивал работодатель за него в Пенсионный фонд. Трудовой стаж, полученный до января 2004, автоматически приравнивается к страховому стажу. После указанной даты для расчёта пенсии имеет значение период уплаты страховых взносов.

Какой стаж нужен для пенсии?

Пенсионная реформа существенно изменила условия выхода на пенсию для украинцев. В частности, были пересмотрены требования к пенсионному возрасту и количеству лет страхового стажа. По состоянию на текущий год уйти на пенсию граждане Украины могут в 60, 63 или 65 лет в зависимости от накопленного за годы трудовой деятельности страхового стажа.

Что входит в пенсионный (страховой) стаж?

Согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» без уплаты взносов в Пенсионный фонд в страховой стаж пенсионера засчитывается:

  • срочная служба в армии
  • уход за ребенком-инвалидом
  • воинская (не срочная) служба
  • отпуск по беременности и родам
  • отпуск по уходу за ребенком до 3 лет
  • срочная альтернативная (не воинская) служба
  • пребывание на фронте или участие в боевых действиях
  • период пребывания за границей жен или мужей дипломатов во время службы
  • инвалидность из-за несчастного случая на производстве или профзаболевание
  • исполнение обязанностей родителей-воспитателей детских домов семейного типа
  • служба в военизированных формированиях, горноспасательных частях и аварийно-спасательных подразделениях, созданных согласно законодательству Украины
  • срок получения материальной помощи на профессиональную подготовку/переподготовку и повышение квалификации, а также период получения пособия по безработице
  • уход за инвалидом I группы, престарелым, требующим постоянного ухода (по МСЭК) или достигшим 80 лет, если этот уход осуществляет неработающее трудоспособное лицо

Дополнительно к вышеуказанным пунктам в период до 1 января 2004 года в пенсионный стаж согласно действующего тогда Закона «Про пенсійне забезпечення» включаются:

  • обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре
  • период проживания жен офицеров, прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности (не более 10 лет)

Какие документы подтверждают пенсионный стаж?

Начисление и подтверждение страхового стажа за период трудовой деятельности до 1 июля 2000 года осуществляется на основании записей в трудовой книжке, а также других документов (справки предприятий, учреждений и организаций, а также данные госархивов). После 1 июля 2000 года расчет пенсионного стажа производится сугубо по данным персонального учета в Пенсионном фонде.

Более детальная информация о документах и способах подтверждения стажа для пенсии.

Как рассчитывается пенсионный стаж при начислении пенсии?

Пенсионный стаж в Украине исчисляется в месяцах. При этом, неполный месяц работы может быть зачтен в страховой стаж в полном объеме, если сумма уплаченных за этот месяц взносов в Пенсионный фонд не меньше минимального страхового взноса.

Если по каким-либо причинам страховой взнос был уплачен в меньшем размере, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты (производится сотрудниками ПФ по обращению работника).

Без осуществления доплаты, страховой стаж определяется пропорционально уплаченным взносам (по установленной законодательством формуле).

Какой размер страхового взноса в 2019 году для физического лица?

С января 2011 года в Украине действует Единый соцвзнос на общеобязательное государственное социальное страхование (Єдиний соціальний внесок), который заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, соцстрах (больничные), «безработицу» и «несчастный случай на производстве».

С 01.01.2016 года для всех категорий плательщиков установлена единая ставка ЕСВ – 22%.

Учитывается ли непрерывность стажа при расчете пенсии?

На данный момент непрерывность стажа работы при назначении пенсии не дает никаких льгот.

Сейчас длительность непрерывной работы имеет значение разве что для медицинских и социальных работников, так как за непрерывность стажа им предусмотрены надбавки к зарплате.

Кроме того, некоторые предприятия для удержания ценных кадров за свой счет производят выплаты различных премий: лучший работник, вознаграждение за выслугу лет, дополнительный отпуск и тому подобное.

Будет ли учитываться стаж, полученный за границей при оформлении пенсии в Украине?

Особенности учета стажа, полученного за границей, зависят от наличия международных договоров о пенсионном обеспечении между Украиной и государством, в котором украинцы работают.

Так, например, при назначении пенсии в Украине учитывается страховой стаж, полученный в странах ближнего зарубежья: Армения, Грузия, Казахстан, Российская Федерация, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Туркменистан, Кыргызстан.

С этими государствами у нас заключены так называемые территориальные договоры, т.е. пенсия назначается в соответствии с действующим законодательством государства, на территории которого пенсионер проживает.

Между Украиной, Латвией, Эстонией, Литвой, Болгарией, Словакией, Польшей, Румынией, Испанией, Португалией, Венгрией, Чехией и Монголией действуют так называемые пропорциональные договоры о пенсионном обеспечении. Эти соглашения предусматривают пропорциональное финансирование пенсионных выплат, т.е.

каждая страна платит пенсию за часть трудового стажа, полученного на ее территории, соразмерно пенсионным взносам и заработной плате. При этом, размер дохода (заработка) определяется исходя из официально установленного курса на момент назначения пенсии.

Проверка и подтверждение стажа компетентными органами соответствующей страны осуществляется Пенсионным фондом по запросу пенсионера, с указанием точного адреса предприятия и его названия.

Работа за границей не учитывается при начислении пенсии, если между Украиной и иностранным государством нет договора о социальном и пенсионном обеспечении (Германия, Италия, Израиль).

Что делать, если не хватает минимального страхового стажа для назначения пенсии?

Согласно ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» наличие у человека минимально необходимого страхового стажа дает ему право на оформление пенсии по достижении установленного возраста.

При отсутствии нужного трудового стажа для назначения пенсии, можно заключить договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Это даст возможность докупить страховой стаж.

Приобретение недостающего страхового (пенсионного) стажа путем доплаты ЕСВ в Пенсионный фонд Украины производится в соответствии с ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Перечень лиц, имеющих право на добровольное участие в солидарной и/или накопительной пенсионной системе определен статьей 12 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а именно:

  • лица, достигшие 16 лет и не подлежащие общеобязательному пенсионному страхованию согласно ст. 11 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие, работающие в Украине
  • граждане Украины, постоянно проживающие или работающие за границей

Таким образом, период, за который были выплачены единые страховые взносы, будет засчитан в пенсионный стаж. Условия такого участия, размер взносов и периодичность их выплаты определяются соответствующим договором с ПФ.

Если пенсионер не приобрел необходимый для пенсии страховой стаж, органами социальной защиты населения ему может быть назначена госпомощь согласно ЗУ «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию».

Как и за сколько можно купить стаж для пенсии?

Купить стаж в Пенсионном фонде не сложно – главное правильно рассчитать сколько лет страхового стажа надо докупить чтобы иметь возможность получать пенсию, а не социальные выплаты.

Определиться с количеством отсутствующего стажа помогут сотрудники ПФ при проведении предварительной калькуляции размера пенсии (по обращению пенсионера).

Также провести вычисления можно самостоятельно при помощи программы «Пенсионный калькулятор».

Сколько нужно заплатить за пенсионный стаж? Вопрос актуальный и интересует многих украинцев, особенно в связи с проведенной пенсионной реформой и увеличением количества страхового стажа для приобретения права выхода на пенсию. Для большей наглядности приведем пример расчета:

Допустим для получения пенсии человеку не хватает 1 года (т.е. 12 месяцев) страхового стажа. Вычисление размера доплаты производится по формуле:

Д = С × К × М, где:

  • Д – доплата за недостающий пенсионный стаж
  • С – страховой взнос из минимальной заработной платы по ставке ЕСВ – 22%
  • К – коэффициент стоимости компенсации, применяемый при единовременной уплате
  • М – количество месяцев сажа, которых не хватает для назначения пенсии

Итак, с 01.01.2019 по 31.12.2019 минимальная зарплата составляет 4173 гривны. Минимальный страховой взнос при 22%-ной ставке ЕСВ (918,06 грн.) с учетом коэффициента, который применяется при единовременной уплате (за 1 год – 2) равен 1836,12 грн.

Таким образом, сумма, которую необходимо в 2019 году оплатить в ПФ за покупку 1 года стажа составляет 22033,44 грн. (12 месяцев × 1836,12).

Обратите внимание, что из-за повышения минимальной заработной платы, размер компенсации за каждый купленный год страхового стажа будет увеличиваться.

Источник: https://www.lawportal.com.ua/stazh-raboty-trudovoj-strahovoj-pensionnyj.html

Когда стаж работает на пенсию: отвечаем на ваши вопросы

Для чего нужен общий стаж работы

Для получения пенсионных выплат одного общего стажа недостаточно – требуется еще и страховой. Чем отличаются эти два понятия? Как проверить, уплачивает ли наниматель страховые взносы за работника? Как обеспечить себе пенсию, работая за рубежом?

На эти и другие вопросы наших читателей ответила заместитель начальника управления организации пенсионного обеспечения главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Ольга СПИРИДОНОВА.

– Действительно, далеко не все понимают разницу между общим и страховым стажем, – отметила наша собеседница. – На почту Министерства приходит масса обращений с вопросами вроде «Почему служба в армии или время по уходу за ребенком не включается в стаж?». Однако здесь нужно уточнить.

Периоды военной службы, ухода за ребенком включаются в общий стаж и оказывают влияние на размер пенсии. В общий стаж также включаются периоды любой другой деятельности, предусмотренной законодательством (обучение, уход за инвалидом І группы или престарелым человеком старше 80 лет, другие).

Но для того чтобы приобрести право на пенсию, нужен еще страховой стаж – он формируется в период работы, когда осуществляется уплата обязательных страховых взносов. Этот стаж первоначален для получения пенсии.

В текущем году для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении пенсионного возраста (56,5 года – для женщин и 61,5 года – для мужчин) необходимо иметь 17 лет страхового стажа и общий стаж: не менее 25 лет – для мужчин и 20 – для женщин.

– Значит, человек не может претендовать на трудовую пенсию, если ухаживает за родственником-инвалидом?

– Однозначно ответить нельзя. Все индивидуально.

Например, для льготных категорий граждан (к ним, в частности, относятся многодетные матери, матери детей-инвалидов с детства) установлен страховой стаж не менее 5 лет; для лиц, имеющих длительный общий стаж (у женщин – не менее 35 лет, мужчин – не менее 40), – 10 лет.

Если гражданин не относится к льготной категории, то к нему применяются общие требования. Допустим, сегодня женщине исполнилось 56,5 года. До 45 лет она работала, то есть имеет 25 лет страхового стажа и право на пенсию. Затем 11 лет осуществляла уход за престарелым родственником.

Если сложить все это время, получается 36 лет общего стажа, и все они будут учитываться в размере пенсии. Или другой пример. Женщина ухаживала за престарелым родственником практически весь период до достижения пенсионного возраста, и у нее имеется только 2 года страхового стажа. В этом случае трудовую пенсию ей не назначат.

– А как начисляется пенсия тем гражданам, которые заняты надомным трудом? Есть ли отличие от тех, кто трудится дистанционно?

– Различий для этих категорией работников нет. Размер трудовой пенсии по возрасту зависит от продолжительности стажа и величины прошлого заработка, из которого производилась уплата обязательных страховых взносов. В ст.

7 Закона «Об основах государственного социального страхования» сказано: государственному социальному страхованию подлежат, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, если указанные работники оформлены по трудовому или гражданско-правовому договору, то они подлежат государственному социальному страхованию со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

– Предприятия, испытывающие экономические трудности, не всегда платят страховые взносы за своих работников. Как узнать, соблюдает наниматель обязательства или нет, чтобы потом отказ в начислении пенсии не вызвал шок?

– Возможность проверить факт уплаты взносов есть у каждого. Но интересоваться этим нужно заранее, непосредственно в период работы, а не при выходе на пенсию. Чтобы оградить себя от неприятных сюрпризов при оформлении пенсии, можно обратиться с данным вопросом непосредственно к нанимателю.

Соответствующую информацию также вам предоставят в отделе Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) по месту жительства или по месту нахождения организации, в которой человек работает. Достаточно предъявить паспорт и свидетельство государственного социального страхования. Одновременно можно узнать, со всей ли зарплаты уплачиваются взносы.

Кроме того, информация о неплательщиках взносов размещается на сайте ФСЗН.

Сегодня многие белорусы трудоустроены за рубежом. Какие документы им надо оформить, чтобы впоследствии претендовать на пенсионные выплаты?

– Человек должен быть трудоустроен официально. Договор подряда тоже подходит. Чтобы за периоды работы за рубежом формировать пенсионные права в нашей стране и впоследствии претендовать на пенсию от Беларуси, гражданину надо стать на учет в орган ФСЗН по месту жительства в Беларуси.

Для этого необходимо предоставить трудовую книжку (договор подряда), документ, удостоверяющий личность, и заявление. Впоследствии нужно обязательно уплачивать взносы и предоставлять в орган Фонда соцзащиты населения документы персонифицированного учета.

Кстати, уплата взносов осуществляется в течение отчетного года, но не позднее 1 марта, следующего за отчетным.

В завершение хочу отметить, что пенсия – это результат работы самого гражданина. В разговорах с молодежью часто можно услышать высказывания о предпочтительности зарплаты «в конвертах»: мол, до пенсии не доживем. Однако многие люди предпенсионного возраста, рассуждавшие подобным образом, жалеют об этом

Елена ОРЛОВА, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/july/37181/

Vakant.ru Значение трудового стажа

Для чего нужен общий стаж работы

22 августа 2008 г. 17:33

В данной статье рассматриваются все виды трудового стажа, как он определяется, как его правильно оформить и др. Для чего нужен трудовой стаж и чем грозит его отсутствие. Какие документы являются подтверждением стажа.

Каким должен быть трудовой стаж для получения права на трудовую пенсию. Приводятся определения непрерывного, общего и специального трудового стажа, как они расчитываются. А также уделяется внимание прерыванию трудового стажа.

О чем стоит позаботиться сегодня, чтобы обеспечить себя после прекращения активной трудовой деятельности.

В течение своей трудовой деятельности каждый человек сталкивается с необходимостью в получении пособий по временной нетрудоспособности, а с годами – в получении пенсии по старости или по выслуге лет.

Современные правовые отношения в сфере социального обеспечения базируются на таком понятии, как трудовой стаж, отсутствие которого лишает прав на получение социальных выплат.

Трудовой стаж включает в себя продолжительность всей трудовой или иной общественно полезной деятельности и определяется по документам, выданным с места работы, а также службы или учебы, если они зачисляются в стаж.

В России основным документом для подтверждения стажа работы является трудовая книжка, которая содержит сведения о работнике, о выполняемых им служебных обязанностях, а также о поощрениях за успехи в работе. При отсутствии трудовой книжки подтверждением трудового стажа могут служить различные выписки из приказов, ведомости на выдачу заработной платы, трудовые договоры, расчетные книжки с отметками о выплате заработной платы, а также свидетельские показания.

Понятие трудового стажа является обобщенным, так как существуют следующие его разновидности: страховой стаж, общий и специальный трудовой стаж и непрерывный стаж. Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и отдельные правила исчисления для разных видов трудового стажа.

Расчет трудового стажа производится в календарном порядке: каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев – в полные годы.

Существует, в частности, перечень отраслей промышленности, в которых работа в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии как за год работы (торфяная, лесозаготовительная, рыбная, плодоовощная промышленность, лесное хозяйство и пр.).

СТРАХОВОЙ СТАЖ рассчитывается на основании продолжительности периодов деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы. К данным видам деятельности относится любая работа по трудовым договорам, военная или гражданская служба, работа в качестве индивидуального предпринимателя и пр.

По сегодняшним законам, для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно 5-ти лет страхового стажа, на протяжении которых производились обязательные выплаты в Пенсионный фонд.

Если страховой стаж составляет 8 и более лет, пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в размере 100% от среднего заработка, при стаже от 5-8 лет – в размере 80% и при стаже менее 5-ти лет – 60% от среднего заработка. Согласно вступившему в силу Федеральному закону от 29.12.

2006 N 255-ФЗ, размер пособия не может превышать минимальный размер ежемесячной оплаты труда, если страховой стаж работника составляет менее 6-ти месяцев. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком на сегодняшний день составляет 40% от среднего заработка за последние 12 календарных месяцев до момента ухода в отпуск по уходу за ребенком.

ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ включает в себя все периоды трудовой или общественно полезной деятельности, вне зависимости от имевших место перерывов в работе по трудовому договору.

В общий трудовой стаж также включаются: военная служба; временная нетрудоспособность, наступившая в период работы; инвалидность 1-й и 2-й группы по причине профессионального заболевания или увечья, полученного на производстве; уход за инвалидом 1-й группы и уход неработающей матери за ребенком в возрасте до 3 лет, и пр.

Для получения права на пенсию по старости продолжительность трудового стажа для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20 лет.СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ рассчитывается по продолжительности трудовой или иной общественно полезной деятельности в специфических условиях.

Это может быть работа на вредных производствах, в суровых природно-климатических условиях, на территориях, подвергшихся радиоактивному излучению. На основании специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Существует и понятие стажа по специальности, включающего в себя период времени, в течение которого приобретался профессиональный опыт.НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ определяется продолжительностью последней непрерывной работы у одного либо нескольких работодателей. До принятия Федерального закона от 29.12.

2006 N 255-ФЗ, непрерывный трудовой стаж учитывался при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, который мог составлять 100%, 80% или 60% от заработка работника, в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. Однако с 1 января 2007 года размер пособий по временной нетрудоспособности (расчет оплаты по больничным) перестал зависеть от непрерывного стажа и стал рассчитываться на основании страхового стажа. Замена непрерывного трудового стажа на страховой стаж отразилась на размере выдаваемого пособия, так как в страховой стаж входят не все периоды трудовой деятельности, а лишь те, в течение которых происходила выплата страховых взносов.Непрерывный трудовой стаж отличается от страхового и специального стажа по двум существенным пунктам:

  • при определении размера пенсии и момента ее выплаты непрерывность стажа не учитывается;
  • промежутки времени, в течение которых трудоспособный работник не занимался трудовой деятельностью, ограничены.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется в случае, если при переходе с одного места работы на другое перерыв в трудовой деятельности не превышает одного месяца. Если имеет место увольнение по собственному желанию без уважительных причин, то для сохранения непрерывного трудового стажа перерыв в работе не должен превышать 3-х недель.

Существуют также отдельные пункты, согласно которым непрерывный трудовой стаж может сохраняться, если перерыв в работе достигает 2-х и 3-х месяцев. При расторжении трудового договора стаж сохраняется для беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, до момента достижения ребенком указанного возраста.

Вне зависимости от продолжительности перерыва в работе, непрерывный трудовой стаж сохраняется при увольнении по собственному желанию по причине перевода одного из супругов в другую местность, а также по причине выхода на пенсию.

У работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по старости, при последующем поступлении на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже для исчисления непрерывного стажа не учитывается.

При поступлении на работу после прекращения трудового договора непрерывный трудовой стаж не сохраняется по причине совершения виновных действий, за которые, согласно существующему законодательству, предусмотрено увольнение с работы.

Таковыми действиями считаются неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин и однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. Руководители и главные бухгалтеры организаций и предприятий могут быть уволены за нанесение финансового ущерба организации и за принятие неверных или незаконных финансовых решений. В непрерывный стаж, помимо работы по трудовому договору в качестве рабочего или служащего, засчитывается также:

  • служба в армии и в органах Комитета государственной безопасности, если перерыв между днем окончания службы и днем поступления на работу или учебу не превысил 3-х месяцев;
  • период работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах во время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, вне зависимости от продолжительности перерывов, вызванных данной учебой;
  • период учебы в училищах и школах профтехобразования, если перерыв между днем окончания учебы и днем поступления на работу по трудовому договору не превысил 3-х месяцев;
  • период вынужденного прогула при незаконном увольнении, если работника впоследствии восстанавливают на работе.

Таким образом, трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности.

Источник: http://vakant.ru/article/69.html

Какой стаж работы нужен для выхода на пенсию по новому закону

Для чего нужен общий стаж работы

с 1 января 2019 года в России началось поэтапное повышение пенсионного возраста

С 1 января в России стартовала пенсионная реформа, которая предусматривает повышение пенсионного возраста, а также будет изменен стаж, необходимый для выхода на пенсию, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Информинг.

По новому пенсионному закону с 1 января 2019 года в России началось поэтапное повышение пенсионного возраста. Для граждан с большим страховым стажем будет предусмотрена новая пенсионная льгота — возможность досрочного выхода на пенсию (на 2 года раньше общеустановленных сроков).

Воспользоваться таким правом смогут женщины при наличии 37 лет и мужчины при наличии 42 лет стажа. С целью смягчения последствий пенсионной реформы помимо общего повышения пенсионного возраста на 5 лет по новому закону будут предусмотрены дополнительные льготы по досрочному выходу на пенсию для отдельных категорий граждан.

Одной из таких льгот является предоставление досрочной пенсии по стажуработы. Если он составляет не менее 37 лет у женщин и 42 у мужчин, то оформить страховую пенсию по старости можно будет на 2 года раньше нового предусмотренного пенсионного возраста, который уже с 2019 года начал поэтапно повышаться и достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (к 2028 году).

Главное ограничение — стать пенсионером досрочно из-за продолжительной трудовой деятельности можно будет не раньше, чем при достижении возраста 55 или 60 лет (для женщин и мужчин соответственно). То есть не получится снизить таким образом действующий до конца 2018 года общий пенсионный возраст. В первые 2 годы новой реформы (в 2019 и 2020 гг.

) воспользоваться новой пенсионной льготой в полном объеме не получится — т.е. снизить срок выхода на пенсию на 2 года еще будет нельзя, поскольку он в любом случае не может быть меньше, чем сейчас — 55/60 лет (см. таблицу выхода на пенсию по стажу). При определении права на льготу будут учитываться все периоды, входящие в страховой стаж (т.е.

как периоды работы, так и иные учитываемые «нетрудовые» периоды, определенные законодательством — например, уход за каждым ребенком до достижения 1.5 лет). Также необходимо понимать, что предусмотренная новым законом льгота при длительном страховом периоде 37 лет у женщин и 42 года у мужчин никак не повлияет на общие требования по стажу.

Те условия, выполнение которых уже предусмотрено сейчас для получения страховой пенсии по старости на общих основаниях, в ходе реформы не меняются и останутся прежними.

Закон о повышении пенсионного возраста, вступивший в законную силу с 1 января 2019 года, предусматривает дополнительное основание для досрочного выхода на пенсию — это наличие продолжительного страхового стажа, который позволяет стать пенсионером на 2 года раньше предусмотренного новым законом срока (с учетом положений переходного периода).

Новый закон также содержит ограничение, согласно которому воспользоваться такой льготой нельзя раньше 55/60 лет. Однако сама величина стажа, дающего право на такую льготу, в ходе обсуждения законопроекта для женщин и мужчин была уменьшена на 3 года в сравнении с первоначальным вариантом.

Напомним, правительственный проект закона изначально устанавливал нормативы, позволяющие получить статус пенсионера досрочно, в значениях 40 лет для женщин и 45 — для мужчин. Именно с таким содержанием был проект был принят депутатами в первом чтении в июле. В ходе телевизионного обращения к населению страны Владимир Путин сообщил о необходимости снижения предложенных параметров, чтобы такая льгота стала более доступной. Соответствующие поправки к проекту закона были внесены Президентом в сентябре. В них требования к стажу были смягчены до 37 и 42 лет (то есть на 3 года).

Стаж для досрочного выхода на пенсию исчисляется в календарном порядке. При расчете будет учитываться только страховой стаж, включающий:

– периоды работы либо иной деятельности на территории РФ, во время которых в ПФР уплачивались страховые взносы; – иные периоды, во время которых взносы в ПФР не отчислялись, но согласно п. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» они засчитываются в страховой стаж (также за них могут быть начислены пенсионные баллы). В частности, к засчитываемым «иным периодам» относятся те, в течение которых россиянин: ухаживал за каждым ребенком до достижения 1,5 лет, но не более чем 6 лет суммарно; ухаживал за инвалидом 1-ой группы, ребенком-инвалидом или за гражданином, достигшим 80 лет; проходил военную либо другую, приравненную к ней, службу; получал пособие по соц. страхованию в период временной нетрудоспособности; получал пособие по безработице; по направлению службы занятости переселялся в другую местность для дальнейшего трудоустройства; участвовал в оплачиваемых общественных работах; находился по стражей как лицо, необоснованно привлеченное к уголовной ответственности и др. периоды.

В правительстве не раз заявляли, что переход на новый пенсионный возраст будет проходить поэтапно. При этом власти обещают, что с изменением возраста выхода на пенсию существенно вырастут доходы пенсионеров.

Но пока существенное повышение пенсии будет происходить лишь у неработающих пенсионеров, поскольку тем лицам, которые продолжают работать после выхода на пенсию, остается надеяться лишь на ежегодный перерасчет с учетом заработанных за год пенсионных баллов. Их пенсии в 2019 году не индексируются.

Источник: https://vladnews.ru/2019-02-10/145983/kakoy_stazh

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Для чего нужен общий стаж работы

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получают более 2,5 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Законодательством предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при общем стаже работы не менее 25 лет, женщины при общем стаже работы не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста:

в 2016 году: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;

в 2017 году: мужчины – 60 лет 6 месяцев, женщины – 55 лет 6 месяцев;

в 2018 году: мужчины – 61 года, женщины – 56 лет;

в 2019 году: мужчины – 61 года 6 месяцев, женщины – 56 лет 6 месяцев;

в 2020 году: мужчины – 62 лет, женщины – 57 лет;

в 2021 году: мужчины – 62 лет 6 месяцев, женщины – 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: мужчины – 63 лет, женщины – 58 лет.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 11-13,15,24,47-49-2 Закона) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:

в 2016 году – 15 лет 6 месяцев;

в 2017 году – 16 лет;

в 2018 году – 16 лет 6 месяцев;

в 2019 году – 17 лет;

в 2020 году – 17 лет 6 месяцев;

в 2021 году – 18 лет;

в 2022 году – 18 лет 6 месяцев;

в 2023 году – 19 лет;

в 2024 году – 19 лет 6 месяцев;

в 2025 году и последующие годы – 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей – инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

С 1 августа 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г.

№ 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж.

В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

В общий стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (в частности, служба в Вооруженных Силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности), период ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе, период получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, получения пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности и др.). Продолжительность общего стажа влияет также на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

Для реализации права на трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу работы инвалида или кормильца (в том числе по страховому стажу).

При назначении трудовой пенсии в 2018 году она исчисляется из заработка за последние 24 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы.

При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона) в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно период для исчисления заработка увеличивается на 1 год, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. То есть в 2019 году он будет составлять 25 лет, в 2020 году – 26 лет и т.д.

Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Минимальные гарантии

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (Постановлением Совета Министров Республики от 22 декабря 1999 г. №1976 в редакции от 06.04.2017 № 257).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. №35 «О повышении пенсий» к пенсиям постоянно проживающих в Республике Беларусь неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, назначается социальная пенсия. Она назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

Социальные пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов; инвалидам с детства II группы – 95 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35) на каждого ребенка – 85 процентов; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.

В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий.

Перерасчет пенсий осуществляется:

(1) в связи с ростом средней заработной платы на основании указов Президента Республики Беларусь не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным трудовым пенсиям;

(2) в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Источник: http://mintrud.gov.by/ru/infa1

Юрист Авилин
Добавить комментарий