Бухгалтерский учет у перевозчика

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Бухгалтерский учет у перевозчика

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе.

При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.

2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы.

Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду.

Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п.

 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ).

Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой.

А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.

06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г.

пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.

1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3):с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФвсе федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

лекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

лекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ. 

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс.

В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования.

Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г.

«О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР.

 Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.

1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов.

В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии.

До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них – письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ).

Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ.

Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст.

3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств.

Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). 

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/405

Транспортные услуги для перевозчика: оформление, налогообложение, учет

Бухгалтерский учет у перевозчика

Начнем с определения. Кто такой перевозчик?

Согласно п. 1 Правил № 363 перевозчик — физическое или юридическое лицо — субъект хозяйствования, которое предоставляет услуги по перевозке груза или осуществляет за собственные средства перевозку груза автомобильными транспортными средствами.

Как видите, перевозчиком является не только субъект хозяйствования, для которого оказание транспортных услуг — основная деятельность, и не только тот, кто осуществляет «неосновную заказную» перевозку, но и субъект хозяйствования, транспортирующий собственные поступающие, эксплуатируемые или выбывающие активы. В то же время о предоставлении транспортной услуги уместно говорить только в случае осуществления «заказной» перевозки. О ней и поговорим.

Заключаем договор перевозки

Любой перевозке груза должно предшествовать заключение договора перевозки ( ч. 1 ст. 908 ГКУ). Причем

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

заключается договор перевозки в письменной форме ( ч. 2 ст. 909 ГКУ, ч. 2 ст. 307 ХКУ)

По такому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения в установленный законодательством или договором срок и выдать его уполномоченному на получение такого груза лицу.

Обязанность грузоотправителя — уплатить за перевозку установленную плату ( ч. 1 ст. 307 ХКУ). Но это требование не должно смущать: заплатить за перевозку может и грузополучатель. Такое право заложено в ч. 5 ст. 307 ХКУ. В ней сказано: стороны могут предусмотреть в договоре другие условия перевозки, которые не противоречат законодательству.

Еще один важный момент: заключение договора перевозки подтверждается составлением перево­зочного документа (транспортной накладной, коносамента и т. д.). Такой документ зачастую составляет грузоотправитель.

Ведь именно он обладает наиболее полной информацией о перевозимом грузе.

Но обязанность перевозчика:обеспечить грузоотправителя бланками перевозочных документов согласно правилам осуществления соответствующих перевозок ( ч. 2 ст. 307 ХКУ).

Составляем акт оказанных услуг

Когда транспортная услуга оказана, этот факт нужно документально подтвердить. Первичным документом, подтверждающим факт оказания транспортной услуги, является акт. На какую дату он должен быть составлен?

Пункт 1 ст. 9 Закона о бухучете гласит: первичный документ должен быть составлен во время осуществления операции, а если это невозможно — непосредственно после ее завершения.

Считаем, что оказание транспортной услуги — один из тех случаев, когда составление первичного документа во время осуществления хозяйственной операции невозможно. Ведь в этом же пункте сказано: первичные документы должны фиксировать факт осуществления хозяйственной операции. А пока перевозка не выполнена, хозяйственная операция не осуществлена. Поэтому

акт оказанных транспортных услуг составляют только по завершении перевозки

В то же время затягивать с составлением акта не советуем. Ведь формулировка «непосредственно после…» такого затягивания не позволяет. Кроме того, «ограничителем» тут также выступает п. 5 ст.

9 Закона о бухучете, устанавливающий, что хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в периоде, в котором они были осуществлены. Поэтому если груз передан получателю (операция осуществлена) 31 марта, то акт следует составить именно 31 марта.

Об этом в свое время заявляли налоговики (см. письмо ГНАУ от 20.05.2010 г. № 9895/7/16-1517-08).

Здесь мы не упоминаем еще об одном документе, подтверждающем перевозку, — товарно-транспортной накладной. О ее роли в «перевозочном» документообороте см. статью на с. 43.

Транспортные услуги и НДС

Любые услуги, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, являются объектом обложения НДС по ставке 20 % ( п.п. «б» п. 185.1 НКУ, п. 194.1 НКУ). Что считать местом поставки транспортных услуг?

Согласно п. 186.4 НКУ местом их поставки является место регистрации поставщика. Также считают и налоговики (см. ОНК от 06.07.2012 г. № 610). А вот п.п. «в» п.п. 186.2.1 НКУ к услугам по перевозке применить нельзя. Ведь там речь идет об услугах, связанных с перевозкой грузов и пассажиров, к которым конкретно услуги перевозки не относятся.

В то же время отметим: услуги по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом являются объектом НДС независимо от места их поставки ( п.п. «г» п. 185.1 НКУ). Ставка налога для них — 0 % ( п.п. «а» п.п. 195.1.3 НКУ). Подробнее о международных перевозках см. статью на с. 19.

Налоговые обязательства возникают по правилу «первого события» (согласно п. 187.1 НКУ):

— на дату получения средств от заказчика

или

— на дату оформления акта оказанных услуг.

Налоговая накладная на перевозку

На дату возникновения налоговых обязательств перевозчик составляет налоговую накладную ( п. 201.1 НКУ). Рассмотрим некоторые нюансы ее заполнения.

В случае, когда услуга оказана плательщику НДС, никаких особенностей в порядке заполнения заглавной части налоговой накладной нет. Если же услуга оказана неплательщику:

— в верхнем левом углу проставляется отметка «Х» и указывается тип причины «02» — составлена на поставку неплательщику налога;

— в графе «Отримувач — покупець» указывается «Неплатник»;

— в графе «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» проставляется условный ИНН «100000000000».

Порядок заполнения граф 4, 5 раздела Б налоговой накладной следующий:

— если единицей учета транспортной услуги является километр (цена установлена за каждый километр пути), в графе 4 раздела Б проставляют «км». В графе 5 в таком случае указывают «0102»;

— если стоимость поездки не привязана к километражу или к какой-либо другой единице измерения, присутствующей в КСОЕИУ, в графе 4 проставляют единицу измерения, которая используется для учета и отражается в первичных документах.

Графа 5 в таком случае не заполняется. Так, например, если в акте оказанных услуг перевозчик указывает единицу измерения — «послуга», соответствующее обозначение вносится и в графу 4 раздела Б налоговой накладной, а графа 5 при этом не заполняется.

Подробнее о порядке заполнения всех граф налоговой накладной см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 20, с. 3.

Отметим также: в случае, если поставка транспортных услуг является ритмичной*, перевозчик имеет право составить сводную налоговую накладную. Такая налоговая накладная составляется не позднее последнего дня календарного месяца (подробнее о сводной налоговой накладной см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 20, с. 27).

Транспортные услуги и единый налог

Юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель, оказывающее транспортные услуги, может быть плательщиком единого налога. Ограничений для этого вида деятельности глава I разд. ХIV НКУ не содержит. При этом, конечно же, такие лица должны учитывать все установленные «единоналожные» ограничения.

Например, ФЛП — единоналожнику второй группы важно помнить, что оказывать транспортные услуги он может только плательщикам единого налога и населению ( п.п. 2 п. 291.4 НКУ).

Важно также помнить, что расчеты единоналожники первой — третьей групп могут проводить только в денежной (наличной и безналичной) форме ( п. 291.6 НКУ). Взаимозачет задолженностей им запрещен.

Поэтому перевозчик-единоналожник, оказывающий свои услуги через посредника, может выплатить ему вознаграждение только после получения полной стоимости услуги перевозки.

Если же посредник, получивший оплату от заказчика услуги, самостоятельно удержит положенное ему вознаграждение, а остаток перечислит перевозчику, указанные требования будут нарушены. Следовательно, такие условия в договоре с посредником для перевозчика-единоналожника — табу.

Отражаем в бухгалтерском и «налоговоприбыльном» учете

Доходы от предоставленных транспортных услуг перевозчик отражает на счете 703 «Доходы от реализации работ и услуг».

Их себестоимость, предварительно сформированная на счете 23 «Производство», при реализации отражается на счете 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг».

Те же доходы и расходы отражают в «налоговоприбыльном» учете. Хотя иногда разницы все же могут возникнуть. Например, в части амортизации автомобиля.

Рассмотрим на примере порядок отражения оказанных транспортных услуг в учете перевозчика.

Пример.Предприятие-перевозчик предоставило транспортные услуги стоимостью 24000 грн. (в том числе НДС — 4000 грн.). Себестоимость услуги составила 16000 грн., в том числе:

— расходы на ГСМ — 12000 грн.;

— амортизация автомобиля — 950 грн.;

— заработная плата водителя — 2500 грн;

— ЕСВ на заработную плату водителя — 550 грн.

Транспортные услуги в учете перевозчика

№ п/п хозяйственной операцииБухгалтерский учетСумма, грн.
ДтКт
1Получена предоплата за транспортные услуги31168124000
2Отражены налоговые обязательства по НДС643641/НДС4000
3Оказана транспортная услуга (составлен акт)36170324000
4Отражен НДС7036434000
5Произведен зачет задолженностей68136124000
6Списаны на расходы ГСМ2320312000
7Начислена амортизация на автомобиль23131950
8Начислена заработная плата водителю236612500
9Начислен ЕСВ на заработную плату водителя23651550
10Списаны расходы на себестоимость реализованных услуг9032316000

выводы

  • Договор перевозки должен быть составлен в письменной форме.
  • Заключение договора подтверждается перевозочным документом (ТТН, CMR, коносамент и пр.).
  • Акт оказанных транспортных услуг нужно составить на дату завершения перевозки (дату передачи груза получателю).
  • Услуги перевозки по территории Украины, оказанные резидентом — плательщиком НДС, облагаются НДС по ставке 20 %. Международные перевозки облагаются по ставке 0 %.
  • Субъекты хозяйствования, осуществляющие перевозки, могут быть плательщиками единого налога.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2016/may/issue-38/article-17747.html

Бухгалтерский учет транспортных услуг

Бухгалтерский учет у перевозчика

Перевозка грузов и пассажиров – важная часть затрат любой компании, но осуществляется она по-разному. Одни имеют собственный автопарк для доставки ТМЦ контрагентам, другие пользуются услугами специализированных компаний-перевозчиков, а потому и отражение затрат на транспортировку в бухучете происходит неодинаково. Рассмотрим различные варианты учета услуг транспортировки.

Бухгалтерский учет транспортных услуг, оказываемых собственным транспортом

Если коммерческая фирма доставляет товар покупателю на своем транспорте, то стоимость доставки входит в структуру затрат по реализации, т.е. расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, будут аккумулироваться на сч. 44 и увеличивать стоимость товара. Проводки в учете компании будут следующими:

Операция Д/тК/т
Начисление износа по ТС4402
Списание ГСМ, автозапчастей4410
Начисление з/платы водителя4470
Начисление страхвзносов в фонды4469
Списание затрат по эксплуатации ТС90/244

При перевозке товара обязательным сопроводительным документом является путевой лист на транспортное средство, а товар указывается в товарно-транспортной накладной.

Пример: бухгалтерский учет транспортных услуг, стоимость которых входит в цену перевозимого товара

Производственная компания выпустила партию изделий – 100 единиц себестоимостью 2000 руб. Заключен договор с покупателем на поставку этой партии транспортом продавца. Продажная цена одного изделия – 3600 руб. Необходимо включить в отпускную стоимость единицы товара транспортные расходы общей суммой 19 580 руб., куда входят затраты на:

  • ГСМ – 8000 руб.;
  • Амортизация ТС – 3000 руб.;
  • Зарплата водителя – 6600 руб.;
  • Отчисления в фонды (6600 х 30%) – 1980 руб.

Бухгалтер распределит эти затраты проводками:

Операция Д/тК/тСумма
Оплата ГСМ44108000
Износ ТС44023000
Оплата труда водителя44706600
Страховые взносы44691980
Расходы по доставке списаны в себестоимость продаж вместе с другими расходами на реализацию90/24419 580

Стоимость транспортных услуг повысит продажную стоимость партии товара до 379 580 руб. (3600 х 100 + 19 580), а цена каждого изделия будет равна 3795,8 руб. (3795,8 / 100).

В бухучете компании – продавца, осуществляющего доставку товара, стоимость транспортировки входит в себестоимость товара и учитывается в сумме прямых затрат на производство товара.

Бухучет в транспортной компании

Оказание перевозочных услуг – пассажирских и грузовых, осуществляемых на транспортных средствах, имеющихся в собственности фирмы или лизинге, в специализированных транспортных компаниях является отдельным видом деятельности. Формирование себестоимости перевозок здесь не будет составной частью процесса продажи, поэтому осуществляется на счетах производства:

  • Сч. 20, генерирующий расходы, напрямую связанные с перевозочным процессом;
  • Сч. 26, объединяющий управленческие затраты компании.

В учете специализированного логистического предприятия транспортные услуги сопровождаются проводками:

Операция Д/тК/т
Выручка от оказания услуги6290/1
НДС90/368
Затраты, связанные с выполнением доставки:
– прямые2002, 05, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76
– косвенные2602, 05, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76
Списание затрат90/220, 26

Оказание транспортных услуг оформляется договором, где указывается стоимость перевозки, а также могут присутствовать дополнительные услуги, входящие в компетенцию экспедитора или предусматривается привлечение сторонних исполнителей (погрузка/разгрузка).

Пример: бухучет в транспортной компании

Компания «АВТО» по договору с ООО «Крона» перевозит оборудование стоимостью 550 000 рублей. Стоимость перевозочной услуги составила 118 000 руб. с учетом НДС. В общую сумму услуг включается собственно перевозка и экспедиционное сопровождения груза, их себестоимость составила 56 000 руб. В бухучете ООО «АВТО» формируются проводки:

Операция Д/тК/тСумма
Оборудование принято на ответхранение002550 000
Оплата услуги согласно договору5162118 000
Выручка6290/1118 000
Начислен НДС по услуге90/36818 000
В затраты по выполненной доставке вошли расходы:
Амортизация ТС20022000
ГСМ201024 000
Зарплата водителя/экспедитора207012 000
Страховые взносы с з/платы20693600
Командировочные расходы207110 400
Расходы по управлению процессом26714000
Расходы включены в результаты90/120, 2656 000
По факту доставки груза оборудование снимается с ответхранения002550 000
Выведен финансовый результат от перевозки (118 000 – 18 000 – 2000 – 24 000 – 12 000 – 3600 – 10 400 – 4000)90/99944 000

В конце месяца, при закрытии производственных счетов, накопленные на счетах 20 и 26 суммы списывают на себестоимость перевозок. В компаниях с развернутой системой формирования затрат в учете транспортных услуг могут применяться счета обслуживающих и вспомогательных производств (23, 29).

Источник: https://spmag.ru/articles/buhgalterskiy-uchet-transportnyh-uslug

Бухгалтерский учет грузовых перевозок и дополнительных услуг

Бухгалтерский учет у перевозчика

Акценты этой статьи: на примерах наглядно показано отражение в бухгалтерском учете операций по перевозке грузов и их экспедированию в двух случаях:

  • когда экспедитор сам выступает перевозчиком;
  • когда экспедитор для выполнения перевозки и оказания сопутствующих ей услуг нанимает третьих лиц от своего имени, но при этом действует за счет и по поручению заказчика.

В таблице приведен порядок отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов у перевозчика и экспедитора в зависимости от условий договора (основание – П(С)БУ 15 «Доход» и П(С)БУ 16 «Расходы»).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/2521-0

Вид договораДоходРасходы
СебестоимостьПрочие расходы
1234
Договор на перевозку грузов(договор на перевозку и оказание дополнительных услуг заключается между заказчиком и исполнителем услуг)Доход признается полностью в размере договорной стоимости услуг (за вычетом НДС)(п. 5, 10 П(С)БУ 15)Себестоимость услуг по перевозке формируется из прямых расходов на перевозку (п. 5, 6, 7 П(С)БУ 16) и общепроизводственных расходовПрочие расходы (административные, расходы на сбыт, прочие операционные) признаются по правилам П(С)БУ 16 и отражаются предприятием в том периоде, когда они были понесены (п. 17–21)
Договор транспортного экспедирования(экспедитор выступает посредником между заказчиком и исполнителем услуг по перевозке)В доход включается только сумма вознаграждения экспедитора (за вычетом НДС). Суммы поступлений от заказчика (транзитные средства) для оплаты услуг третьих лиц в составе доходов экспедитора не учитываются(п. 5, 6.2 П(С)БУ 15)Прямые расходы, которые могут быть отнесены к конкретному объекту перевозки, отсутствуют. Однако в себестоимость предоставленных услуг могут включаться общепроизводственные расходы, не привязанные к одному конкретному объекту, например: стоимость информационных услуг, связанных с дислокацией вагонов (п. 9.1 П(С)БУ 16)

Рассмотрим обе ситуации из таблицы на примерах.

Пример 1

Предприятием заключен договор с заказчиком (грузоотправителем) на перевозку грузов по маршруту г. Днепропетровск – г. Нежин. Дополнительные условия договора: перевозчик обеспечивает погрузку-разгрузку груза, охрану груза на пути следования.

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/2521-1

№ п/п операцииПервичные документыБухгалтерский учет
ДтКтСумма
123456
1Отражена сумма дохода от реализации транспортных услугДоговор, счет, акт выполненных работ, ТТН36170339 000
2Отражена сумма дохода от реализации услуг по погрузке-разгрузке3617034 500
3Отражена сумма дохода от реализации услуг по охране груза3617034 500
4Начислены налоговые обязательства по НДСНалоговая накладная703641/НДС8 000
5Получена от заказчика сумма в оплату предоставленных ему услугВыписка банка31136148 000
6Отражены расходы, связанные с перевозкой грузаПутевой лист, ведомость начисления зарплаты и т. п.23203, 66, 201, 6528 900
7Отражены общепроизводственные расходы (амортизация здания гаража, зарплата диспетчера)Расчет амортизации, ведомость начисления зарплаты9113, 66, 658 000
8Включены общепроизводственные расходы в состав расходов, связанных с перевозкойУчетные регистры23918 000
9Списаны расходы в состав себестоимости предоставленных услуг9032336 900
10Отражен финансовый результат70379140 000
79190336 900

Пример 2

Предприятие занимается транспортно-экспеди­торской деятельностью: за счет заказчиков организует перевозку груза и оказание дополнительных услуг, связанных с перевозкой. Порядок расчетов: 100%-ная предоплата за услуги, связанные с транспортным экспедированием; выплата вознаграждения по факту после представления акта выполненных работ.

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/2521-2

№ п/п операцииПервичные документыБухгалтерский учет
ДтКтСумма
123456
1Получена предоплата от заказчикаБанковская выписка3116853 996
2Начислены налоговые обязательства по НДСНалоговая накладная643641/НДС666
3Перечислена оплата перевозчикуБанковская выписка3773113 300
4Отражен налоговый кредит по НДСНалоговая накладная641/НДС644550
5Перечислена оплата охранному агентствуБанковская выписка377311696
6Отражен налоговый кредит по НДСНалоговая накладная641/НДС644116
7Отражен зачет обязательств перед заказчиком и исполнителями услуг по перевозкеАкты выполненных работ от исполнителя, ТТН, акт выполненных работ экспедитора6853773 330
8685643666
9644377666
10Отражен доход экспедитора в сумме начисленного вознагражденияАкт выполненных работ экспедитора361703300
11Начислены налоговые обязательства по НДСНалоговая накладная703641/НДС50
12Получено вознаграждение от заказчикаБанковская выписка311361300
13Отражен финансовый результатУчетные регистры703791250

Таким образом, учет зависит от вида договора, заключенного с клиентом.

1. Предприятия, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке грузов и весь комплекс связанных с перевозкой услуг, признают в бухгалтерском учете доход непосредственно после оказания такой комплексной услуги в размере ее договорной стоимости (без НДС).

2. Предприятия, которые занимаются транспортным экспедированием грузов, признают доход после выполнения перевозки и дополнительного комплекса услуг только в размере своего вознаграждения (без НДС).

Средства заказчика, полученные экспедитором на оплату услуг третьих лиц, привлеченных к выполнению договора ТЭО, не включаются ни в доходы, ни в расходы экспедитора.

Это расходы, которые несет непосредственно заказчик и которые «перевыставляет» ему экспедитор на основании первичных документов, полученных от третьих лиц, привлеченных к выполнению договоров.

Источник: https://uteka.ua/publication/commerce-12-xozyajstvennye-operacii-9-buxgalterskij-uchet-gruzovyx-perevozok-i-dopolnitelnyx-uslug

Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)

Бухгалтерский учет у перевозчика

Бухучет в транспортной компании имеет свои особенности. Рассмотрим, в чем они выражаются и чем обусловлены.

Чем примечательна деятельность по перевозкам?

Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности

Специфика затрат при перевозках

Итоги

Чем примечательна деятельность по перевозкам?

Транспортную компанию отличает следующее:

  • В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
  • Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
  • Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
  • Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
  • Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве автотранспорта в компании (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Конкретные критерии для использования этой возможности устанавливаются регионами РФ.
  • Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.

Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:

Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности

Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:

  • Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:

Дт 62 Кт 90,

Дт 90 Кт 68,

    • прямые затраты по оказываемым услугам:

Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,

Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,

    • затраты учтены в финрезультате:

Дт 90 Кт 20, 26.

  • Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
    • учтены затраты на доставку:

Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;

    • затраты отнесены на финрезультат:

Дт 90 Кт 44.

Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».

Специфика затрат при перевозках

При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:

  • Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.

О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.

  • Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.

Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.

  • Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.

Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.

  • Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
  • Непременными составляющими затрат станут расходы:
    • на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
    • периодический технический осмотр транспорта;
    • проведение регулярного технического обслуживания;
    • обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;

Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2019 году».

    • оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
    • услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
    • оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.

Итоги

Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.

https://www.youtube.com/watch?v=Ng4Ifp0Mgog

Участвуйте в конкурсе на нашем форуме!

Подробнее

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/pravila_vedeniya_buhucheta_v_transportnoj_kompanii_nyuansy/

Юрист Авилин
Добавить комментарий