Бюджет внешний долг россии на 2019 год

У россии не осталось чистого долга :: экономика :: рбк

Бюджет внешний долг россии на 2019 год

Финансовые активы выше долга

  • Объем государственного долга федерального правительства, регионов и муниципальных образований на 1 августа равен 16,2 трлн руб. (около 15% прогнозного ВВП на 2019 год), следует из данных Минфина. Сумма образуется путем сложения внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долгов субъектов и муниципалитетов, включая государственные гарантии по кредитам предприятий.
  • Ликвидные активы государства — депозиты на счетах в ЦБ и банках в рублях и валюте — на ту же дату составили 17,6 трлн руб. (16,2% прогнозного ВВП), следует из обзора банковской системы ЦБ (.xlsx). Активы превысили долг еще 1 июня 2019 года, показывают данные Минфина и ЦБ.
  • Точно так же чистый долг расширенного правительства России оценивает рейтинговое агентство Fitch Ratings, сообщил РБК старший директор Fitch, главный аналитик по российским суверенным рейтингам Эрих Ариспе. По данным Fitch, в 2018 году долг расширенного правительства России опустился до 14,6% ВВП, а государственные активы выросли до 13,4% ВВП, включая 3,9% ВВП в Фонде национального благосостояния (ФНБ) и 2,9% ВВП бюджетных остатков на счетах Федерального казначейства.
  • Государственные депозиты — это в основном ликвидная часть ФНБ, которая хранится на счетах ЦБ в долларах, евро и британских фунтах, — 6,5 трлн руб. на 1 сентября, а также валюта, закупленная Минфином в январе—августе по бюджетному правилу, — 2,1 трлн руб. Эти средства пока не переведены в ФНБ — они находятся на едином бюджетном счете Федерального казначейства и также размещены в Центробанке.
  • Также ликвидные активы включают остатки средств на счетах внебюджетных фондов, например Пенсионного фонда, который по состоянию на 1 января 2019 года (последние данные Казначейства) держал на счетах и депозитах в Казначействе и банках 0,6 трлн руб.

В 2018 году Минфин закупил валюты на 4,1 трлн руб., в 2019 году она была зачислена в ФНБ.

В текущем году закупки валюты в резервы продолжаются, поскольку российская нефть на рынке стоит дороже, чем цена отсечения в бюджете ($64,5 за баррель в январе—августе против $41,6).

С января по август на эти цели направлено более 2,1 трлн руб. Объем ФНБ на 1 сентября достиг 8,2 трлн руб., а его ликвидная часть — уже 6,5 трлн руб.

РБК уже обращал внимание на резкий рост государственных резервов в 2018 году, который продолжается и в 2019-м.

Объем наличной валюты и денежных средств на депозитах сектора госуправления в 2018 году вырос на рекордные 3,87 трлн руб., что эквивалентно $56 млрд, указывал РБК, ссылаясь на данные Росстата о национальных счетах.

Почти 3,9 трлн руб. прироста государственных депозитов — это рекорд за все время публикации этой статистики (с 2012 года).

Если провести аналогичные расчеты только для федерального правительства, окажется, что его ликвидные финансовые активы тоже превысили долг. На 1 августа федеральный госдолг составил 13,84 трлн руб. (12,8% прогнозного ВВП), а депозиты в ЦБ и коммерческих банках — 14,15 трлн руб. (13,05% ВВП).

РБК направил запросы в Федеральное казначейство и Минфин.

Расплата за резервы — меньший рост экономики

Большие ликвидные резервы — это осознанный выбор правительства, у которого как минимум две причины для него, считает заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов.

Во-первых, в условиях санкций и закрытия внешних рынков государство вынуждено увеличивать накопления, чтобы гарантированно покрывать свои расходы.

Во-вторых, такая политика является следствием травмы 1998 года, когда краткосрочные заимствования вдруг оказались недоступны, а обслужить их было невозможно.

«Сочетание этих двух факторов привело к крайне риск-ориентированной политике», — резюмировал Куликов.

На фоне наращивания госрезервов российская экономика демонстрирует низкие темпы роста: за первое полугодие 2019 года ВВП увеличился только на 0,7% в годовом выражении.

Правительство проводит очень жесткую бюджетную политику как с точки зрения контроля за госрасходами, так и с точки зрения повышения налогового бремени на экономику, отметила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Обратная сторона такой политики — торможение темпов роста ВВП, продолжила она. «Бюджет наращивает сбережения, по сути, изымая средства у частного сектора», — сказала РБК Орлова.

В мире мало стран, у которых государственные финансовые активы, как и у России, превышают валовый госдолг.

Например, соотношение госдолга Турции к ВВП по итогам 2018 года превышало 30% — в два раза больше российского показателя, отмечает Антон Покатович из «БКС Премьер».

Расплатой за такой уровень макроэкономической стабильности стали качество и скорость роста российской экономики, считает он. «Фактическим лейтмотивом отечественной госполитики в 2019 году остается тезис «стабильность превыше роста», — констатировал экономист.

Авторы: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Источник: https://www.rbc.ru/economics/10/09/2019/5d7222999a7947687c1da435

Двойная политика Минфина: Одни долги отдаёт, о других забывает

Бюджет внешний долг россии на 2019 год

Власти Российской Федерации полюбили тему государственного долга и своих достижений в этой области. Достижения состоят в том, что отдать долги иностранцам – святое, банкам – святое, а простым людям Минфин научился ничего не отдавать

Снижаем внешний долг

Действительно, размер внешнего государственного долга Российской Федерации в последние годы снижается. По данным Минфина России, в конце 2016 года он был равен 51,2 млрд долларов, в конце 2017-го – 49,8 млрд, в конце 2018-го – 48,6 млрд.

У Банка России несколько иные цифры, но тенденция такая же. И руководители финансово-экономического блока правительства приписывают это достижение себе.

На самом же деле за это надо благодарить наших «друзей» из-за океана, которые вводят всё новые и новые экономические санкции против России. Очередную серию ограничений называют адскими. Они предполагают полную блокировку размещения новых долговых бумаг российского правительства на мировом финансовом рынке.

Так, глядишь, Вашингтон вообще отучит наши власти жить в долг, доведя размер внешней задолженности до нулевой отметки. К тому же они уже многие годы не могут членораздельно ответить, зачем им новые заимствования на внешних рынках, если международные резервы России растут как на дрожжах.

Даже президент Путин в своём выступлении перед Федеральным собранием 20 февраля обратил внимание на связь между внешним долгом и растущими резервами:

У нас мощная финансовая подушка безопасности. Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг.

Несколько конкретизирую данный тезис президента страны. По данным Банка России, на 1 января 2019 года совокупный внешний долг Российской Федерации был равен 453,75 млрд долларов, а внешний государственный долг – 44,08 млрд, то есть 9,7% всего внешнего долга России. По отношению к величине международных резервов (468,50 млрд долларов) получается и того меньше – 9,4%.

Занимаем у своих

Но любое государство любит жить в долг. Почему – тема отдельного большого разговора. Могу лишь сказать, что такова природа буржуазного государства, которое неизбежно срастается с банкирами-ростовщиками. Здесь можно привести горькую шутку американского историка Линна Таунзенда Уайта-младшего (1907-1987):

Если вы должны 50 долларов – вы злостный должник. Если вы должны 50 тысяч – вы мелкий предприниматель. Если вы должны 50 миллионов – вы корпорация. Если вы должны 50 миллиардов – вы правительство.

Это было сказано после Второй мировой войны.

Сегодня в Америке государственный долг измеряется уже не миллиардами, а триллионами долларов, но суть остается прежней.

Вернёмся к России. Как государство собирается жить в условиях долговой блокады? За счёт наращивания внутреннего государственного долга.

Наши чиновники любят ссылаться на зарубежный опыт, и думаю, что в ближайшее время они будут всё чаще кивать в сторону Японии.

Страна уникальная – у неё самый большой суверенный (государственный) долг в относительном выражении, в 2017 году он был равен 236,4% ВВП. Но при этом бо́льшая часть суверенного долга размещается на внутреннем рынке Японии.

Потихоньку начинает расти внутренний государственный долг и у России. Вот данные Минфина по этому виду долга (на конец года, в текущих ценах, млрд руб.): 2016 г. – 8003,5; 2017 г. – 8689,6; 2018 г. – 9169,6. На конец прошлого года львиная доля всего внутреннего государственного долга (63,7%) пришлась на облигации федерального займа (с постоянным доходом).

Ещё 22,4% – долг по облигациям федерального займа (с переменным купонным доходом).

И ещё по мелочи: 5,3% – облигации федерального займа (с амортизацией дохода); 3,3% – облигации федерального займа с индексируемым номиналом; 3,0% – государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой; 1,7% – облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода; 0,7% – облигации федерального займа (для населения).

Как видим, за 2016-2018 гг. внутренний государственный долг вырос на 14,6%. Может быть, с учётом обесценения рубля, реального прироста и не было, но по крайней мере внутренний долг не уменьшался так, как внешний.

Согласно закону о федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019-2020 гг., по внутреннему государственному долгу установлен лимит в размере 10,5 трлн рублей.

Уверен, что в следующем законе о федеральном бюджете этот потолок будет существенно повышен.

Правительство сегодня является главным действующим лицом на российском рынке долговых бумаг. По данным Банка России, на 1 сентября прошлого года общий объём долговых бумаг на российском рынке составил 21 трлн рублей.

На тот момент на государственные долговые бумаги пришлось 8,26 трлн рублей, на нефинансовые компании – 6,73 трлн, на банки – 1,78 трлн рублей. Таким образом, на государство пришлось почти 40% всего внутреннего долга, оформленного в виде ценных бумаг.

Последний закон о федеральном бюджете предусматривает объём внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) в размере 868 млрд руб. в 2018 году, 870 млрд руб. в 2019-м и 1,34 трлн руб. в 2020-м.

В конце 2018 года внутренний государственный долг в валютном эквиваленте составил 132 млрд долларов. Получается, что он превысил внешний суверенный долг ровно в три раза. И думаю, что это только начало.

Заплати врагу своему

Минфин рассчитывает, что сумеет размещать свои долговые обязательства на внутреннем рынке, поскольку является пунктуальным плательщиком по всем обязательствам. Ведомство с гордостью сообщает, что Российская Федерация как правопреемница СССР ударными темпами погашала советские долги перед другими государствами.

Ещё на начало 2003 года величина непогашенных советских долгов была равна 55,9 млрд долларов, а сейчас от них остались только воспоминания. То же самое можно сказать и о новых суверенных долгах. Тут наш Минфин и впрямь оказался святее папы римского.

Ведь после введения против нашего государства экономических санкций возникла ситуация, которая в международном торговом и финансовом праве называется «возникновение обстоятельств непреодолимой силы», то есть – «форс-мажор».

На время форс-мажора участник сделки может освобождаться от выполнения своих обязательств.

Но премьер-министр Дмитрий Медведев ещё в 2014 году, когда были объявлены первые экономические санкции против России, заявил, что мы всё равно будем аккуратно и добросовестно выполнять свои обязательства, в том числе по внешним государственным займам.

Итак, государство, судя по всему, будет активно наращивать заимствования на внутреннем рынке. Политика, на первый взгляд, иррациональная. Почему? Потому что «закрома» Минфина, называемые Фондом национального благосостояния, трещат от избытка денег.

На начало текущего года, по данным Минфина, в ФНБ было накоплено 4 трлн рублей, или примерно 58 млрд долларов. Минфин сидит на этих деньгах как собака на сене, что вызывает всеобщее возмущение.

Неудивительно, что в обращении к Федеральному собранию Владимир Путин вынужден был затронуть эту больную тему: он отметил, что у власти есть задача нарастить резервы ФНБ «до определённого уровня», а потом использовать, «не раскачивая макроэкономическую ситуацию».

Крайне острожная формулировка, показывающая, что радикального изменения в вопросе использования «закромов» Минфина ожидать не стоит.

Как бюджетные деньги становятся частными

А вот ещё одна новость, имеющая отношение к нашей теме: недавно Счётная палата России выявила худшее за 10 лет исполнение расходной части федерального бюджета. Она исполнена лишь на 95,5%, невостребованными остались почти 800 миллиардов рублей – в 1,3 раза больше, чем в 2017 году.

Итак, власть не осваивает ежегодно суммы, которые за десятилетие складываются в триллионы рублей. И на этом фоне происходит повышение пенсионного возраста, налогов и озвучиваются планы наращивания внутренних государственных заимствований. Абсурд? Нет, это нормальная практика власти, обслуживающей интересы олигархов.

Между прочим, ни Минфин, ни Центробанк не дают статистики, которая хотя бы примерно помогла составить представление о том, кто является держателем внутреннего государственного долга. Косвенные данные свидетельствуют, что это не обычные граждане, а банки, фонды и иные институты финансового сектора экономики.

Так, на начало текущего года, по данным Банка России, на балансах коммерческих банков страны находились государственные ценные бумаги на сумму 3,24 трлн рублей плюс долговые бумаги субъектов РФ на 0,37 трлн рублей.

Банки получают достаточно устойчивые доходы в виде оплаты процентов по бумагам: по итогам первой половины прошлого года, как сообщила Счётная палата, расходы бюджета РФ на обслуживание внутреннего долга выросли по сравнению с первой половиной 2017 года на 13,1%.

В абсолютном выражении это 288,16 млрд рублей (кстати, на обслуживание внешнего государственного долга было истрачено 95,33 млрд рублей, то есть в три раза меньше).

Федеральный бюджет на 2018 год предусмотрел расходы на обслуживание государственного долга в размере 824 млрд руб. Пока точных цифр исполнения бюджета за прошлый год у меня нет, но думаю, что три четверти, то есть более 600 млрд руб., – это внутренний долг.

Выплаты по этим процентам сопоставимы с годовыми расходами на образование и существенно больше, чем расходы на здравоохранение! И это логично: бюджет олигархического государства должен поддерживать в первую очередь не врачей и учителей, а банкиров и разного рода финансовых инвесторов.

Так принято жить во всех капиталистических странах. Вот эталонное для наших либералов государство – США.

Там федеральные расходы на обслуживание государственного долга в прошлом финансовом году составили 523 млрд долларов – 12,5% всех бюджетных расходов.

Это вторая по величине статья расходов после обороны! Так что нашему Минфину есть на кого ориентироваться и куда расти. Ведь пока российский бюджет тратит на обслуживание государственного долга лишь скромные 5%.

Мораторий на совесть

В действиях Минфина России очень ярко просматривается приоритетное отношение к выполнению своих обязательств перед зарубежными держателями российского государственного долга. Я уже выше привёл пример, как Минфин ударными темпами погашал советские долги.

Сегодня он обслуживает и погашает долги даже тех кредиторов, которые принадлежат к юрисдикциям государств, фактически объявивших России войну (в первую очередь США).

Также просматривается трепетное отношение ведомства к выполнению своих долговых обязательств перед российскими банками и другими отечественными институциональными инвесторами при одновременно наплевательском отношении к простым гражданам России.

Обратим внимание на то, что Минфин на своём сайте размещает статистические данные лишь о том внутреннем государственном долге, который оформлен в виде различных казначейских облигаций. На его языке это так называемый рыночный долг.

И нынешний министр финансов Антон Силуанов, и его предшественник Алексей Кудрин – «рыночники». Поэтому ко всему «нерыночному» они относятся высокомерно и пренебрежительно, в том числе и к такому феномену, как «нерыночный долг» Минфина.

Минфин рассматривает его как забалансовую позицию и предпочитает о нём молчать. И мечтает, чтобы о нём все забыли. Что за ним скрывается?

Речь идёт о том долге, который неожиданно родился летом 1991 года, когда ещё не было государства Российская Федерация, когда до гибели Советского Союза оставалось полгода.

В результате горбачёвских экономических «реформ» (фактически целенаправленного разрушения советской экономики) в стране началась бешеная инфляция, которая стала стремительно обесценивать все денежные накопления наших граждан.

Большая часть таких накоплений находилась на счетах Сберегательного банка СССР. В общей сложности за короткий срок в Сбербанке сгорели деньги примерно 40 миллионов советских граждан.

Спустя четыре года власти Российской Федерации как правопреемницы Советского Союза приняли закон, гарантирующий возмещение потерянных вкладов в Сбербанке, которые были там до 20 июня 1991 года.

Не буду вдаваться в детали тех механизмов, которые предусматривались для возмещения потерь. Это могли быть и прямые денежные выплаты, и разные варианты конвертации вкладов в специальные долговые бумаги. В любом случае все обязательства по долгам Сбербанка были возложены на Минфин России.

Но полноценных возмещений мы так и не дождались – лишь отдельных показательных компенсаций. А с 2003 года даже символические выплаты были приостановлены, и этот мораторий ежегодно продлевается. Официальная причина – «правительством не разработан порядок перевода советских вкладов в целевые долговые обязательства России».

Но всё это отговорки.

Реальная причина в том, что обязательства очень серьёзные.

При переводе всех гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства РФ объём необходимых на их погашение средств, по оценке правительства, в 2019 году составил бы 43,82 трлн рублей, в 2020 году – 45,4 трлн рублей, в 2021 году – 47,22 трлн рублей. Поэтому правительству ничего не остаётся, как из года в год приостанавливать действие собственного закона от 1995 года.

Встречал я и более умеренные оценки, согласно которым общая сумма обязательств Минфина по долгам советского Сбербанка составляет около 50 трлн рублей, но эти суммы в любом случае многократно превышают размеры годового бюджета Российской Федерации и сопоставимы с общей суммой всего внешнего долга России.

Власть, видимо, хочет решить проблему этого долга перед российскими гражданами очень оригинальным способом – дождаться, когда все те, кто сохранил сберегательные книжки тридцатилетней давности, просто вымрут.

А чтобы это произошло поскорее, она ударными темпами повышает налоги, увеличивает возраст выхода на пенсию, сворачивает программы медицинской помощи и другие социальные проекты и всеми иными способами плодит в стране бедность и нищету.

Может быть, нам стоит, наоборот, объявить мораторий на выплаты Западу и направить средства на компенсации собственным гражданам?

P.S. Для того чтобы Минфин не «замылил» свои обязательства по долгам советского Сбербанка, предлагаю вывесить на сайте этого ведомства официальную сумму этих обязательств.

С момента принятия Федерального закона № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10.05.1995 прошло уже почти четверть века.

У Минфина было достаточно времени не только для того, чтобы определить сумму долга перед гражданами России, но и для того, чтобы полностью с ними расплатиться.

Источник

Источник: https://ruskline.ru/opp/2019/mart/18/dvojnaya_politika_minfina_odni_dolgi_otdayot_o_drugih_zabyvaet/

Госдолг России: что это такое и его размер на сегодняшний день

Бюджет внешний долг россии на 2019 год

Любая страна мира имеет в экономике государства важный документ – государственный бюджет. Он позволяет планировать расходы государства на год по таким важным статьям, как медицина и образование, оборона и наука, социальное обеспечение и строительство инфраструктуры, и многое другое.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений от граждан страны (налог на добавленную стоимость, подоходный налог и другие), от предприятий (налог на прибыль предприятий, рента на ресурсы).

Бюджет пополняется и за счет прибыли с экспорта товаров, услуг и ресурсов. Часто бывает, что расходы государственного бюджета превышают его доходы, что образует дефицит – т.е. нехватку денег. И тогда государству приходится занимать финансы у других государств или у населения, выпуская долговые бумаги – облигации. Суммы ежегодных займов и образуют государственный долг.

Что такое государственный долг?

Госдолг – это совокупность денежных займов государства у других стран для покрытия дефицита бюджета. Он равен сумме займов за прошлые года с учетом вычета профицита бюджета (излишек). Т.е. это сумма обязательств по долговым выплатам перед государствами, выдающими деньги или перед иными фондами.

При рассмотрении государственного долга не учитываются те займы, которое государство выдаёт другим странам, учитываются только его займы. Аналогично, не учитывают и обязанность государства выплачивать пенсии и социальные пособия.

Объем внешнего и внутреннего долга выражается либо в валюте страны, либо в общепринятой валюте – долларах США. Для более объективной оценки государственный долг выражают в процентном соотношении суммы долга от размера валового внутреннего продукта (ВВП).

Виды государственного долга

Часто рассматривают два вида госдолга, исходя из вида кредитора.

Внутренний долг

  • Долг по ценным бумагам государства (например, ОФЗ).
  • Гарантированные выплаты по ценным бумагам акционерных обществ.
  • Займы у государственных банков внутри страны (кредиты).
  • Отсутствие выплат компенсаций юридическим и физическим лицам.
  • Заём по ценным бумагам, которые выпустило государство.
  • Кредиты внешних кредиторов (например, международным валютным фондом).
  • Долги по торговым операциям с другими странами.

Внешний долг

Многие эксперты и экономисты считают, что высокое значение государственного долга негативно сказывается на экономике государства и превышение выше, чем на 100% от ВВП может привести к дефолту. Некоторые же утверждают, что большой государственный долг стимулирует экономическое развитие страны, мотивацией к развитию которой и выступают выплаты по внешнему или внутреннему долгу.

Страны мира и их долги в % от ВВП

Госдолг Российской Федерации

После распада Советского Союза в 1991 году все долговые обязательства СССР перешли на руки к России. Взамен другие союзные республики перестали претендовать на долю в международных ценных бумагах Советского союза.

В последнее десятилетие XX века огромную долю внешнего долга страны составляли бывшие долги распавшегося государства. Так, в 1994 году внешний долг России составил $118 млрд. из которых $104 млрд.

приходилось на долги СССР (почти 90% от общего долга).

В начале 90-х годов Россия начала совершать новые займы из-за постоянного дефицита бюджета. Размер долга неуклонно увеличивался, выплат практически не было и в 1998 году, в год кризиса, внешний долг добрался до максимальной отметки в $187,8 млрд.

Когда кризис прекратился, после 1998 года последовало сокращение государственного долга РФ. Летом 2006 года в результате долгих переговоров Россия выплатила «Парижскому клубу» $22,5 млрд. сократив долг СССР до $50 млрд.

С учетом займов уже Россией долг составлял почти $235 млрд.

Почти $3,7 млрд. Россия выплатила в 2013 году бывшим кредиторам Советского Союза Чехии и Финляндии. Летом 2017 года Босния и Герцеговина, как кредитор бывшего союзного государства, получила последний крупный транш по советскому долгу в размере $124,5 млн. На сегодняшний день долги СССР практически погашены.

С максимальной отметки 1998 года на начало 2002 года долги России сократились до минимума в $145,6 млрд. Развитие экономики страны с начала 2000-х послужило полем для иностранных инвестиций и займов для России. Активный рост кредитования от коммерческих компаний повысил государственный долг до $541 млрд. к 2008 году.

В этом же году начался мировой финансовый кризис, который сильно ощутили страны бывшего союзного государства, в том числе и Российская Федерация. Сократился объем внешний займов и инвестиций. Но в 2009 году рост кредитования увеличился и с $445 млрд. в середине 2009 долг увеличивался до $716 млрд. вплоть до конца 2013 года.

Летом 2014 года государственный долг России достиг очередного пика в связи с санкциями западных стран в отношение России в связи с событиями на Украине. Максимальное значение составило $735 млрд. к июлю 2014 года. Санкции запретили многим иностранным резидентам предоставлять кредитные деньги для России, что послужило снижению долга в последующие годы.

Зимой 2014-2015 годов на бюджет России пришлись рекордные выплаты по долгам. За короткий период в несколько месяцев были произведены выплаты по госдолгу на сумму более $100 млрд., что послужило валютному кризису в стране и обвалу рубля на фоне падения мировых цен на нефть.

К началу 2019 года внешний долг страны сократился почти на $300 млрд. и составляет около $450 млрд. Долг СССР на 1 января 2019 года составил всего $800 млн.

Динамика государственного долга России и его составных частей

Из чего состоит внешний долг России?

По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:

  • Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,

который состоит из следующих статей:

  • Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
  • Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
  • Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
  • Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
  • Прочее – $30 млн.

Внешний долг Российской Федерации

Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.

Оценка госдолга РФ и состояние экономики

После выплат Парижскому клубу государственный долг страны составил 9% от ВВП. К 2008 году он сократился до 5%. Это очень низкие цифры, по сравнению с другими странами. Для сравнения приведены следующие страны:

  • США – более 110% от ВВП.
  • Япония – более 200% от ВВП.
  • Франция – 98% от ВВП.
  • Греция – более 180% от ВВП.
  • Италия – около 135% от ВВП.

Для сравнения с Россией, как с нефтедобывающей страной, государственный долг стран экспортеров углеводородов:

  • Норвегия – около 30% от ВВП.
  • Саудовская Аравия – 8%.
  • Кувейт – 7,5%.
  • Узбекистан – 7%.

Госдолг России доля от ВВП

Последствия

  • Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
  • Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
  • Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
  • Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
  • Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
  • Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.

Заключение

  • Государственный долг страны образуется из-за дефицита государственного бюджета и состоит из внешних кредитов и внутренних займов у компаний и населения.
  • На 2019 год внешний долг нашей страны очень низкий, но растет объем внутреннего долга. Внешний и внутренний долги составляют десятую часть ВВП страны, что является хорошим и устойчивым показателем.
  • На сегодняшний день Россией практически выплачен государственный долг СССР.
  • На увеличение госдолга влияют мировые финансовые кризисы

Источник: https://dividendoff.net/makroekonomika/gosdolg-rossii.html

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Бюджет внешний долг россии на 2019 год

Государственный долг – это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг – это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать – выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно – в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг – это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:
    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).
    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства – это обязательства по выпущенным облигациям.
    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета – к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.
  • Внешний долг – это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг – долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.
    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.
    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.
    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга – это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России – это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг – до 110 млрд долларов – составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год – он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг – 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер – позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России – это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги.

Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act – DASKA).

В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски – вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга – рублевых облигаций федерального займа – санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах – евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах – и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки – их долги американцам покупать по-прежнему можно.

Источник: https://www.anews.com/p/114388693-gosdolg-rossii-v-2019-godu-chto-takoe-vnutrennij-i-vneshnij-gosudarstvennyj-dolg/

Санкции США добрались до российского госдолга

Бюджет внешний долг россии на 2019 год

Указ о введении второго пакета антироссийских санкций из-за дела Скрипалей президент США Дональд Трамп подписал в пятницу. Ограничения вступят в силу 19 августа и будут действовать как минимум год. Госдепартамент США планирует отменить их, только если Москва докажет, что отказалась от использования химического оружия, и выплатит компенсацию жертвам нападения в Солсбери.

Две ключевые меры: США будут препятствовать предоставлению международными институтами финансовой или технической помощи России, а американским банкам запрещено участвовать в первичном размещении российских суверенных еврооблигаций. Мера не касается корпоративных еврооблигаций, а также вторичного рынка.

Из разъяснения Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) следует, что понятие «американский банк» можно трактовать очень широко, замечает руководитель дирекции анализа долговых инструментов банка «Уралсиб» Ольга Стерина.

Это как собственно банки, так и брокеры, дилеры, инвесткомпании – судя по всему, американские инвесторы действительно не смогут участвовать в первичных размещениях российского внешнего долга, рассуждает она.

Но документ не касается вторичных торгов, так что, вероятно, инвесторы, которые хотят держать в портфеле российские евробонды, смогут купить их, подчеркивает Стерина.

В этом году Минфин выходил на внешние рынки дважды: в марте продал еврооблигации на $3 млрд и на 750 млн евро, в июне разместил еще два выпуска на $2,5 млрд, перевыполнив, таким образом, план по займам на год ($3 млрд). Закон о бюджете на 2019–2021 гг. предусматривает выкуп с рынка старых неликвидных выпусков на сумму до $4 млрд и эмиссию новых на $3 млрд.

Созданная финансовая система позволяет удовлетворить потребности бюджета и предприятий в займах, распространил Минфин комментарии первого вице-премьера – министра финансов Антона Силуанова. С 2013 г.

в размещениях Минфина иностранные банки не участвовали. Когда в 2016 г. Россия размещала 10-летние еврооблигации, единственным организатором был «ВТБ капитал». А, например, при размещении суверенных еврооблигаций в марте 2019 г.

«ВТБ капитал» выступал в тандеме с Газпромбанком.

Прямой эффект от новых санкций несущественен, отмечает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов, но это напоминание инвесторам, что «дамоклов меч санкций» продолжает висеть над Россией и игнорировать риски не стоит. В 2018 г.

после введения США санкций против российских компаний спрос иностранцев на ОФЗ и российский внешний долг резко снизился, хотя уже в 2019 г. начал восстанавливаться. В феврале 2019 г. иностранные инвесторы купили ОФЗ на рекордные с 2017 г. 88 млрд руб.

, а их доля в ОФЗ выросла до 30,8% на 1 июля 2019 г. с минимума в 24,4% в ноябре 2018 г.

Минфину будет сложнее размещать облигации в долларах, но это не критично, основные займы осуществляются через внутренний долг, бюджет профицитен, резервов достаточно, перечисляет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Профицит бюджета согласно закону о бюджете в 2019–2021 гг. превысит 2% ВВП, 1% и 0,8% соответственно.

В июле после зачисления валюты, купленной Минфином в 2018 г., фонд национального благосостояния (ФНБ) увеличился до $124,1 млрд, или 7,8 трлн руб. Его ликвидная часть достигла 5,7% ВВП, а когда она превысит 7% ВВП, правительство сможет инвестировать деньги фонда в проекты.

Как именно, чиновники еще не договорились, но Силуанов не исключал, что средства могут быть направлены и в российские проекты: критерии их отбора будут готовы к концу 2019 г. Кроме того, правительство внесло в Госдуму проект поправок в Бюджетный кодекс, позволяющих направлять средства ФНБ на экспортные кредиты.

Санкции усилят позицию противников расходования ФНБ, поскольку возникли новые риски, считает Орлова.

Потенциально спрос со стороны американских инвесторов на первичных размещениях могут заместить европейцы, полагает Стерина: у российских бумаг привлекательная доходность и умеренный риск.

Но нервозность на рынке, вызванная новыми санкциями, скорее всего, приведет к тому, что инвесторы попросят премию, признает она. Спрос на еврооблигации могут также поддержать локальные инвесторы, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин.

При необходимости Минфин сможет, сократив программу внешних заимствований, увеличить программу внутренних, допускает Стерина.

Санкции против новых выпусков суверенных еврооблигаций скорее ударят по корпоративным эмитентам, для которых размещения Минфина служат бенчмарком, говорит старший аналитик «БКС премьера» Сергей Суверов: компаниям, вероятно, придется привлекать средства по более высоким ставкам.

Первое полугодие для размещений корпоративных евробондов прошло вполне успешно: по подсчетам PwC, российские компании разместили еврооблигаций на $6,9 млрд против $7,8 млрд за весь прошлый год.

Теперь занимать станет дороже, так что, вероятно, российские компании пока займут выжидательную позицию, считает Брагин.

В ближайшее время доходности российских бумаг будут расти (как внешних, так и локальных), причем не столько из-за самих ограничений, сколько из-за реакции на возвращение санкций в повестку, продолжает Брагин: «Впрочем, рост не будет большим – санкционные риски всегда заложены в ценах российских бумаг».

В пятницу только из-за слухов о возможных санкциях доходности ОФЗ выросли в среднем на 10–15 базисных пунктов (б. п.), спред пятилетних дефолтных свопов (CDS) на Россию расширился на 8 б. п.

Скорее всего, они продолжат расти и на этой неделе, предполагает Стерина, но панических распродаж и скачков на процентные пункты все же ждать не стоит.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/08/05/808044-sanktsii-ssha

Госдолг ниже нуля: правительство предпочитает стагнацию

Бюджет внешний долг россии на 2019 год

Первый раз за последние пять лет чистый государственный долг РФ пересек границу отрицательных значений. Этого не происходило с момента ввода первых санкций против России.

По информации Министерства финансов и ЦБ РФ, со второй половины текущего года ликвидные активы правительства страны, субъектов и внебюджетных государственных фондов стали больше, чем российский государственный долг с учетом внешних и внутренних обязательств правительства, а также задолженностей субъектов и муниципальных образований.

В начале текущего года государственный долг России был больше государственный активов на 1,5 % ВВП. К началу августа чистые активы расширенного правительства достигли 1,25 % ВПП, который прогнозировали на 2019 год.

Размер государственного долга правительства, регионов и муниципалитетов составляет 16,2 трлн руб. или 15 % ВВП по прогнозу. В свою очередь, ликвидные активы России, которые включают депозитные счета в регуляторе в национальной и иностранных валютах, равняются 17,6 трлн рублей, что соответствует 16,2 % ВВП.

Ранее финансовый регулятор отмечал, что за первые шесть месяцев 2019 года произошел рост нетто-заимствований государственного сектора за границей РФ. Это помогло стабилизировать размер внешнего российского долга. К началу второго квартала текущего года объем внешнего долга увеличился по сравнению с I кварталом на 14,1 млрд долл. (с 454,7 млрд до 468,8 млрд).

Дмитрий Александров, главный стратег компании «УНИВЕР Капитал» считает, что чистый госдолг России ушел в отрицательную зону благодаря резервам, созданным государством.

«С 2014 по 2019 годы, благодаря жесткой финансовой дисциплине, удалось создать резервы, которые способны покрыть весь внешний долг за счет депозитов государственных органов в финансовом регуляторе и коммерческих банках России. Обратная сторона этого процесса — торможение темпов роста ВВП. Вместо того, чтобы работать на экономику, сбережения оседали на счетах в банках, что отрицательно сказалось как на экономике, так и на гражданах», — подчеркнул эксперт. Игорь Семеновский , к.ю.н., помощник Депутата Государственной Думы, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что снижение чистого долга России до нуля и ниже — это хорошо, но на макроэкономическую ситуацию в стране следует смотреть в комплексе. «Если сравнить ситуацию в макроэкономике России сейчас и в период 2014-2017 годов, то целый ряд таких показателей как уровень госдолга, темпы роста ВВП и промышленного производства, сбалансированность федерального бюджета и ряд других – выглядят в 2019 г. и прогнозном периоде в достаточно выгодном свете. Некоторые из ключевых индикаторов экономики пошли вверх еще в 2018 г. Косвенным свидетельством этого является также и повышение в 2019 г. долгосрочного кредитного рейтинга России агентствами Moody’s и Fitch. В то же время общая стабилизация макроэкономической ситуации не сказывается, к примеру, на росте реальных доходов россиян, уровне их закредитованности, что всегда ощутимо и наглядно видно для большинства граждан», — отметил эксперт.

По словам Игоря Семеновского, ситуацию с условным выходом госдолга ниже нуля необходимо рассматривать в комплексе: накапливая денежную подушку про запас, государство изымает определенную часть средств из реального сектора экономики и направляет их в условный резерв, где они уже не могут создать необходимого мультипликативного эффекта. Нельзя забывать и о такой цене макроэкономической стабильности, как недавнее увеличение фискальной нагрузки на граждан и организации, увеличение пенсионного возраста.

«В условиях высоких макроэкономических рисков, нестабильности цен на экспортные товары России и в целом на мировых товарных рынках, а также санкционной угрозы можно понять достаточно консервативный и осторожный путь финансовых властей в данном вопросе. Однако долго ли может данная политика приноситься в жертву экономическому росту и повышению уровня благосостояния рядовых граждан? Вполне очевидно, что при нынешнем экономическом курсе темпы роста экономики России не обгонят среднемировые, а, значит, наша доля в мировом ВВП продолжит сокращаться. Проект федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021-2022, который до 1 октября будет внесен Правительством в Госдуму, поможет лучше понять ответ на поставленный вопрос», — считает эксперт.

Сурен Айрапетян, управляющий партнер Rebridge Capital, член Совета ТПП РФ по инвестиционной политике, уверен, что необходимо менять курс.

«Политика «коробочки», которая царит в последние годы в нашей стране, имеет много негативных свойств. Во-первых, постоянное монотонное накопление ресурсов приводит к смерти МСП. При этом декларируется задача наоборот увеличить долю малого и среднего бизнеса. На лицо несоответствие действий и целей. Во-вторых, растёт социальная напряжённость. Я считаю, что если правительство позволило государственному долгу уйти ниже нуля, то в ближайшее время не стоит ждать повышения доходов населения, не стоит ждать большой социальной поддержки. Ресурсы складываются в некий резерв, не тратятся, и тренд явно не собирается трансформироваться», — отметил Сурен Айрапетян.

Источник: https://xn--c1abvl.xn--p1ai/news/economy/gosdolg_nizhe_nulya_pravitelstvo_predpochitaet_stagnatsiyu/

«Запас прочности»: почему внешний долг России сократился до минимума за 10 лет

Бюджет внешний долг россии на 2019 год

В 2018 году внешний долг России сократился на 12,4% — до $453,7 млрд, самого низкого значения за последние 10 лет. Эксперты связывают такую динамику как с внешними факторами, так и с внутренними показателями экономики страны.

На фоне профицита бюджета в 2,7% ВВП у государства нет серьёзной необходимости в увеличении заимствований. При объёме международных резервов ЦБ в размере $472,6 млрд Россия может полностью погасить свой долг и поэтому не зависит от кредиторов.

Что повлияло на рекордное снижение долговой нагрузки — в материале RT.

По итогам 2018 года объём внешнего долга России достиг минимальной отметки за последние 10 лет. Согласно данным Центробанка, соответствующая сумма уменьшилась на 12,4% ($64,4 млрд) и по состоянию на 1 января 2019 года опустилась до $453,7 млрд. В последний раз показатель находился вблизи такой отметки в апреле 2009-го и составлял $445,5 млрд.

Как следует из материалов ЦБ, на сегодняшний день основная часть внешнего долга страны ($312,3 млрд) приходится на частный сектор. Так, в 2018-м нефинансовые организации сократили объём задолженности на 9,4% — до $312,3 млрд, а банковский сектор — на 17,5%, до $85,3 млрд.

Отметим также, что на долю государства сейчас приходится лишь 12% ($56,2 млрд) от общего объёма российского внешнего долга. В целом за 2018 год задолженность федерального правительства уменьшилась на 20,8% — до $44,1 млрд, а Центробанка — на 16,6%, до $12,1 млрд.

Также по теме

Ответ на новые вызовы: что происходило с российской экономикой в 2018 году

В уходящем году российская экономика столкнулась с новыми вызовами, прежде всего — с беспрецедентно жёстким санкционным давлением на…

Главный экономист «БКС Глобал Маркетс» Владимир Тихомиров в интервью RT рассказал, что на фоне роста стоимости кредитования во всём мире низкий уровень задолженности — порядка 28% ВВП — является одной из главных сильных сторон национальной экономики.

Более того, как объяснила в беседе с RT заместитель директора информационно-аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова, нестабильная ситуация в глобальной экономике на данный момент создаёт определённые риски для нацвалют развивающихся государств. В результате заимствования в валюте для этих стран (и для России в том числе) становятся всё менее привлекательными.

«Займы в валюте сегодня рискованные и невыгодные. Поэтому сейчас гораздо проще и дешевле делать их внутри страны, чем и занимается Минфин, а также крупные корпоративные заёмщики.

Так что сокращение внешнего долга — это абсолютно адекватная мера, которая соответствует всем внешним вызовам.

Данные ЦБ говорят о том, что и страна, и бизнес имеют хороший запас прочности в условиях рисков для рубля», — пояснила Мильчакова.

Более того, сокращение объёмов внешней задолженности эксперты также связывают с текущим состоянием бюджета страны. Так, в условиях профицита государственной казны у России нет необходимости в дополнительных заимствованиях. Об этом в интервью RT рассказал директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

По данным Министерства финансов, в 2018 году бюджетный профицит в России достиг 2,7% ВВП. Так, положительная разница между доходами и расходами казны составила 2,746 трлн рублей. Отметим, что полученное значение превысило заложенный в законе о бюджете показатель в 2,1% ВВП.  

Одновременно с этим эксперты указывают и на высокий объём международных резервов Банка России. Согласно материалам регулятора, в 2018 году соответствующая сумма составила $468,5 и превысила показатель внешнего долга $453,7 млрд.

«Сложившаяся ситуация говорит о том, что внешний долг у нас обеспечен. Причём стоит отметить, что сейчас 20% от наших резервов приходится на золото.

Это означает, что мы платёжеспособны, и если вдруг от нас неожиданно потребуют досрочного погашения долга, то у нас будут средства для выплаты.

Важно, что мы независимы от кредиторов — в отличие от таких стран, как, например, Аргентина или Украина», — объяснила Наталья Мильчакова.

По оценке Георгия Остаповича, сейчас объём российского госдолга остаётся одним из самых низких в Европе. Вместе с тем, как объяснил эксперт, на сегодняшний день многие развитые страны, напротив, всё чаще склонны увеличивать объёмы своей долговой нагрузки. Так, например, в Японии соответствующий показатель составляет около 250% ВВП, в США — более 100%, а в Италии — порядка 120%.

На этом фоне, как полагает Остапкович, по мере прогнозируемого правительством ускорения российской экономики международные рейтинговые агентства будут пересматривать суверенный рейтинг страны в сторону повышения. В результате России будут выдавать заимствования под более низкие проценты и государство сможет вновь начать постепенно увеличивать внешний долг для инвестиций в эффективные проекты.

Источник: https://russian.rt.com/business/article/595267-rossiya-vneshnij-dolg-rekord

Юрист Авилин
Добавить комментарий